=KRoN=>Раз уж пошли интересные истории по поводу штопора...
Коллеги, о штопоре можно говорить сколь угодно долго, но нужно помнить фразу, сказанную одним из классиков испытаний на штопор в ЛИИ А.А.Щербакова (подарили мне в Ахтубинске его книгу, постараюсь в библиотеке "Настоящих сверхзвуковых" опубликовать, если Сергей Бабаин не будет возражать, а это вряд ли....)
Так вот, он сказал следующее% "Именно по тому, что штопор происходит по законам механики и аэродинамики, необычных видов штопоров - нет!"
Интересно о штопоре говорил уважаемый Я.И.Верников: "Понимаешь, гоаворил он, равномерный плоский штопор и штопор перевернутый несовместимы. Ну, скажем, как триппер и тиф. Возбудители триппера не выносят высокой температуры. Человек, заболевший тифом, автоматичнски излечивается от триппера.Так говорят врачи. Сам я ни разу тифом не болел...."
А теперь конкретно!
Игорь Петрович Волк действительно занимался вопросами характеристик устойчивости и управляемости самолетов на больших углах атаки. "Кобра", выполненная В.Пугачевым является практическим исполнением ну просто огромного количества небольших (масштаб относительный, естественно), но очень
важных задач в плане обеспечения удовлетворительных (а точнее приемлемых) свойств самолетов в следующих ипостасях:
- запас пикирующего момента;
- обеспечение поперечной управляемости;
- устойчивости (в общем смысле, то есть центровка, фокус, СДУ, проблемы, связанные с нежесткостью компоновки и так далее...);
- газодинамическая устойчивость силовой установки.
Ну в общем, там была масса проблем. Эту массу разгребали сообщя в ЛИИ и ОКБ: Волк, Ильюшин, Соловьев, Станкявичус, Пугачев, Садовников и так далее (готов подставить голову под все табуретки, которые полетят в меня со справедливым гневом за неупоминание заслуженных в этом плане товарищей...). "Кобре" предшествовал огромный комплекс работ в ЛИИ, ОКБ, ЦАГИ, СибНИА. Привлекалась масса специалистов. Поэтому заслуга того, что компоновка Су-27 является ну очень удачной, является работой огромного количества товарищей.
Если говорить о штопоре Су-27, то я готов привести фразы из регламента по летной эксплуатации этого самолета. О интересных фактах, изложенных выше о странных штопорных характеристиках Су-27 не знаю. Но это вовсе не факт, что я абсолютно прав (есть исторические факты).
Однако И.Волк и В.Пугачев считают, что Су-27 в плане штопорных характеристик может служить "учебником" для начинающих. Хорош он в этолм плане, короче. Другие, не менее авторитетные специалисты в ЛИИ, читают что не все так просто. Это разговор отдельной темы.
Одно могу сказать. Сам считал, думал и анализировал: Су-27 в плане аэроинерционного вращения очень даже выигрывает по сравнению с МиГ-31, например. Подробнее по дополнительной просьбе.
Д.Верещиков
(Ух ты как интересно!)