Анатолий> Спасибо! с каждого по зернушку!
Байка о том, как баскетболист авианосец купил.
В первом своём интервью для прессы, бизнесмен из Гонконга раскрыл детали малоизвестной эпопеи о том, как бизнесмен, вооруженный наличными и историей о казино, обдурил весь мир и реализовал давнишнюю мечту Китая.
Чжу Дзеньпинь рассказал, что главные двигатели на момент продажи в 1998 году не были демонтированы, а были тщательно законсервированы в 1992, после остановки работ по строительству.
Это первое официальное подтверждение кого либо причастного к сделке, что двигатели были на месте. Предыдущие репортажи говорили о том, что двигатели были сняты украинской стороной вместе с вооружением и электроникой перед тем, как корабль был приобретён Чжу за 20 миллионов долларов.
"Когда главный инженер завода отвёл меня в машинный отсек авианосца, я увидел четыре новых, тщательно смазанных двигателя, каждый из которых стоил 20 миллионов", рассказал Чжу. В последующем, в 2011 году двигатели были приведены в рабочее состояние.
"Китайская сторона распространила заведомо ложную информацию о двигателях, что бы облегчить переговоры Чжу с украинцами", источник рассказал газете South China Morning Post. Источник добавил, что США оказывали давление на Украину, чтобы Китаю был продан пустой корпус без двигателей.
Покупка авианосца стала только первым шагом. Ушло ещё 4 года, чтобы отбуксировать корабль в Китай, и более 10 лет ушло на его достройку.
Антони Вонг, военный эксперт из Макао, рассказал, что после нескольких лет переговоров, Черноморский завод передал технологии ГЭУ авианосца Харбинской Harbin Turbine Company, которая специализируется на изготовлении паровых котлов и турбин для ВМФ.
Вонг рассказал, что, предположительно, ГЭУ Ляонина была усовершенствована, так как на испытаниях Ляонин показал скорость 32 узла, хотя его водоизмещение возросло на 6000 тонн по сравнению с Кузнецовым.
"Знаете, почему у Ляонина бортовой номер 16?", спрашивает Чжу. "У нас ушло 16 лет на его покупку и ввод в строй".
В середине 90-х годов на Чжу, бывшего капитана армейского баскетбольного клуба военного округа Гуаньчжоу, ставшего в Гонконге бизнесменом по торговле недвижимостью и организации развлечений, и имевшего разнообразные связи за границей, в том числе в бывшем СССР, вышли представители китайской Народной Армии.
Во время переговоров о возможном приобретении авианосца для Китая,они предупредили Чжу, что военный бюджет морских сил КНА невелик и в Пекине многие не поддерживают покупку, так что Чжу, в случае согласия, придётся рисковать своими средствами в случае изменения обстановки.
Чжу открыл офис в Киеве для ведения переговоров и к 1997 году выяснил, что Украина не желает продавать корабль для военных целей. По этому, летом 1997 года в Макао была создана Agencia Turistica e Diversoes Chong Lot, и Чжу за 6 миллионов гонконгских долларов купил лицензию на казино. В январе 1998 года он вылетел в Николаев.
Чжу привёз с собой пачки долларов для передачи руководству завода, а также ящики 62-градусного китайского самогона эрготоу. "У меня было ощущение, что я вымочен в самогоне", признался Чжу. "За каждой трапезой мы выпивали по 2-3 литра. За четыре дня переговоров мы употребили более 50 бутылок." Пьянка оправдалась - через несколько дней переговоров завод и правительство согласились продать корабль, включая полный комплект чертежей, за 20 миллионов долларов США.
Но на этом дело ещё не закончилось. В середине февраля украинские представители проинформировали Чжу, что авианосец будет продан на открытых торгах. У Чжу было только три дня на подготовку документов для участия в торгах. Но, с помощью украинских партнёров, Чжу оказался единственным участником, который успел предоставить все необходимые документы и 19 марта 1998 года он выиграл торги, в которых участвовали фирмы из США, Австралии, Южной Кореи и Японии.
В связи с финансовым кризисом в ЮВА, Чжу понадобилось больше времени чтобы оплатить контракт, но 30 апреля 1999 года был сделан последний платёж заводу (включая 10 миллионов в качестве пени за срыв сроков платежей) и Чжу стал хозяином авианосца.
Но вместе с кораблём Чжу приобрёл серьёзную проблему - как доставить авивносец в Китай.
(Продолжение следует)