TSONYO₃> Это реальная позиция батареи, или потом экспозицию устроили в удобном месте?
Нашёл своё старое сообщение на одном из форумов.
Часть 2.
Макет 3-ей батареи.
Ещё во время посещения Петропавловска в 1849г. губернатор Восточной Сибири Муравьёв обозначил места будущих батарей. На одном из таких мест - перешейке соединяющем Никольскую и Сигнальные сопки (перешеек Ла Перуза, название тех времён) планировалось строительство противодесантной батареи, для восприпятствия высадки в этом месте.
27 августа1853г. транспорт «Двина» ком.кап.лейт. Бессарабский П.Н.доставил из Кронштадта 15 36ф. пушек, 2 2-х пудовых бомбических орудия.
22 августа 1853г. был отправлен с артиллерийским запасом на Камчатку транспорт «Неман», но навигационная ошибка в шторм привела к гибели судна у берегов Швеции 23 сентября 1853г.
Как только сошёл снег в 1854г. в Петропавловском порту началось строительство батарей.
На батарее №3, так она стала именоваться, было поставлено «против перешейка малой губы 5 медных 6 -ти фунтовых».
Из рапорта № 2020 Камчатского военного губернатора генерал-майора Завойко В.С. управляющему Морского министерства от 18 июня 1954г.
Эти и некоторые другие старые небольшого калибра пушки были доставлены ранее при переносе Охотского порта.
Но, имеющихся в наличие сил и средств было явно недостаточно.
19 июня в Петропавловск пришёл фрегат Аврора, а 24 июля 1854г. транспорт «Двина», доставивший из Де Кастри 400 солдат 12-го, 13-го и 14-го Сибирских линейных батальонов, которые были переаттестованы в матросов 47-го флотского экипажа. На Двине так же прибыл инженер-поручик Мровинский К.И., возглавивший строительство батарей.
«3 августа , в следствие приказа Главного командира порта , отправлено с правого борта фрегата " Аврора " , пушек для вооружения вновь устроенных батарей : на батарею № 3 пять длинных 24 -х фунтового калибра»
Журнал военных действий ведённый на фрегате " Аврора " под командованием
Капитан - лейтенанта Изыльметьева с 14 июля по 28 августа 1854 года.
РГА ВМФ . ф. 283, оп.2.д.3003.л. 42- 56 об.
Батарея была устроена следующим образом.
Перед пушками насыпали брусвер примерно до пояса взрослого человека. По мнению Мровинского К.И.корабли противника не смогут достать батарею, расположенную на высоте 8 сажен над уровнем моря.
«К сожалению, предположение, что выстрелы с кораблей не будут весьма опасны для. батареи, оказалось ошибочным»
К. И. Мровинский «Инженерный журнал» (1857, № 2, с. 103—124)
И не просто ошибочным, а трагичным.
Позади орудий отрыли ровики, а за батареей соорудили горжу. Пушки были установлены на платформы, где их раскрепили талями и бруками, как на корабле.
Численность личного состава:
командир батареи лейтенант 19-го фл. экипажа князь Максутов А.П (2-ой), откомандированный с фрегата «Аврора».
51 нижний чин из матросов 47-го фл. экипажа (бывших солдат Сибирских линейных батальонов №№ 12, 13, 14.)
Корабельная 24-х фунтовая длинная пушка на станке образца 1833г.
Вес ядра 24 фунта (11,76 кг.)
Калибр (диаметр ядра) 6'' (152мм)
Вес орудия 140 пудов (2 240кг.)
Длина пушки 10 футов, 6 дюймов (3 302мм)
Орудийный расчёт 12 номеров (нумеров).
В 1954г. к празднованию столетия «Героической обороны» по инициативе Г.И. Щедрина были изготовлены деревянные макеты стволов и станков пушек.
А в 1959г. вместо деревянных стволов на петропавловском СРВ были отлиты чугунные орудия. Образцом послужила 36-фунтовая пушка, хранящаяся во дворе краеведческого музея. На клейме пушки дата 1856 и фамилия Егоров. Её происхождение неизвестно («не была паспортизирована до 2000-х годов» информация от И.В. Виттер).
Не исключаю, что «новые» пушки сделали калибром 6''.
Сравним.
Устроители макета батареи, естественно, не ставили перед собой цель полностью и во всех деталях воспроизвести батарею образца лета 1854г. Станки имеют максимально простую конструкцию,
Пушки не поставлены на платформы и само устройство более похоже на уже перестроенную батарею в ночь с 24-го на 25-го августа 1854г.
«Предполагая, что неприятель сделает еще нападение, мы тотчас же стали исправлять повреждения батарей; для чего был послан на батарею № 3 прапорщик Можайский с кондуктором и 50 человеками команды фрегата «Аврора» и транспорта «Двина» для закрытия ее фашинным бруствером с амбразурами.»
[25.08.1854.] "Сего числа к вечеру батарея № 3 была закрыта мерлонами и приведена в готовность действовать, и исправлены другие батареи".
РГАЛИ. Ф. 1337 оп. 1 ед. хр. 83а. «Изыльментьев И. Н. Воспоминания об обороне Петропавловска-на-Камчатке во время войны с Англией и Францией в 1854-1855 гг. и плавании от берегов Камчатки в устье реки Амур».
«Всю ночь исправлялись повреждения на батареях. Перед батареей на перешейке был насыпан вал. В этих работах деятельное участие принимал капитан-лейтенант Тироль и прапорщик морской артиллерии Можайский.»
О'Рурк Николай. «Записки участника кругосветного плавания фрегата «Аврора» (1853-1857)»
Изначально в 1954г. Макет батареи выглядел так :
Перед пушками отсыпали брусвер с амбразурами, укрепив его ивняком, имитирующим фашины, за пушками на всю длину батареи вырыли узкий окоп, тоже имевший оплётку. Зачем брусверы сделали в виде холмов между пушками, не знаю. Но на реальной батарее брусвер был только по фронту.
За 60 лет вся конструкция постепенно упрощалась и на сегодняшний день есть то, что есть.
Современное состояние «Макета батареи Максутова».