Реклама Google — средство выживания форумов :)
"Торговля оружием между Россией и Китаем находится на спаде"
"С Китаем у нас достигнут такой уровень отношений, которого, наверное, никогда не было вообще", - заявил Владимир Путин во время встречи с западными политологами в этом месяце. По мнению президента, в этих отношениях "нет двойного дна", они "носят прагматический и добрососедский характер" и "могут продолжаться достаточно долго". Путин напомнил и о совместном интересе к военно-техническому сотрудничеству. Какое российское оружие потребуется китайским военным? Об этом "Времени новостей" рассказал ЧЖАН ИХУН, канадский эксперт по проблемам обороны и безопасности в Восточной Азии, главный редактор журнала "Канва дифенс ривью".
- Осенью 2005 года Россия заключила с Китаем контракт на продажу 38 транспортных самолетов Ил-76 и заправщиков Ил-78 почти на миллиард долларов. С тех пор не было ни одной новой крупной сделки. В чем причина?
- Торговля оружием между Россией и Китаем действительно находится на спаде. Главная причина в том, что Китай купил много техники и ему нужно время на ее "переваривание". В 2004 году завершилась поставка сотни истребителей Су-30, с прошлого года начались поставки подлодок класса "Кило", идет передача заказанных эсминцев "Современный". Завершается поставка техники по прежним крупным заказам, и теперь ВВС и ВМФ должны к ней адаптироваться. Пока не освоят, нового покупать не будут - это нормально.
Сейчас идет процесс согласования направлений будущего сотрудничества с Россией - предстоит определить, какое новое вооружение подходит Китаю. Полагаю, что новый подъем начнется в будущем году. Одна из проблем - как интегрировать новые системы вооружений, наладить их обслуживание. Например, китайские ВВС довольны российскими Су-30, но их тревожит, что стоимость ремонта чересчур велика, а запчасти из России слишком дороги.
- Были сообщения, что Китай прекращает лицензионное производство истребителей "Цзянь-11" (Су-27) на Шэньянском авиазаводе, поскольку эта машина якобы уже не отвечает требованиям военных...
- Это производство не остановлено. По данным нашего аналитического центра КАНВА, в прошлом году там собрали более десятка машин. Они им нужны, это определенно. Другое дело, что эти машины нужно совершенствовать. Уже есть модификации "Цзянь-11А" и "Цзянь-11Б", там полностью изменилась кабина пилота и оборудование выполнено по западным стандартам. Кроме того, в 1992-1996 годах Китай получил из России большие партии истребителей Су-27СК, срок окончания эксплуатации которых истекает. Их надо модернизировать, и это одно из возможных направлений сотрудничества.
Другое дело, что китайская сторона надеется получить на новом этапе сотрудничества большее количество российских технологий. Но тут ограничения есть и будут, как и у любой страны. Несерьезно полагать, что Россия передаст Китаю технологии разрабатываемого ныне истребителя пятого поколения, как и Китай не отдаст технологии своего нового истребителя "Цзянь-10" Пакистану, заинтересованному в китайских вооружениях. Промышленная база китайского ВПК совершенствуется медленно. Истребитель "Цзянь-10" делали 18 лет, а двигатели к нему все равно приходится покупать у России. На дворе XXI век, а Китаю приходится покупать базовые технологии истребителя Су-27, разработанного в СССР в 1980-е годы. У китайских ВВС немало и внутренних проблем.
- О каких проблемах идет речь?
- Нехватка квалифицированных летчиков. Горючее есть, самолеты есть - летать некому. В Китае развивается рыночная экономика, повсюду создаются авиакомпании, которые переманивают из армии летный состав. Пилот Су-27 в чине подполковника получает более 10 тыс. юаней (1,25 тыс. долл.) в месяц плюс летные выплаты. Китайские авиакомпании могут с ходу предложить 40-50 тыс. юаней (5-6 тыс. долл.), они даже на Тайване пилотов нанимают. Летчик на прямое обращение часто отвечает отказом, поэтому рекрутеры обрабатывают их жен, чтобы те сами уговаривали мужей переходить в гражданскую авиацию. Женщина будет его пилить каждый день, а потом летчик уйдет в авиакомпанию, и через него будут переманивать его недавних сослуживцев.
- Неужели командование не ограничивает уход со службы квалифицированных летчиков?
