ПРО с претензией на глобальность
Основные итоги и перспективы развертывания системы
Владимир Козин
Об авторе: Владимир Петрович Козин – руководитель Группы советников директора Российского института стратегических исследований при администрации президента Российской Федерации, член-корреспондент Российской академии естественных наук, профессор Академии военных наук.
Обоснованное беспокойство Москвы вызывают наземные операционные комплексы системы ПРО США, оснащаемые противоракетами типа «Стандарт» SM-3. Фото с сайта
Missile Defense Agency - U.S. Department of Defense
Несмотря на обоснованные и неоднократные возражения России, США продолжают развертывать глобальную систему противоракетной обороны (ПРО), направленную, как представляется, прежде всего против стратегических ядерных сил РФ.
Не сокращаются и ассигнования на эти цели. Так, на 2016 финансовый год по линии Управления по ПРО Пентагона (УПРО) запрошена сумма в 8,127 млрд долл., а всего на цели развития системы ПРО с учетом научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) – 9,6 млрд долл. В период же с 2016 по 2020 финансовый год УПРО получит в общей сложности 38 млрд долл.
Пентагон, располагающий в настоящее время группировкой оснащенных боевой информационно-управляющей системой (БИУС) «Иджис» кораблей в составе 33 вымпелов, намерен продолжать пополнять их количество. В текущем году к двум кораблям с БИУС «Иджис» на испанской военно-морской базе (ВМБ) Рота добавятся еще два эсминца, которые намерены периодически появляться в Средиземном и Черном морях.
ОСОБЕННОСТИ ИСПЫТАНИЙ
Продолжится программа испытаний различных типов ударно-боевых средств американской ПРО: начиная с 2001 года проведено 82 испытания, 66 из которых, или 80%, были успешными. Хотя некоторые российские специалисты оспаривают эти итоговые показатели, регулярно обновляемые УПРО Пентагона, тем не менее их нельзя игнорировать, поскольку российская сторона не имеет возможности инспектировать такие испытания или получать от американской стороны соответствующие телеметрические данные.
Следует иметь в виду, что США продолжают проверочные тесты ударно-боевых средств ПРО США всех видов базирования, в том числе в наземном и морском вариантах. Повышаются точность поражения, дальность полета и скорость ракет-перехватчиков. Появились образцы противоракет, оснащенных несколькими ударно-кинетическими боеголовками индивидуального наведения, своего рода противоракетные средства с разделяющимися головными частями индивидуального наведения (РГЧ ИН).
Испытаны противоракетные средства с одновременным перехватом и уничтожением нескольких целей (до четырех) в виде баллистических и крылатых ракет. Улучшаются способности распознавания реальных и ложных боеголовок МБР и БРПЛ после разведения головных частей. В феврале этого года проведены летные испытания ракет-перехватчиков морского базирования с программным обеспечением 4.0 и использованием программы одновременного распознавания трех баллистических целей.
Осуществлены комбинированные испытания с параллельным использованием ударных средств наземных и морских систем ПРО трех различных эшелонов боевого применения: ЗРК «Пэтриот», ракет-перехватчиков ПРО ТВД типа THAAD для перехвата баллистических и крылатых ракет на заключительной фазе их полета и ракет-перехватчиков «Стандарт» SM-3 последних разработок.
В текущем финансовом году Пентагон намерен приобрести 209 ракет-перехватчиков типа «Стандарт» SM-3 модификации Block IB. В 2016 финансовом году общее количество ракет-перехватчиков мобильной системы ПРО ТВД типа THAAD достигнет 155 единиц. Надо сказать, что эта система показывает самую высокую эффективность при испытаниях (100%).
Успешно, по утверждению Пентагона, была завершена первая фаза «Европейского поэтапного адаптивного подхода» к проблеме ПРО (ЕПАП). Вторая фаза «подхода» завершится по графику в текущем году; вероятно, она также будет реализована в полном объеме.
ФАКТОР ДЕВЕСЕЛУ И РЕДЗИКОВО
В текущем году будет введен в действие первый наземный операционный комплекс системы ПРО США на румынской военно-воздушной базе (ВВБ) Девеселу на юге страны, который будет оснащен противоракетами типа «Стандарт» SM-3. В мае этого года американское УПРО Пентагона начало там трехмесячный цикл пусконаладочных работ. По их окончании в августе–сентябре 2015 года объект будет официально передан под полный контроль Пентагона, и к концу текущего года он заступит на боевое дежурство с 24 противоракетами «Стандарт» SM-3 Block IB, став первым элементом наземной системы ПРО США в Европе, оснащенной самыми эффективными противоракетами. Комплекс в Девеселу будет работать в тесном взаимодействии с корабельными группировками ВМС США, развернутыми в Средиземном и Черном морях.
