ccsr> Да не это определяло ситуацию, а эскалация войны и её маневренность на больших территориях. Немцы с самого начала планировали блицкриг без танковых сражений
Немцы планировали блицкриг. А получится он с танковыми сражениями или без, им было без разницы. У них были варианты на все случаи. И маневр с целью уклонения от прямого столкновения и окружения масс танков противника, и сильные противотанковые и артиллерийские подразделения в боевом составе их танковых дивизий и капфгрупп, и оснащенная ПТП и противотанковыми минами мотопехота, и налаженное взаимодействие с пехотой. Благодаря этому, даже на уступающих по орудиям и броне ранних "тройках" и "четверках" или даже на натуральном трофейном хламе, немцы успешно громили советские танковые соединения на свеженьких 34ках. А позже уже мы, благодаря отлаженному механизму бронетанковых соединений, громили на 34ках немцев на заметно более мощных "тиграх" и "пантерах"
ccsr> а наша армия вообще все на уровне танковых бригад планировала вплоть до 1941 года.
Да ничего подобного. Читайте труды Триандафилова, Тухачевского, советские довоенные планы, материалы большой военно-стратегической штабной игры зимы 40-41го года. СССР планировал такие же танковые наступательные операции, что и немцы, правда реальность у нас пожиже оказалась и мы эти планы, в отличие от немцев, реализовать не смогли.
ccsr> Вообще-то вся немецкая армия, а отличие от Красной Армии имела самое бесценное - боевой опыт, что и позволило им крушить нашу армию в первые годы войны
Боевой опыт и у РККА был. Испания, Халхин Гол и советские "добровольцы" в ВВС Гоминьдана, Финляндия, боевые спецоперации диверсионного управления НКВД в Польше. Не было опыта крупных и глубоких танковых операций, как в своем, так и противника, исполнении.
ccsr> Так что дело не в оргштатном различии, а в боевом опыте - он всему голова.
Дело именно в оргштатной структуре бронетанковых соединений(недостаток подразделений тылового и технического обеспечения, мотопехоты и артиллерии), причиной которым было отстутствие опыта использования этих соединений в глубоких наступательных операциях.
ccsr> Никто и не упрекает его что он не предотвратил нападение немцев - это не в его компетенции. Но вот то, что он не понимал глубинные проблемы нашей армии и имел некоторое головокружение от взлета после Халкин-Гола, сыграло отрицательную роль в первые сутки войны, за что, он, кстати, и был снят с должности НГШ - причем абсолютно справедливо.
Читай "Воспоминания и размышления". Все там написано. Все понимали. Схватились за головы. Пытались исправить. Наткнулись на ограниченные возможности своей промышленности и не успели.
Начальник войск связи Красной Армии генерал-майор Н. И. Галич докладывал нам о нехватке современных средств связи и об отсутствии достаточных мобилизационных и неприкосновенных запасов имущества связи.
Действительно, радиосеть Генштаба была обеспечена радиостанциями типа РАТ только на 39 процентов, а радиостанциями типа РАФ и заменяющими их 11-АК и других— на 60 процентов, зарядными агрегатами — на 45 процентов. Приграничный Западный военный округ располагал радиостанциями только на 27 процентов, Киевский военный округ — на 30 процентов, Прибалтийский военный округ — на 52 процента. Примерно также обстояло дело и с другими средствами радио— и проводной связи.
Перед войной считалось, что для руководства фронтами, внутренними округами и войсками резерва Главного командования в случае войны будут использованы преимущественно средства Наркомата связи и ВЧ Наркомата внутренних дел. Узлы связи Главного командования, Генштаба и фронтов получат все нужное от местных органов Наркомата связи. Но они, как потом оказалось, к работе в условиях войны подготовлены не были.
С состоянием местных органов связи я был знаком по маневрам и командно-штабным полевым учениям, когда на арендных началах пользовался их услугами. Еще тогда мы сомневались в способности местных органов обеспечить вооруженные силы устойчивой связью во время войны.
Все эти обстоятельства обусловили главный недостаток в подготовке командиров, штабов соединений и армейских объединений: отсутствие умения хорошо управлять войсками в сложных и быстро меняющихся условиях боевой обстановки. Командиры и штабы избегали пользоваться радиосвязью, предпочитая связь проводную. Что из этого получилось в первые дни войны — известно. Внутренняя радиосвязь в подразделениях боевой авиации, в [219] аэродромной сети, в танковых подразделениях и частях, где проводная связь вообще неприменима, осуществлялась слабо.
И. В. Сталин недостаточно оценивал роль радиосредств в современной маневренной войне, а руководящие военные работники не сумели своевременно доказать ему необходимость организации массового производства армейской радиотехники. Конечно, это дело не одного года. Каждому ясно, что этим надо было бы заниматься за много лет до войны, но этого сделано не было.
Подземной кабельной сети, необходимой для обслуживания оперативных и стратегических инстанций, не было вовсе.
