Bell>> ИМХО такое, что все семейство РД-170/171/180/191 и т.д. - тупиковое по ряду причин.
wstil> Почему? М.б. обсуждение в "космосе" есть?
Там достаточно сложная ситуация. Причем объективная картина, на мой взгляд, несколько подпорчена гипернегативным отношением некоторых форумчан к Глушко.
Грубо говоря, по этой версии, Глушко стремясь получить максимальный УИ задал слишком высокое давление в камере сгорания.
В феврале-марте 1976 г. правительством было принято решение о разработке ракетных систем "Энергия"-"Буран" и "Зенит". В ноябре 1976 г. был разработан эскизный проект двигателя РД-170 со следующими характеристиками: тяга на земле 740 т, в пустоте - 806,4 т (эти значения были приняты на основе оптимизации двух проектов ракет-носителей "Энергии" и "Зенита"); удельный импульс на земле 309,3 с, в пустоте -337 с; давление в камере сгорания 250 атмосфер, в газогенераторе - до 583 атмосфер; мощность турбины до 297,26 лошадиных сил.
Давление настолько велико, что в среде чистого кислорода при незначительных воздействиях воспламеняются трубопроводы
И все же главной проблемой, характерной для окислительных схем двигателей, является проблема защиты агрегатов кислородных трактов от возгорания при воздействии случайных инициаторов возгорания. Выделяя эту проблему среди прочих как одну из наиболее важных, следует отметить, что по своей значимости ее решение далеко выходит за рамки конкретных задач создания указанных двигателей. В результате проведенных исследований были выявлены причины возгорания конструкций.
Всего было 19 случаев возгорания, это составляет 3 % общего числа испытаний, проведенных до января 1990 г.
Проблема исключения возгорания турбины решалась крайне трудно и долго, вызывала серьезные сомнения вообще в реальности создания двигателя такого рода. Эта проблема потребовала привлечения всех научных и конструкторских сил страны. Наиболее напряженными и драматичными были 1982 и 1983 гг.
Случаи возгорания насоса окислителя имели место при отработке практически всех жидкостных ракетных двигателей кислородного класса: поломки элементов насоса, наклепы, трение сопрягаемых поверхностей, разрушение подшипников, затирание лабиринтных уплотнений, попадание инородных тел и частиц были основными причинами возгорания.
Анализ статистики огневых пусков двигателей и экспериментальных установок показывает, что к концу 1984 г. были внедрены основные мероприятия, обеспечившие ресурс работоспособности насоса для двигателей одноразового использования с запланированным запасом. На это было затрачено более 5 лет. В этом году аварии по возгоранию насоса составили 7 % от числа испытаний двигателя.
К концу 1983 г., через пять лет после начала экспериментальной отработки двигателя, была найдена и отработана технология нанесения никелевого покрытия на лопатки ротора и статора с достаточной стойкостью, достигаемой, в частности, специальной термообработкой, и нанесения металлокерамического покрытия на ротор.
Наряду с увеличением стойкости, были приняты меры к уменьшению размеров массы посторонних частиц. На входе в двигатель был поставлен фильтр с ячейкой 0,16х0,16 мм. На этом практически завершилось решение проблемы возгорания.
Гарантированный запас работоспособности двигателей составляет по ресурсу и числу включений сверх эксплуатационного не менее трех летных. Кратность использования модуля серийного образца в составе блока А не менее 10. Остаточный ресурс работоспособности приборов, агрегатов и систем на момент последнего пуска обеспечивает возможность проведения не менее пяти полетов.
- 9 июля 1981 г. двигатель впервые проработал полное время на стенде. С середины 1984 г. начались первые поставки двигателей для "Энергии". В.П.Глушко не расправился с отступниками.
Ваш браузер не поддерживает таблицы. Пожалуйста, обновите версию.
// buran.ru
Это факты на начало 90х. Также, гарантированно по этой причине, был потерян NSS-8 с Морского старта в 2007 и разрушен старт Зенита в 1990.
Энергомаш божиться, что с тех пор многое переделано, особенно в других двигателях семейства (Рд-180, РД-191), но есть люди которые им не верят.
Также, к моему удивлению, здесь уже появилась своя мифология. В частности, есть люди которые уверены, что авария KSLV-1 № 2 была именно по этой причине. Каких либо серьезных фактов в подтверждении этой версии нет. Помню, Старый, когда я пытался получить факты, предложил поверить, в этом вопросе, ему на слово.