U235> Эйрбасы в штопор нельзя свалить. Во-первых аэродинамика его устроена так, что при сваливании появляется сильный пикирующий момент и самолет сам опускает нос и разгоняется.
У любой достаточно современой машины возможность сорваться затруднена насколько это возможно, а сам срыв сделан насколько возможно менее опасным:
- крыло имеет АД и геометрическую крутку (законцовки на меньший альфа, профиль на концах с бОльшим альфа крит), соответственно при срыве первым срывается центроплан, и срыв не создаёт резкого момента на крен, который был бы убийственен на малых высотах.
- у стреловидного крыла срыв у ЦП означает потерю подьемной силы перед ЦТ, соответственно, такой срыв даёт пикирующий момент, и предотвращает попадание в плоский штопор
- в нормальной схеме (со стабом, тянущим вниз), уход на большие углы сначала срывает крыло, а только потом стаб.
Но!
Но загнать на срывные режимы люди всё равно ухитряются. Возможно, именно потому, что машины прощают много ошибок, люди расслабляются. И до самой земля тянут на себя, хоть машина в глубоком срыве опускает нос, пытаясь выкарабкаться. И всё пытаются элеронами "гасить крен", не понимая, что уже штопорят.
Кроме того, если предусмотрена перебалансировка в полёте для роста экономичности (с нормальной схемы на "тандем"), то срыв очень даже возможен, равно как и плоский штопор. Что продемонстрировала донецкая тушка.
>Во-вторых там ЭДСУ не дает пилоту такой возможности и автоматически уводит самолет с режима сваливания, если пилот злобно пытается свалить самолет.
можно сделать защиту от дурака, но не дурака изобретательного.
Где-то обсуждалось, что отключить все эти защиты реально. Точное описание процедуры не помню, увы.
>Насколько я знаю, ни один относительно новый Боинг и Эйрбас за всю историю полетов в штопор не попадали.
как уже было замечено, попадали.
>Вроде как туркам удалось убиться на 737NG из-за потери скорости на заходе на посадку, но у них самолет самолет парашютировал почти до самой земли. Если бы вовремя сообразили и опустили нос, то выкарабкались бы.
И что значит "невозможно", если для "невозможности" надо, чтоб пилоты сами соображали? Значит таки возможно.
Хоть и затруднено насколько можно.