Нужны были срочные мероприятия, чтобы привести телефонно-телеграфную сеть, радио— и радиотрансляционную сеть в надлежащий порядок.
Разговоры по этим вопросам с Наркоматом связи ни к чему не привели. И не потому, что кто-то не хотел делать лишнюю работу: улучшение организации связи было совершенно очевидной необходимостью. Наркомат не мог физически выполнить требования армии. То, что было сделано в конце 1940-го — начале 1941 года для улучшения местной связи и связи отдельных центров с Москвой, не могло решить поставленную задачу.
Выслушав наши сообщения, С. К. Тимошенко сказал:
— Я согласен с вашей оценкой положения. Но думаю, что едва ли можно что-нибудь сделать серьезное, чтобы сейчас же устранить все эти недостатки. Вчера я был у товарища Сталина. Он получил телеграмму Павлова и приказал передать ему, что при всей справедливости его требований у нас нет сегодня возможности удовлетворить его «фантастические» предложения.
Там же, чуть выше
Скажу больше. Вспоминая, как и что мы, военные, требовали от промышленности в самые последние мирные месяцы, вижу, что порой мы не учитывали до конца все реальные экономические возможности страны. Хотя со своей, так сказать, ведомственной точки зрения мы и были правы.
Например, объективными обстоятельствами лимитировались предложения наркома обороны о расширении массового производства новейших образцов самолетов, танков, артиллерийских тягачей, грузовых автомобилей, средств связи и прочей боевой техники
...
Войска связи, инженерные войска. Железные и шоссейные дороги. Комиссия ЦК ВКП(б) и СНК СССР, работавшая в середине 1940 года, справедливо указала на то, что количество инженерных войск в мирное время не могло обеспечить их нормальное развертывание на случай войны{35}.
Накануне войны штаты кадровых частей этих войск были увеличены, сформированы новые части, улучшилась общая подготовка [216] инженерных войск, структура и оперативный расчет частей связи; начальники связи соединений стали больше заниматься работой по подготовке связи к действиям в условиях военного времени; в войска начали поступать новая инженерная техника и средства связи. Однако изжить все недостатки в инженерных войсках и войсках связи до начала войны мы не успели.
Накануне Великой Отечественной войны
Весь февраль был занят тщательным изучением дел, непосредственно относящихся к деятельности Генерального штаба. Работал по 15-16 часов в сутки, часто оставался ночевать в служебном кабинете. Не могу сказать, что я тотчас же вошел в курс многогранной деятельности Генерального штаба. Все это далось не сразу. Большую помощь мне оказали Н. Ф. Ватутин, Г. К. Маландин, А. М. Василевский, В. Д. Иванов, А. И. Шимонаев, Н. И. Четвериков и другие работники Генерального штаба.
С чем же мы пришли к началу войны, была ли готова страна, ее вооруженные силы достойно встретить врага?
// Дальше — militera.lib.ru
Так что Жуков и прочее военно-политическое руководство СССР вполне осознавали, где у РККА зияют опасные дыры, и в меру сил и понимания масштаба проблемы пытались их исправить, но не успели
ccsr> Ну и почему тогда спящими застали в приграничных округах наши некоторые войска, а не на боевых позициях, или хотя бы в пунктах сбора?
А многих застали спящими? Не надо повторять сказок времен СССР. До кого-то дошла директива, до кого-то нет, но серьезной роли это не сыграли. Успевших подняться по тревоге и выполнить план прикрытия немцы разгромили с таким же успехом, как и тех, кто этого не сделал. Поднятие по тревоге и выполнение плана прикрытия границы не играло существенной роли и никак не спасало войска западных округов от разгрома. Они в принципе при своей тогдашней оснащенности и тактическому мастерству не были способны эффективно противостоять тому типу войны, что с ходу навязали немцы.
ccsr> Не надо растекаться мыслью по древу - я конкретно вел речь о системе оповещения войск в мирное время, и Жуков мог очень быстро, без вложения средств, проверить её и понять где же будут проблемы в случае внезапного нападения
Читай выше. Прекрасно знал Жуков и прочее военно-политическое руководство, где будут проблемы. Черная дыра в войсках связи ни для кого секретом не была. Но что дальше, если так же быстро и без вложения средств исправить эту проблему было невозможно. Пытались вывернуться за счет использования проводных средств связи и средств гражданской связи, так же пытались форсировать производство армейских радиостанций первое не вышло, гражданские еще больше не соответствовали требованиям военных, чем их собственная связь, а промышленность имела слишком большую инерцию и груз своих проблем, чтобы сразу выпустить требуемые объемы средств связи.
Если не хватает радиостанций, их ресурса и ЗиПа для обеспечения круглосуточного дежурства в радиосети, то хоть ты расшибись - не выйдет у тебя гарантировать что в боевой обстановке часть получит сигнал тревоги по радио. То же касается и штатов. Если в части по штату только один радист, то он не сможет круглые сутки сидеть за радиостанцией. Ему время на отдых нужно. Штаты связистов Жуков увеличил, но связистов еще отбирать и учить надо, это не рядовые стрелки, которых за пару недель подготовить надо. Программа подготовки радиста где-то год занимает, ну или полгода, если совсем галопом по европам. С радиостанциями все еще хуже, из-за ограничений промышленности.
ccsr> И что это доказывает? Что в полку нет приемника и обычного телефона, для связи с дивизией?
