ПСЗ "Янтарь": контракт с Украиной по двигателям для фрегатов заморожен
11:0020.05.2015 (обновлено: 11:09 20.05.2015)50430
О возможности предъявления судебного иска Украине за непоставку России энергетических установок для фрегатов проекта 11356, перспективах создания совместного производства этих кораблей в Индии, а также о планах Прибалтийского судостроительного завода "Янтарь" рассказал в интервью РИА Новости гендиректор предприятия Олег Шумаков.
Гендиректор завода Янтарь Олег Шумаков
© Фото: Предоставлено пресс-службой ПСЗ "Янтарь"
О возможности предъявления судебного иска Украине за непоставку России энергетических установок для фрегатов проекта 11356, перспективах создания совместного производства этих кораблей в Индии, а также о планах Прибалтийского судостроительного завода "Янтарь" рассказал в интервью корреспонденту РИА Новости Ивану Сураеву гендиректор предприятия Олег Шумаков.
— Олег Васильевич, в июле заводу "Янтарь" исполняется 70 лет. С какими результатами вы подходите к этой знаменательной дате?
— Действительно, 8 июля мы отмечаем 70 лет со дня образования нашего завода. На протяжении всей нашей истории мы активно сотрудничали с Военно-морским флотом. 157 кораблей различных классов — это вклад "Янтаря" в дело становления и укрепления отечественного кораблестроения.
Кроме того, существовала и гражданская программа — был построен ряд кораблей класса "река-море", серия ледоколов класса "Сахалин", которые хорошо себя показали на Дальнем Востоке, серия буксирных судов. Завод активно занимался и ремонтом — как военных кораблей, так и гражданских судов.
В истории предприятия были и сложные времена — "Янтарь" очень тяжело пережил конец девяностых — начало двухтысячных годов, поскольку у нас попросту не было своих заказов. В то время ВМФ не мог финансировать ранее подписанные контракты, в частности заказ №301 — большой десантный корабль проекта 11711 "Иван Грен", строительство которого затянулось очень надолго.
Сейчас "Янтарь" возродился. В 2008 году мы вошли в Объединенную судостроительную корпорацию и в 2011 году были признаны ведущим производителем боевых кораблей 2 и 3 класса. По результатам 2013 года "Янтарь" стал лучшим экспортером в судостроении. Но, конечно, предприятие не на таком пике, как в конце восьмидесятых. Тогда мы строили очень удачную серию больших противолодочных кораблей проектов 1155 и 11551. Также мы сделали серию из трех больших десантных кораблей проекта 1174, прибыль с которых позволяла нам вкладывать большие деньги в социальное развитие, инфраструктуру (детские учреждения, культурные и бытовые объекты). Мы были градообразующим предприятием Калининграда, обеспечивающим достойную жизнь 8 тысячам своих работников и их семьям.
На сегодняшний день мы не достигли этой планки, но нынешнее число работников — 4 тысячи человек — это серьезный успех. Для сравнения: в годы промышленного застоя у нас было всего 1,5 тысячи. Во многом этот разрыв удалось сократить благодаря контрактам с зарубежными заказчиками — это в первую очередь три фрегата проекта 11356, которые мы построили для ВМС Индии. Впоследствии этими кораблями серьезно заинтересовался наш ВМФ.
— Как я понимаю, речь идет об "адмиральской" серии из шести фрегатов в интересах Черноморского флота?
— Да, мы получили заказ из шести "Адмиралов" для ЧФ, правда, работа над последним кораблем этой серии, "Адмиралом Корниловым", была приостановлена.
В настоящее время у нас заканчивается строительство головного корабля серии — фрегата "Адмирал Григорович". Он проходит заводские ходовые испытания. Буквально сегодня он вышел в море отрабатывать вопросы, связанные с оружием. Планируется в ближайшие месяцы их закончить и предъявить корабль на госиспытания, и если все сложится нормально, то в августе этот заказ можно будет передать флоту. Перед тем как он уйдет на ЧФ, он отработает определенные задачи на Севере.
— На каком этапе находится второй корабль данного проекта, "Адмирал Эссен"?
— Он наступает на пятки "Григоровичу". На корабле выполняются отдельные пункты из программы швартовных испытаний, и в ноябре-декабре планируем передать его флоту.
— Почему так и не был заложен последний корабль серии "Адмирал Корнилов"?
— Его строительство неожиданно было приостановлено. Но это, скорее, вопросы к заказчику. Что касается других фрегатов — третий, "Адмирал Макаров", должен быть сдан в марте 2016 года, но с ним есть некоторые проблемы в вопросах поставки оборудования, а следующая тройка кораблей из-за сложных отношений с Украиной, поставлявшей нам главную энергетическую установку (предприятие "Зоря-Машпроект", расположенное в городе Николаеве — ред.), очевидно, отстанет в сроках. В принципе, двигатели для первого заказа второй тройки готовы, но правительство Украины запретило их передачу. То есть у завода действительно есть проблемы, связанные с импортными поставками.
— Как вы планируете решать эту проблему? Планирует ли российская сторона подать судебный иск против "Зоря-Машпроекта"?