- Конечно, ограничивает, но способы обойти ограничения всегда есть. Заболел - и точка. Все более заметное в китайском обществе расслоение между богатыми и бедными появилось и в армии. В подразделениях, летающих на Су-27 и Су-30, жилища летного состава очень красивые. Причина одна - надо удержать людей. Летаешь на новых самолетах - у тебя просторное жилье и хорошие условия. Большинство же летает на устаревших китайских вариантах МиГ-21 или даже МиГ-19, у них и жилье плохое, и оклады низкие. За счет летных выплат разрыв лишь увеличивается, поскольку в частях, оснащенных современной техникой, летают больше. Хороших летчиков немного, аварийность в ВВС растет. Это одна из причин, по которой Китай не торопится закупать в России новые боевые самолеты.
- Что происходит с недостроенным советским авианосцем "Варяг", который в 1998 году Китай купил у Украины за 20 млн долл. якобы для переоборудования в плавучее казино?
- Корабль стоит на верфи в Даляне, его перекрасили в защитную окраску китайского ВМФ, надписи "Варяг" на борту больше нет. На борту появилось освещение, это означает, что уже восстановлена система энергоснабжения. Судя по всему, корабль будет использован в военных целях для обучения.
- В том числе с использованием самолетов?
- -Конечно! Это возможность получить опыт использования авианосца, провести подготовку специалистов. Достройка "Варяга" до полноценного боевого корабля очень трудна, он вряд ли встанет в строй. Это советское изделие, построенное по требованиям ВМФ СССР. Многие системы вооружения более не производятся, они не соответствуют китайским запросам. Да если и соответствуют, вряд ли Россия их продаст. Китаю нужны всесторонние испытания этого корабля, чтобы набрать опыт, обобщить его и спроектировать собственный авианосец, похожий на "Варяг".
- Какие самолеты потребуются для китайского авианосца? Есть ли вероятность закупки в России палубных истребителей Су-33, применяющихся на авианосце "Кузнецов" - российском "двойнике" "Варяга"?
- Есть два пути. Первый - это создание палубного истребителя на основе "Цзянь-10". Кстати, у него такой же двигатель, как и у Су-33, - АЛ-31Ф. Второй вариант - на основании освоенных технологий истребителя "Цзянь-11" (Су-27) самостоятельно спроектировать китайский вариант Су-33. Так что вовсе не обязательно самолеты для китайского авианосца будут покупать в России. В Китае давно занимаются проблемами палубной авиации, например технологиями складывающегося крыла, - это нужно для уменьшения габарита самолета, чтобы его можно было поместить в ангар на авианосце. Эксперименты со складывающимся крылом проводились на истребителе-бомбардировщике морской авиации "Цзяньхун-7", хотя сама эта машина непригодна для использования на авианосце. Вместе с тем Китай будет пытаться получить технологии для палубного истребителя в российских ОКБ Сухого и Микояна.
- И когда же будет построен китайский авианосец?
- Все зависит от политического решения, с деньгами проблем нет. Велика вероятность его постройки в 12-ю пятилетку, то есть в 2010-2016 годах. У Китая менталитет большой державы, в области военного планирования он смотрит вперед на 20-30, а то и на 50 лет. Все идет по этапам, в Китае строят все более крупные корабли основных классов. Раньше строили фрегаты водоизмещением 2 тыс. тонн, теперь 3 тыс. тонн. Потом будут продвигаться к эсминцам водоизмещением 6-7 тыс. тонн. Для эффективного применения авианосцев нужны мощные силы флота, нужны самолеты электронной разведки, и тут Китай шаг за шагом накапливает технический потенциал.
- В начале июня китайские власти сообщили о катастрофе военно-транспортного самолета, на борту которого погибли 40 человек. По неофициальным сведениям, это был опытный экземпляр АВАКСа, создание которого в КНР идет не слишком успешно...
- Работы по созданию самолета раннего радиолокационного обнаружения шли в Китае с 80-х годов крайне низкими темпами. Во второй половине 90-х из-за роста напряженности вокруг Тайваня военные потребовали предоставить такой самолет побыстрее. Тогда решили покупать самолет в России и ставить на него израильский радар - это был проект А-50И. Но из-за давления США на Израиль сделка сорвалась. Для китайской культуры это весьма оскорбительно, и тогдашний китайский лидер Цзян Цзэминь был очень зол. В 2000 году Цзян стукнул кулаком по столу и потребовал сделать китайский АВАКС любой ценой, не заботясь о затратах.