Сооружение второго наземного операционного комплекса системы ПРО США на территории Польши (в Редзиково под Слупском) начнется в 2016 финансовом году. На нем будут установлены новые ракеты-перехватчики «Стандарт» SM-3 в модификации Block IIA, способные перехватывать МБР, как это показывают разработки исследовательского отдела американского Университета штата Юта. Система наведения таких ракет разрабатывается США совместно с Японией. В июне этого года были впервые проведены американо-японские летные испытания ракеты-перехватчика этого класса в Тихом океане без использования ракеты-мишени, которые завершились успешно.
В этом году состоялось открытие Объединенного центра по разработке и управлению системой ПРО, в котором будут работать 5500 специалистов, занятых в этой сфере из УПРО, Командования ПРО, Космического командования, Стратегического командования Сухопутных сил и других структур.
ПРИВЛЕЧЕНИЕ СОЮЗНИКОВ
УПРО Министерства обороны США продолжает привлечение союзников по НАТО к расширению сотрудничества в сфере противоракетной обороны. Созданы и действуют соответствующие командно-штабные структуры США и НАТО по управлению силами и средствами глобальной инфраструктуры противоракетной обороны. Создана и протестирована в реальном времени оперативная система связи командно-управленческих структур глобальной системы ПРО США и НАТО, в том числе совместно с корабельными группировками американских ВМС, оснащенных БИУС «Иджис», через центры управления противоракетными средствами, в том числе Объединенное функционально-компонентное командование интегрированной системы ПРО (ВВБ Шривер, Колорадо, США), Оперативный центр обеспечения ПРО (Рамштайн, ФРГ) и Пентагон.
В марте этого года США предложили всем странам Трансатлантического альянса приобрести у них «полностью работоспособную систему ПРО», включая соответствующие сенсоры, ракеты-перехватчики и командно-управленческие средства управления этой системой. Союзникам по НАТО также предлагается модернизировать имеющиеся у них сенсоры ПРО, а также присоединиться к четырем странам (Испания, Польша, Румыния и Турция), уже предоставившим свою территорию под базирование на ней оперативных противоракетных комплексов США. Вашингтон обращает внимание на важность укрепления в рамках НАТО оперативной совместимости подобных систем.
ФРГ решила приобрести европейские системы повышенной дальности ПВО/ПРО ТВД типа MEADS (до 12 комплексов), которые заменят ЗРК «Пэтриот» к 2025 году.
Эсминцы УРО типа «Арли Берк» и крейсера УРО типа «Тикондерога» должны создать противоракетный зонтик для Америки. Фото с сайта
Navy.mil The Official Website of the United States Navy: Home Page
Продолжается поиск оптимального места для развертывания третьего позиционного района на континентальной части США под установку системы ПРО наземного базирования: Форт Драм под Нью-Йорком, военный полигон Портсмут в штате Мэйн, военная база Равенна в штате Огайо или Форт Кастер в штате Мичиган. Эти работы предполагаются завершить в 2016 году. В срок будут установлены все 44 ракеты-перехватчика (2017 год).
Перед американской системой ПРО ставится стратегическая задача – в первую очередь повысить оборону континентальной части США от крылатых ракет различных способов базирования, поскольку в Пентагоне считают, что такие ракеты могут быть использованы против столичного региона раньше, чем потенциальный противник совершит ракетно-ядерное нападение с помощью МБР и БРПЛ. Будет обновлена ударно-кинетическая боевая часть ракет-перехватчиков, размещенных на континентальной части США.
В Японии введена вторая мобильная РЛС ПРО США типа AN/TPY-2 в Киогамисаки на юге страны. В общей сложности на территории США и их союзников уже установлены пять таких радаров (Израиль, Турция, Япония и США). В перспективе на континентальной американской территории и за рубежом планируется установить в совокупности 12 таких РЛС.
Продолжится кооперация США с Израилем в области усовершенствования системы израильской ПРО «Железный купол», «Праща Давида», а также совместные испытания израильской системы ПРО «Эрроу-3».
Будет продолжено взаимодействие Пентагона с государствами зоны Персидского залива по развитию их системы противоракетной обороны. За последние два года высокопоставленные представители Государственного департамента посетили регион с этой целью семь раз. Мотивы Вашингтона остаются прежними: необходимо совместно противостоять сохраняющимся угрозам странам региона и отстаивать общие интересы безопасности. На основании соглашения от 26 декабря 2014 года достигнута договоренность об укреплении оперативного взаимодействия сторон в сфере ПРО между США и Советом сотрудничества государств Персидского залива (ССГПЗ), которая охватит всю зону этой акватории. В апреле этого года в Вашингтоне был проведен первый семинар по ПРО между представителями США и ССГПЗ, а в мае в Кэмп-Дэвиде с участием президента Барака Обамы состоялась широкая дискуссия по вопросам взаимодействия США и ССГПЗ в сфере противоракетной обороны. В частности, была достигнута договоренность о развертывании в зоне Персидского залива при американском техническом содействии РЛС раннего предупреждения о ракетном нападении.
