Конструктор> Собственно, прошу помочь. Пишу книгу, вернее написал одну, и сейчас заканчиваю вторую. По авиации я плотно консультируюсь на форуме ИБА, а вот по кораблям..Конструктор> У меня несколько вопросов: Конструктор> 1. Когда появились катера пр.205 в составе ТОФ и конкретно в составе КВФ?Конструктор> 2. Какова дальность обнаружения средствами РТР эсминца пр.31К таких систем, как SPS-8.Конструктор> Ну и еще вопросы будут, по мере вычитки и редактирования Конструктор> Ссылка на сабж для обсуждения Конструктор> Грибанов Роман Борисович. 2 книга
Собствено уже есть моя книга "Гром над Камчаткой называется"
В начале 1960 года в ВМФ стали поступать новые катера , ракетные. 1 октября 1962 года 89 БТК директивой начальника штаба КВФ № 001755 переименована в 89 БРКА в следующем составе:
- управление бригады, 690 узел связи, 523 ДРКА. 282 и 283 ДТКА, береговой базы.
Началось формирование бригады большими ракетными катерами проекта «205»
В октябре 1962 г. большие ракетные катера «Р-106» командир кап.-лейтенант Зименко В.К., «Р-107» командир кап.-лейтенант Ильин Б.К, «Р-108» командир кап.3 ранга Балабанов В.Е. своим ходом прибыли г. Петропавловск из г.Владивостока и включены в состав 523 ДРКА. 6 июля 1963 г. прибывают РКА «Р-121» командир кап.3 ранга Котляревский Г.М., «Р-122» командир кап.3 ранга Пятаков Е.С., «Р-123» командир кап. 3 ранга Ткачёв В.П. 5 июня 1963 г. из г. Владивостока на буксире за транспортами «Буря» и «Обь» вышли РКА «Р-3» и «Р-14».
8 мая 1964 г. приказом Командующего КВФ № 00161 сформировано управление 66 дивизиона ракетных катеров, войсковая часть 51267 штат 59/12 Б с базированием в Авачинской губе.
8 июня 1964 г. 283 ДТК в составе 5 ТК убыл в г. Владивосток в 165 БРКА.
10 июня 1964 г. управление 66 ДРКА убыло в г. Владивосток для приёма от промышленности ракетных катеров проекта «205» «Р-29», «Р-31», «Р-32», «Р-39», «Р-41», «Р-43».
14 июня 1965 г. на РКА «Р-39» прибыло управление 66 ДРКА. «Р-39» был первым катером дивизиона. 17 июня прибыл «Р-31», 22июня «Р-32» командир кап. 3 ранга Быстров,18 сентября «Р-114» командир лейтенант Нечунаев М.С. 13 ноября «Р-93» командир кап. 3 ранга Смирнов В.И.. 66 ДРКА закончил перебазирование катеров из г .Владивостока Командиром дивизиона назначен кап. 3 ранга Миронов А.В.
Ракетные катера сразу по прибытии г. Петропавловск приступили к отработки задач боевой подготовки и освоению района плавания. 21 февраля 1963 г. РКА «Р-107» и «Р-108» впервые на Камчатке выполнили ракетную стрельбу РС-10 с фактическим пуском ракет «П-15» с «Р-107» Цель поражена , оценка «отлично» Над Камчаткой прогремел первый гром крайне редкое погодное явление.
Последующие годы существования 66ДРКА проходили в условиях приёма ракетных катеров от промышленности, отработки задач боевой подготовки, освоении тактики боевого применения РКА, одиночного корабля, в составе тактических групп, ударных групп, а так же во взаимодействии с другими силами Камчатской флотилии. Входе боевой подготовки в сложных погодных условиях, ледовых условиях совершенствовалось мастерство командиров, экипажей катеров по эффективному боевому применению грозной ракетной техники. Мастерство реально отражалось в результатах многочисленных ракетных стрельбах проводимых в ходе зачётных тактических учениях, командно-штабных учениях всех уровнях.
По воспоминанию старшего электрика-оператора КР Р-108 в 1963 г. старшего
мичмана запаса Чувалова Ивана Прокопьевича
Экипаж Р-108 в 1963 г командир кап 3 ранга Балабанов В.Е. помошник командира ст л-т Надточий, боцман главный корабельный старшина Гулько, старшина команды мотористов ст 1 ст Курдыбаха, старшина команда РТС ст 2 ст Литвиненко, старший электрик БЧ-5 ст м-с Кунщиков, ст электрик-оператор ст м-с Неволин, штурманский электрик ст м-с Воронин, командир отделения электромехаников КР сверхсрочнослужащий по контракту ст 2 ст Колмыков, моторист м-с Гриднев, старший комендор ст 2 ст Дорофеев.