— Завод подготовил все документы для направления судебного иска, но украинская сторона уведомила нас, что не может поставить энергетические установки для четвертого и последующих фрегатов в связи с форс-мажорными обстоятельствами — в данном случае имеются в виду политические санкции. Таким образом, контракт не расторгнут, но остается замороженным.
— Располагает ли сейчас Россия технологиями для создания таких установок?
— Да, соответствующие технологии у нас имеются — например, завод "Сатурн", расположенный в Рыбинске, специализируется на производстве газотурбинных двигателей, но для каждого класса кораблей эти установки имеют свои особенности.
Применительно к проекту 11356, чтобы минимизировать переделки, надо создавать двигатель именно под этот корабль. Задержка в сдаче кораблей намечается где-то на два года.
— Последние годы Индия придерживается принципа "производим дома" и активно добивается трансферта технологий для всей техники, которую она закупает за рубежом. Обращались ли индийские партнеры к вам с такой инициативой касательно фрегатов этого проекта?
— Да, закончив серию из трех индийских заказов, мы очень надеялись, что Индия продлит с нами сотрудничество, тем более индийское военное ведомство высказывалось, что их ВМС нуждаются еще в трех-четырех кораблях такого класса. Сейчас они прорабатывают такой сценарий, чтобы делать такие корабли у себя, конечно, с нашим участием и под нашим патронажем.
— То есть можно рассчитывать на то, что "Янтарь" совместно с индийскими верфями создаст совместное производство?
— Мы склоняемся к тому, что это будет корабль такого же класса, но с несколько другим вооружением, так как технические возможности оружия постоянно развиваются, и я думаю, что к тому времени уже будет что-то новое, что на этот корабль можно будет установить. В то же время с точки зрения мореходных качеств корабль будет абсолютно тем же. Сейчас идут консультации с индийскими коллегами по всем этим вопросам.
— Поговорим о другом вашем крупном заказе — больших десантных кораблях проекта 11711 "Иван Грен" и "Петр Моргунов". Как идет их строительство?
— На первом из них, БДК "Иван Грен", мы сейчас заканчиваем установку общекорабельных систем и планируем в июне начать его швартовные испытания. В принципе, сдать этот корабль планируется в этом году, хотя проект очень сложный. Дело даже не в вооружениях, а в технических средствах, которые обеспечивают нахождение десанта на корабле и его последующую высадку, — они достаточно сложное. Как пойдут испытания, сейчас не хочу загадывать.
— Когда будет заложен второй БДК данного проекта "Петр Моргунов"?
— Закладка — это дело несколько формальное, строительство мы начали еще в прошлом году. Планируем провести его официальную закладку накануне дня России — 11 июня этого года.
— Насколько я знаю, сейчас вы строите не только военные корабли. Расскажите, когда состоится поднятие Андреевского флага на океанографическом судне проекта 22010 "Янтарь"?
— Этот корабль также был построен по заказу Минобороны. "Янтарь" — опытно-исследовательское судно, предназначенное для обеспечения глубоководных работ с обитаемыми и необитаемыми аппаратами, используемыми для разработки арктического шельфа. Подписание приемопередаточного акта и поднятие флага на судне намечено на 23 мая.
— Рассматривается ли заказчиком возможность выхода судна данного проекта в серию?
— Да, учитывая то множество технических средств, способных осуществлять подводные и глубоководные исследования, установленных на "Янтаре", я думаю, что этот проект будет продолжен, и такие переговоры у нас с заказчиком уже ведутся.
Надеюсь, что следующее судно такого проекта будет построено на нашей верфи, это было бы логично, так как завод имеет опыт, документацию и всю необходимую оснастку. Все параметры судна, заданные на госиспытаниях, фактически подтвердились. Для того чтобы до конца понять способности и возможности этого судна, в августе "Янтарь" уйдет в Атлантику на продолжение испытаний всех его технических средств, к октябрю испытания должны быть закончены, и в зависимости от их успеха заказчик примет решение о строительстве серии таких кораблей. Надеюсь, что тогда мы сможем получить новый контракт.
— Какую прибыль показывает предприятие последние годы?
— Тут сложно говорить — прибыль и экономическая состоятельность у предприятия возникает при строительстве серии кораблей. Как правило, первый заказ является убыточным, и только на третьем заказе есть шанс получить реальную прибыль. На заводе сейчас ситуация с прибылями не радужная, но та численность работников и те экономические показатели, которые мы сейчас имеем, позволяют нормально платить зарплату, стабильно давать "тринадцатую" зарплату, да и выслугу лет завод ежегодно выплачивает.
На сегодняшний день у нас есть проблема в том, что предполагается задержка в строительстве второй тройки "Адмиралов" и нет контрактов на строительство следующих заказов. Если мы в этом году сдадим первых двух "Адмиралов", то на 2016 год у нас останется только третий фрегат проекта 11356 "Адмирал Макаров", "десантник" проекта 11711 "Петр Моргунов" и очень надеемся на заказ нового судна типа "Янтарь". Тогда еще на протяжении двух-трех лет мы имели бы хорошую программу и уверенность в том, что завод будет загружен.
Мы работаем в составе Объединенной судостроительной корпорации, там эта ситуация отслеживается, и я думаю, что совместными усилиями мы решим эту проблему.
РИА НОВОСТИ 21.05.2015