Впервые достигнута самая интенсивная степень взаимодействия между США и ССГПЗ, в частности, имеется договоренность расширить планирование и проведение учений с использованием ударно-боевых средств ПРО. В ОАЭ будут поставлены все средства мобильной системы ПРО ТВД тип THAAD, то есть РЛС, средства управления и ракеты-перехватчики, необходимые для укомплектования двух батарей.
УГРОЗЫ – НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ РОССИИ
Имеются два вида перспективных угроз, связанных с американским противоракетным щитом, на которые редко обращают внимание или вообще не обращают внимания ни у нас в стране, ни за рубежом.
Угроза первая: реальная возможность подавляющей концентрации ударно-боевых средств ПРО США и их союзников в Мировом океане, где будет сосредоточено до 95% американских ракет-перехватчиков. В общей сложности средствами ПРО морского базирования располагают флоты 12 государств мира. У них имеются корабли-носители ударно-боевых средств ПРО 20 типов. Такие корабли могут совершенно бесконтрольно и предварительно перемещаться в Мировом океане, пользуясь правом свободы мореплавания в открытом море за внешним пределом территориальных вод.
Угроза вторая: наибольшая военно-стратегическая опасность из-за бесконтрольного развертывания системы ПРО США проявится в ближайшие годы. Предположительно через 7–10 лет или даже раньше Соединенные Штаты произведут больше ракет-перехватчиков глобальной системы ПРО наземного и морского базирования, чем останется у России стратегических ядерных носителей в соответствии с положениями Пражского договора СНВ-3 после его полной реализации. К этому времени США будут располагать 2400 ракетами-перехватчиками всех видов базирования и функционального предназначения против 700 развернутых носителей СНВ России. Прикрывшись мощным противоракетным щитом, Соединенные Штаты могут нанести первый ядерный удар по любому из семи государств, которые перечислены как объекты «инициативного» ядерного нападения в их «генеральном плане ведения ракетно-ядерной войны», в том числе по Российской Федерации, КНР, Ирану и некоторым другим государствам.
США по-прежнему используют прежние аргументы при обосновании своего долговременного стратегического курса на развертывание системы противоракетной обороны. Необходимость его продолжения обосновывается «северокорейской ракетной угрозой», в том числе связанной с появлением у Пхеньяна мобильной МБР KN-08 и МБР «промежуточной дальности» (по американской классификации с дальностью стрельбы от 3000 до 5500 км), а также усовершенствованием баллистических ракет средней и меньшей дальности.
Касаясь «иранской ракетной угрозы», Пентагон обращает внимание на появление в будущем баллистической ракеты межконтинентальной дальности, разработку усовершенствованных ракет средней и меньшей дальности с повышенной точностью наведения. На выдвижение таких аргументов никак не повлиял факт достижения промежуточной договоренности по иранской ядерной проблеме на переговорах «шестерки» в Лозанне 2 апреля этого года.
Говоря о ракетных угрозах в целом, в марте 2015 года УПРО Пентагона отметило их общее усиление в связи с тем, что многие государства, мол, продолжают приобретать все большее количество баллистических ракет (как указывается, 1200 единиц за последние пять лет). Также утверждается, что противники Вашингтона на международной арене стремятся повысить дальность таких ракет, оснастить их средствами преодоления ПРО, усовершенствовать их, повысив живучесть, надежность и точность наведения. В этой связи ставится прямая задача: повысить потенциал и технические возможности американской противоракетной инфраструктуры в глобальном измерении, без каких бы то ни было ограничений.
Перспективными разработками в американском противоракетном арсенале называются создание противоракет, оснащенных несколькими ударно-кинетическими боеголовками индивидуального наведения, а также размещение сенсоров и ударно-боевых средств ПРО на борту беспилотных летательных аппаратов большой грузоподъемности.
Американская сторона по-прежнему утверждает, что она не развертывает глобальную систему ПРО, а только региональные структуры. На словах утверждается, что эта инфраструктура не направлена против России.
НОВЫЕ РАЗЪЯСНЕНИЯ
В последнее время у Вашингтона появились и некоторые новые разъяснения.