Экипажи Р-106, Р-107, Р-108 жили в одноэтажном помещении (в последствии штаб бригады) барачного типа в левом крыле, в правом крыле жили экипажи торпедных катеров, после постройки казармы береговой базы экипажи ракетных катеров перевели в правое крыло кзармы, в левом размещался личный состав береговой базы.Проводился ремонт 1 этажа бывшей казарми и достраивался 2-ой этаж в последствии штаб бригады.
К 24 мая 1964 г. сформированы экапажи РКА Р-41, Р-43 и должны были на теплоходе «Якутия» убыть во Владивосток. На Камчатке разигралась сильная пурга, снега выпало по пояс, выход «Якутии» задержался и только 27 мая вышли во Владивосток.Ракетные катера были проекта 205 У и имели пусковые установки ангарного типа под КР П-15 М со складывавшимися крыльями, таких ракет на Камчатке не было. Наши экипажи поставили принимать РКА Р-93 и Р-114 после приёма катеров первый под буксиром ушёл на Камчатку Р-114 в сентябре потом в ноябре мы на Р-93 командиром был кап 3 ранга Смирнов В.И. Все 60-е, 70-е годы помимо боевой подготовки личный состав бригады активно строил 3-х этажную казарму ( на 1-м этаже размещался 523 ДРКА, на 2-ом 66 ДРКА), КПП, клуб, спортзал, штаб бригады, СРМ, склады КЭЧ, вещевой, продовольственный, учебные классы, учебный корпус, гараж, помещение тира, склад технического имущества, свинарник, теплицу, расширяли камбуз (береговую столовую)
1984 год ознаменовался новой вехой в истории 66 ДРКА. Директивой ГШ ВМФ № 730\1\00230 от 9 апреля 1984 г в состав дивизиона передан МРК «Тайфун» проекта 1234 из состава 192 ДнМРК 165 БРКА ТОФ Начался новый период освоения более новой,мощной и конечно же сложной боевой техники, Управление дивизиона перевели со штата № 59\12 Б на штат № 59\484-02 ДГШ ВМФ № 731\1\0787 , потребовались специалисты способные обслуживать новую технику. Освоение МРК «Тайфун» проводилось во время интенсивной боевой подготовки в базе и на выходах в море, Штаб дивизиона сразу оценил уникальные для того времени боевые качества корабля и активно использовал их в ходе боевой учёбы отрабатывая совместные боевые действия ракетных катеров проекта «205» и МРК «Тайфун»
Состав 66 ДРКА на 1 сентября 1985 г.: - управление дивизиона по штату № 59\484-02
- МРК «Тайфун» пр. 1234 по штату № 61\418-
53
- ракетные катера «Р-3», «Р-32», «Р-93», «Р-106», «Р-107», «Р-122» пр «205» по штату № 61\414-51
Продолжая осваивать новую технику, принимая из состава 192 ДнМРК 165 БрРКА ТОФ новые корабли проекта 1234, ведя интенсивную боевую подготовку личный состав дивизиона участвовал в совершенствовании пункта базирования бухты Богородское озеро. В этот период проводилась плановая замена плавучих пирсов проекта ПРП-52-60, на пирсы проводились магистрали подачи топлива, масла, воды, пара, совершенстваволось энергообеспечение, строился учебный корпус, свинарник, теплица, ремонтировались подьездные пути, учебные классы, береговая столовая, банно-прачечный комбинат, береговые казармы, спортивный зал и музей бригады . Активное участие принимали в проведении работ мичмана Чувалов И.П. Лягичев А.А. Щадилов А.К Коряков В.С. , В. Назарчик, В. Шевяхов
1 мая 1990 года Директивой ГШ ВМФ №730\1\0190 от 6 февраля 1990г. расформировано управление 89 БрРКА, 523 дивизион консервации РКА и сформирован 66 отдельный дивизион МРК с подчинением непосредственно Командующему КВФ в следующем составе:
- управление дивизиона в составе командования, штаба, поста специальной связи
- 690 узел связи штаба дивизиона в составе передающего и принимающего центров КВ, СВ, центра УКВ
центра БПЧ ЗАС, коммутататора связи «Бумазея»
- 54 учебные кабинеты в составе механического, водолазного, связи, ракетного, радиотехнического, артиллерийского, ПЗРК, и недостроенного учебного центра
- управление 1011 береговой базы в составе командования и служб строевой, финансовой, медицинской, электромеханической, топливной, автомобильной, продовольственной, вещевой и рейдового буксира «РБ-510»
- корабельный состав МРК проекта 1234 «Бриз», «Вихрь», «Циклон», «Тайфун», проекта 1234.1 «Смерч», «ХХ сьезд ВЛКСМ» «Мороз»,» «Разлив», РКА проекта «205» «Р-17»
- вспомогательные плавсредства катер связи проекта «183» «КСВ-306», рейдовый разьездной катер проекта 371 БИС «РК-191»
- приданная 568 обьеденёная судоремонтная мастерская