Работы по техническому обслуживанию и мониторингу морских участков магистральных газопроводов выполняются в соответствии с:
- СТО Газпром 2-3.7-050-2006 «Подводные трубопроводные системы. Общие технические требования»;
- СТО Газпром 2-3.5-454-2010 «Правила эксплуатации магистральных газопроводов»;
- РД 51-3-96 «Регламент по техническому обслуживанию подводных переходов магистральных газопроводов через водные преграды»;
- СТО Газпром 2-2.1-494-2010 «Сметные нормативы на обследование подводных переходов газопроводов ОАО «Газпром»;
- СТО Газпром 2-2.3-095-2007 «Методические указания по диагностическому обследованию линейной части магистральных газопроводов»;
- СТО Газпром 2-3.5-046-2006 «Порядок экспертизы технических условий на оборудование и материалы, аттестации технологий и оценки готовности организаций к выполнению работ по диагностике и ремонту объектов транспорта газа ОАО «Газпром»;
- СТО Газпром 2-2.3-173-2007 «Инструкция по комплексному обследованию и диагностике магистральных газопроводов, подверженных коррозионному растрескиванию под напряжением»;
- Р Газпром 2-2.3-401-2009 «Оптимизация диагностического обследования и поддержания работоспособного состояния линейной части магистральных газопроводов»;
- Регламент «Предоставления информации в отраслевой банк данных технического состояния подводных переходов трубопроводов ОАО «Газпром» в целях реализации загрузки на удаленных терминалах ИСТС «Инфотех» отчетов и сопроводительных документов о проведенных диагностических и ремонтных работах»;
- НД 2-030301-001 «Руководство по техническому наблюдению за постройкой и эксплуатацией морских подводных трубопроводов».
- НД 2-020301-003 «Правила классификации и постройки морских подводных трубопроводов».
- СТО ООО «Газпром трансгаз Краснодар» №022-2012 Положение о техническом обслуживании и мониторинге морского участка магистрального газопровода «Джубга -Лазаревское - Сочи».
Компьютерная томография для инспекции морских трубопроводов
Операторы успешно внедряют уникальную технологию для бесконтактной инспекции сверхглубоководных подводных трубопроводов. Эта технология может осуществлять контроль целостности и стабильности потока в трубопроводах различных типов, таких как «труба-в-трубе», трубопроводы с защитным покрытием, трубопроводы с возможностью прохождения скребка и не поддающиеся чистке скребками, пакеты труб и райзеры.
Разработанная компанией Tracerco технология Discovery при полевых испытаниях подтвердила способность получать данные высокого разрешения о целостности стенки трубы, а также обнаруживать гидраты, асфальтены, парафин, накипь и другие отложения для обеспечения бесперебойного режима подачи потока во время работы трубопровода, давая при этом количественные результаты.
Технология приводится в действие с помощью подводного аппарата с дистанционным управлением (ROV), и инспекция осуществляется с наружной стороны трубопровода. Это единственная неинвазивная (бесконтактная) технология, которая способна проводить инспекцию трубопроводов с защитным покрытием, не поддающихся или с трудом поддающихся чистке скребками, не прибегая к удалению и замене защитного покрытия. Ее применение обеспечивает операторам экономию за счет сокращения продолжительности инспекционной кампании, а также снижает риск повреждения линии, возможного при удалении или замене покрытия.
Чтобы облегчить наружную инспекцию подводных трубопроводов без удаления защитного покрытия, система Discovery использует технологию компьютерной томографии (КТ). Система была создана, чтобы помочь специалистам по обеспечению стабильного потока и целостности подводного трубопровода получить изображения высокого разрешения содержимого трубопровода и толщины стенки трубы, которые позволят с высокой точностью визуализировать дефекты целостности трубопровода и условия обеспечения потока. Кроме этого, технология дает возможность проверить эффективность принятых мер по исправлению положения.
Во время сканирования подводных трубопроводов система управляется с помощью ROV и рассчитана для использования на глубине 3048 м. Она может применяться как на поддающихся, так и на не поддающихся чистке скребками трубопроводах в режиме онлайн, без каких-либо перерывов в работе или необходимости модификации трубопровода.
Система была проверена в полевых условиях и недавно применена для обследования не поддающейся чистке скребками системы трубопроводов в Мексиканском заливе. Она была использована для определения состояния трубопроводов в каждом месте сканирования с целью уточнения целостности трубопроводов и стабильности потока в заданных местах. Трубопроводы состояли из отдельных соединительных трубопроводов с защитным покрытием и одинарной стенкой, а также трубопроводов типа «труба-в-трубе» различного диаметра. Во время обследования система Discovery применялась в более чем 200 точках и на глубинах в диапазоне от 884 до 1341 м.
Преимущества технологии КТ для подводных трубопроводов включают:
- Томографические изображения высокого разрешения содержимого трубопровода и толщины стенки с точностью до 1 мм, позволяющие операторам точно рассчитать остаточный срок службы трубопровода или эффективно спланировать первоочередные меры по ликвидации дефектов.
- Добыча может продолжаться, поскольку инспекция трубопровода никак не отражается на его нормальном функционировании, то есть, нет отсрочки производственных планов и финансовых поступлений.
- Покрытие не надо удалять. Это помогает операторам существенно сэкономить время использования вспомогательного судна, а также свести к минимуму риск повреждения трубопровода при удалении покрытия.
- Технология подходит для газа, жидкости или многофазного потока.
- Она применима для инспекции жестких и гибких труб, включая трубопроводы типа «труба-в-трубе».