За это время в Китае сделали АВАКСы двух типов. Это "Кунцзин-2000" на платформе российского Ил-76 и "Кунцзин-200" на платформе "Юнь-8", то есть самолета Ан-12 китайского производства. Летом во время испытаний разбился второй экземпляр "Кунцзин-200". Одна из причин катастрофы - нехватка опыта и знаний. Однако стоит обратить внимание, что на борту самолета было 40 человек. Это пренебрежение правилами безопасности, принятыми в других странах мира: в ходе испытаний на борту не должно быть больше 10-20 человек.
- Зачем Китаю сразу два типа АВАКСа, это же лишние расходы?
- "Кунцзин-2000" очень дорог, платформу для него покупают в России, радар в Китае делают сами. Это многофункциональная машина, настоящий АВАКС, способный не только обнаруживать цели, но и вести управление военными действиями. Китайские ВВС пошли по пути сочетания сложного и простого, для чего и сделали более дешевый самолет дальнего радиолокационного обнаружения "Кунцзин-200". Он выполняет вспомогательную роль, обнаруживая цели и передавая информацию о них на борт "Кунцзин-2000", расширяя "поле зрения" настоящего АВАКСа.
http://periscope2.ru/2012/09/14/6418/ВМС НОАК получают истребители J-11B/BS
Источник в китайской авиационной промышленности сообщил агентству Kanwa, что в 2011 г. первая партия морских истребителей J-11B/BS поступила на вооружение 8-й дивизии морской авиации ВМС НОАК. Все эти истребители оснащаются двигателями Taihang собственного производства. Это первая партия истребителей J-11B/BS, которые поступили на вооружение морской авиации. По словам того же источника, в 2011 г. еще одна партия этих истребителей была получена 37-й дивизией ВВС. В будущем истребители J-11B/BS будут оснащаться двигателями Taihang, и только первые партии J-11B, которые сейчас стоят на вооружение имели российские двигатели АЛ-31Ф. На сегодняшний день наибольшие сложности связаны с поставками авиационных двигателей и комплектующих, которые не поспевают за темпами производства J-11B. В соответствии с производственным планом, максимальный годовой выпуск J-11B/BS составляет 24 истребителя, что хватает для вооружения одного полка. Поэтому ВВС и ВМС ведут жаркие споры относительно распределения новых J-11B/BS.
В соответствии с имеющимися у Kanwa эксклюзивными фотографиями, распределение J-11B/BS между ВВС и флотом осуществляется в равных пропорциях, то есть по 8-12 истребителей. Это означает, что ВВС и морской авиации потребуется не менее двух лет для перевооружения одного полка (которые постепенно переформировываются в бригады).
По словам источника, на J-11B устанавливаются РЛС с механически управляемой антенной, а в будущем на истребители J-11/16/15 планируется применять РЛС с АФАР. Источник добавил, что в КНР уже более восьми лет ведется разработка РЛС с АФАР, ее цена будет невысокой, а масса даже ниже российских аналогов. РЛС для истребителя J-10B имеет пассивную ФАР. Тем самым подтверждается предположение Kanwa о том, что РЛС истребителя J-10B является копией российских РЛС с ФАР. Эти наблюдения подтверждаются и из других источников. Совсем недавно в пекинском Музее авиации был открыт выставочный зал, посвященный бортовой радиоэлектронике, и это ясно говорит о том, что J-10B оснащен РЛС с пассивной ФАР.
Кроме двигателей китайского производства, на J-11B устанавливаются новая китайская авионика и индикатор на лобовом стекле.
Первый полет прототипа Y-20
Сегодня появились кадры первого полета прототипа китайского тяжелого транспортного самолета Y-20 (Юнь-20) с заводского аэродрома Сианьской авиапромышленной корпорации.
AVIC : China’s Largest Home-Made 200-Tonne Class Air Lifter to Emerge in December
6 November 2009
Despite of the IL-76MD, China will demonstrate its indigenous 200-tonne class heavy military airlifter in the last month of 2009. This transporter is also the largest aircraft which China has ever made. Mr. Hu Xiaofeng, the General President of AVIC, unleashes this information on one media news press today.
Hu Xiaofeng says that the new military transporter will emerge as prototype aircraft, which is independently developed and manufactured by XAC (Xi’an Aircraft Industry Group)
China-Defense-Mashup has reported before that this military transport airfraft project was initiated before 3-4 years.