Реклама Google — средство выживания форумов :)
Благодаря специальной системе охлаждения, большой емкости лент, высокой боевой скорострельности и плотности огня, быстрой наводке и маневренности огня на момент принятия на вооружение установка не имела аналогов среди зарубежных систем. Кроме того, это была первая т.н. комплексированная (состоящая из нескольких самостоятельных боевых единиц оружия) установка довольно скоро доказавшая свою эффективность в боевых условиях. Так, во время боев у озера Хасан американские наблюдатели в японской армии писали что "русские имеют невероятной скорострельности оружие, работающее от двигателя машины". Они ошибочно считали, что имеют дело с системой оружия с внешним механическим приводом автоматики.
В годы Великой отечественной войны счетверенная установка успешно применялась как при ПВО городов и важных объектов, так и при непосредственном прикрытии войск на фронте. Токаревская установка широко использовалась в качестве стационарной, самоходной (обычно устанавливалась в кузове грузовых автомобилей), корабельной, подвижной (на бронепоездах и ж/д платформах). Установки находились на вооружении зенитно-пулеметных рот армейских частей и подразделений, а также частей ПВО. К сожалению, наличие и выпуск данных ЗПУ на начало войны не были достаточными. Некомплект установок только в частях ПВО оценивался примерно в 3000 единиц.
Уже в середине войны стало ясно, что рост скоростей, а также рост защищенности и живучести авиации не позволяет ЗПУ созданной на базе пулеметов "Максим" винтовочного калибра, эффективно бороться с боевыми самолетами противника. Тем не менее, несмотря на то, что с февраля 1943 года 7,62-мм счетверенные ЗПУ конструкции Токарева вывели, как устаревшие, из состава зенитных полков зенитных дивизий РГК, установки провоевали в действующей армии до самого конца войны.
… я хорошо помню, как однажды наша канонерская лодка «Красная Абхазия» уходила из Одессы, она как раз взяла на борт эвакуированных жителей, и как раз во время выхода из порта на нее налетели немецкие самолеты. И бомбили «Красную Абхазию» очень долго, ведь из зенитной артиллерии на канонерке если и были одна или две пушки, то никак уж не больше. Легкая мишень, так что немецкие самолеты пикировали на полную мирных жителей «Красную Абхазию» практически безнаказанно. А наши истребители почему-то не взлетели. Вернее, они появились над лодкой, но уже поздно, канонерка с многочисленными повреждениями была вынуждена вернуться в порт. Но в тот раз зенитчики Черноморского флота на моих глазах сбили немецкий самолет. Один из вражеских самолетов, который только-только отбомбился по лодке, полетел на низкой высоте у самого берега, где как раз стояли наши зенитки. Я тогда вышел из своей радиоземлянки и смотрю, как из-за мыса появился самолет с немецкими крестами. Наши счетверенные пулеметы «Максим» тут же открыли огонь. А батарейные 76-мм орудия не могут стрелять – дело в том, что самолет летел на столь низкой высоте, что пушки не могли опустить свой ствол – мешал вырытый бруствер. Да еще прямо за нашими позициями был уклон к морю. Так что эффективный огонь открыл только один счетверенный пулемет «Максим». И ребята-пулеметчики подбили этот самолет – я лично видел, как он упал в воду, и немецкие летчики выскочили из кабины и по фюзеляжу самолета бежали по самолету в воде. Тут все мы открыли огонь из винтовок и пулеметов и побили всех летчиков. Ни одно из тел на поверхности не плавало, после морские водолазы спускались в глубину, но никого так и не нашли. Позже говорили, что это был один из первых достоверно сбитых немецких самолетов во время обороны Одессы.
******************************************************
Недалеко от города располагался аэродром, на котором дислоцировались истребители И-15бис и И-153 .… 97-ю зенитную артиллерийскую батарею передислоцировали на охрану этого аэродрома…..
Второй крупный налет на аэродром совершили на очень низкой высоте небольшие вражеские самолеты, наподобие наших истребителей. В тот раз мы все услышали, как в стороне приближающего фронта поднялась сильная зенитная пулеметная стрельба, у нас на батарее сразу же объявили боевую готовность и мы направили зенитки в сторону звуков стрельбы. Внезапно появились самолеты противника и полетели на позиции нашей батарее, уже прямо по нам стрельба идет, а капитан Каплунов, командир дивизиона, как раз в это время прибыл в наше расположение и стоял на бруствере во весь рост. Возле него находились пустые ящики из-под снарядов, я лично видел, как от них отлетали щепки от пуль, пулеметные очереди просточили все эти ящики, но Каплунов стоял как заговоренный – по нему ничего не попало. В ходе второго налета наша батарея сбила два самолета противника, это я могу точно засвидетельствовать, и еще два или три вражеских самолета были подбиты, какие-то из них, как нам позже сказали, упали в море. Там же сразу недалеко за аэродромом море начиналось. Самое удивительное заключалось в том, что налет производился только один раз, наши орудия успели сделать всего несколько выстрелов, а счетверенные пулеметы «Максим» дали одну или две очереди, остальное уже вдогонку стреляли. И при этом показали столь высокую результативность стрельбы, сказалась довоенная подготовка. Я, конечно, не уверен, но, как мне кажется, на нас налетели румынские самолеты - немцы бы не позволили себе потерять столько самолетов, да и не стали бы лететь на рожон.
********************************************************
После окончательного окружения города …….
Кстати, вскоре у нас забрали счетверенные зенитные пулеметы «Максим» - были организованы особые «летучие отряды», в грузовой автомашине ставили наши зенитные пулеметы, там же сидел расчет из 4-5 зенитчиков, вооруженных винтовками. Они маскировались в оврагах, а когда румыны начинали наступать, «летучие отряды» атаковали их во фланг и создавали видимость окружения. Это хорошо помогало защитникам Одессы, потому что румыны сразу же возвращались на исходные позиции.
********************************************************