Так если сигнал тревоги не принят дивизией, а самый жуткий некомплект именно в радиосвязи высших эшелонов управления был, то чем вам эта связь поможет?
ccsr> Какая разница в какой сети передается условный сигнал, тем более что некоторые маленькие части его вообще получают от соседей?
То есть, какая разница? Если сигнал передается в чужой радиосети, то вы его не услышите, а если услышите, то не поймете из-за незнания кодов и позывных чужой радиосети. Чтоб передать сигнал тревоги, радист должен знать частоты, позывные, и условные коды и шифры для связи с конкретным подразделением. Вы уверены, что в штабе Западного фронта знали данные радиосетей полков для прямой связи с ними в обход дивизионного и бригадного звена?
ccsr> Кончайте нести ахинею - я за сутки иногда по паре проверочных сигналов принимал
Переданных корреспондентами не знающих ваших радиоданных и в чужих радиосетях, радиоданных которых не знали вы? Сказок не рассказывайте.
ccsr> если бы прошел боевой, то есть четкая инструкция что нужно делать.
Так откуда вы узнаете, что поток цифр переданный незвестным корреспондентом - боевой сигнал? Если в штабе фронта не знают частот и кодов в звене дивизия-полк, то дело швах. Ничего они передать напрямую полкам не смогут. Ну или по крайней мере придется использовать нетривиальную и ненадежную процедуру с поиском радиостанций в эфире силами ОСНАЗа и установлением связи с каким-то нетривиальным способом установления подлинности найденой станции полка и удостоверения своей подлинности.
ccsr> Речь шла об агентурной - может все таки не фотографию, а ТТХ приведете?
Что есть в сети, то и привел. Диапазон - КВ, мощность - 3 ватта, что больше чем у Севера, есть фото, по которым можно оценить габариты, которые вполне близки "Северу". То есть вполне сопоставимая техника у абверовцев была.
ccsr> Это показывает, что и у нас не лаптем щи хлебали, когда требовалось и были средства, создавали хорошую технику
Я где-то говорил, что проблема была в радиоинженерах разрабатывавших радиостанции? Речь шла о другом: о качестве элементной базы и возможностях крупносерийного производства радиостанций советской радиопромышленностью. Это вам не агентурные радиостанции малыми сериями и на импортной элементной базе клепать. На "Севере" конкретно использовалась американская лампа тип 24, которую сначала заменили на содранную не слишком удачно, что привело к заметному падению ресурса станции и некоторому падению ее мощности, а потом - то-ли на лендлизовскую с советской маркировкой, то-ли на более удачно содранную, которая по характеристикам соответствовала американской оригинальной.
ccsr> Да бросьте сказки рассказывать - авиация противника за сотни километров их вскроет, а спутники и за тысячи может принимать. Так что долго еще будут флажками махать или прожекторами перемигиваться - не вижу причин от этого отказываться.
Ну мало ли, что ты не видишь
Не используют флажки. И даже прожекторами сигналят уже редко.
ccsr> Вы похоже вообще не в теме, но я вам подкину для размышления информацию:
ccsr> "в ведомости по в/ч 9090 от 30 апреля 1941 года в графе «76-мм бронебойно-трассирующий» стоит жирный нуль. Положено иметь 33 084 выстрела, недостает 33 084 выстрела, процент обеспеченности - нуль! А знаете, что это за в/ч 9090 такая? Это, ни много ни мало, 6-й мехкорпус ЗапОВО под командованием генерал-майора М.Г. Хацкилевича - самый мощный механизированный корпус в Западном военном округе и один из самых укомплектованных в РККА. Так вот, самый мощный и укомплектованных мехкорпус ЗАпОВО на 22 июня 1941 года имел 238 танков Т-34, 113 танков КВ и... ни одного бронебойного снаряда к ним!"
С какого бодуна ты по документу датированному 30ым апрелем делаешь категоричный вывод о том, что и 22го июня, через два месяца, ситуация была такой же? За такое время можно фронту для среднего размаха наступательной операции боеприпасы завезти, не то что мехкорпусу.
ccsr> Жуков обязан был организовать доскональную ПРОВЕРКУ работы всех штабов западных округов до дивизии (полков - выборочно) по вопросам управления, оповещения и связи
Читай выше. Вся информация о критическом состоянии с радиосвязью у Жукова и воено-политического руководства СССР была. Как в результате проверок, так и по докладам самих связистов, которые свое плачевное состояние не скрывали и били тревогу. Сам же начальник войск связи и докладывал, что с радиосвязью у него полный трындец. Проблема была не в том, что о проблеме не знали, а в том, что ее быстро исправить было не возможно и в результате - не успели.