гт/х «Капитан Смирнов».
«Парижская коммуна», «Юный ленинец», «Капитан Смирнов» - детища Черноморского пароходства, газотурбоходы, в свое время экономили государству…
// moryakukrainy.livejournal.com
Экономия топлива. Кому-то это надо
В советское время было построено всего пять газотурбоходов. Виктор Лазарев проработал на, пожалуй, самом знаменитом судне такого типа, более 20 лет. Называлось оно «Капитан Смирнов». «Огромная мощность, работа газовых турбин на недорогих видах топлива - это далеко не все, чем судно такого типа обеспечивалось», - вспоминает Виктор Васильевич. Кроме того, впервые в мире были установлены газотурбинные агрегаты с утилизацией тепла. Они использовались как главная энергетическая установка на судне. Проектантом такого агрегата выступило НПП «Машпроект», а изготовителем ПО «Заря» (Николаев). После пяти лет эксплуатации судна старший механик Лазарев вместе с капитаном «Смирнова» Гринько даже телеграмму отправили «Машпроекту» (последний, в свою очередь, упомянул эту самую телеграмму в своем издании 2005 года, называется «Газотурбинные двигатели и установки»). В ней сообщалось, что экипажем судна освоена газопаровая энергетическая установка, зарекомендовавшая себя надежным морским двигателем. Решены проблемные вопросы эксплуатации. Снижен удельный расход топлива против проектного. Пройдены десятки тысяч миль, обеспечено безаварийное плавание. Государство получило десятки миллионов рублей прибыли. Экономический эффект значительно повышается, если использовать агрегат М-25 на судне в режиме перекрестной работы, когда винт одного борта приводится во вращение ГТД, а винт другого борта – паровой турбиной, использующей тепло работающего ГТД. Экономичность увеличивается до 15 %, что дает ежегодно на одном судне экономию 3320 т топлива. Суммарная экономичность ГТУ/М25 от применения ТУК и перекрестного режима достигает 40 %». «Кстати, судно «Капитан Смирнов» за 50 суток посетило 16 портов!»,-c гордостью рассказывает Виктор Васильевич.