В этом году американцы впервые отреагировали на наши замечания о возможности использования ими универсальных пусковых установок вертикального запуска Mk-41, первоначально предназначенных для размещения ракет-перехватчиков противоракетной системы ПРО, под загрузку крылатых ракет «Томагавк», которые однозначно относятся к классу наступательных и весьма дестабилизирующих вооружений.
Как известно, такие манипуляции запрещены Договором о ликвидации ракет средней и меньшей дальности 1987 года, который является бессрочным. Существует реальная возможность загружать в размещаемые на суше универсальные пусковые установки Мk-41 операционных противоракетных комплексов в Румынии и Польши не только оборонительные ракеты-перехватчики системы ПРО и крылатые ракеты повышенной дальности, но и в перспективе ударное гиперзвуковое высокоточное оружие, также большой дальности.
Представители Госдепартамента США утверждают, что универсальные пусковые установки под размещение ракет-перехватчиков системы ПРО и КР «Томагавк» якобы отличаются друг от друга и что под каждый вид ракеты предусмотрена отдельная программа, что не позволяет загружать в них КР «Томагавк».
Заявление американской стороны, что наземный вариант системы «Иджис» никогда не использовался для запуска крылатых ракет, соответствует действительности. Верным в этом утверждении является и то, что каждая ударно-боевая система имеет свою программу запуска, программу управления огнем и различные вспомогательные средства. Но это точно такая же установка, которая уже многократно использовалась кораблями ВМС США для запуска КР семейства «Томагавк» во время силовых операций против Афганистана, Ирака и бывшей Югославии. Поэтому не соответствует действительности и та часть заявления представителей США, где говорится о различиях в пусковых установках под загрузку ракет-перехватчиков системы ПРО и КР «Томагавк».
Противоракетная система THAAD на сегодня показала лучшую боевую эффективность. Фото с сайта
http://www.mda.mil
Дело в том, что наземный вариант системы ПРО, который устанавливается США на территории Румынии и Польши, повторяет аналогичную корабельную пусковую установку «Иджис» крейсеров УРО типа «Тикондерога» и эсминцев УРО типа «Арли Берк», в шахты которой могут загружаться четыре различных типа ракет: ракеты-перехватчики системы ПРО, противокорабельные, противолодочные и зенитные управляемые ракеты (до 120 единиц на крейсерах и до 96–98 на эсминцах). Хотя все такие ударно-боевые средства имеют собственные программы запуска и управления огнем, они тем не менее могут загружаться в любом наборе в одни и те же пусковые корабельные шахты в зависимости от задач, которые ставятся перед каждым боевым кораблем с учетом состояния и развития военно-политической обстановки. Поэтому такие установки и называются универсальными установками.
Таким образом, пусковая установка для запуска ракет-перехватчиков на операционных базах США в Девеселу и Редзиково позволит запускать по 24 ракеты-перехватчика системы ПРО и может быть использована для загрузки крылатых ракет «Томагавк», которые таким образом можно будет классифицировать как крылатые ракеты наземного базирования (КРНБ).
В перспективе примерно через три-четыре года, когда будут поставлены ВС США гиперзвуковые высокоточные ракеты, предусмотренные стратегией нанесения «Молниеносного глобального удара», в пусковые установки американских операционных комплексов ПРО в Девеселу и Редзиково, могут быть установлены и названные ракеты новых типов.
Следует обратить внимание на недавнее (в мае этого года) заявление заместителя госсекретаря США по контролю над вооружениями и международной безопасности Роуз Геттемюллер, которая в осторожной форме высказалась за возможность разработки нового договора по ПРО между Москвой и Вашингтоном. Каких-либо обстоятельных разъяснений с американской стороны по этому поводу не последовало.
Действительно, новый договор по ПРО нужен, но на многосторонней основе, который вводил бы лимиты на ударно-боевые средства ПРО и разрешал бы их иметь только на национальной территории с ограниченным количеством ракет-перехватчиков, которые можно было бы развертывать в Мировом океане только у своих морских рубежей, разумеется, на основе взаимности, при условии полного вывода тактического ядерного оружия США из Европы и решения других проблем в сфере контроля над вооружениями.
ОСТРИЕ ПРО США
Последовательно и бесконтрольно развивая глобальную систему ПРО и ее региональные сегменты в Европе, на Ближнем Востоке, в Азиатско-Тихоокеанском регионе и зоне Персидского залива, Вашингтон явно предпринимает усилия, направленные на решение главной перспективной задачи: всеми силами и средствами добиться снижения ударного, в том числе противоракетного, потенциала стратегических и тактических ядерных сил России. Придуманная им шумиха с «нарушениями» Москвой Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности – одно из средств достижения этой цели. В Пентагоне хотели бы просто одними словесными заявлениями не допустить появления перспективных средств уничтожения объектов ПРО США в Румынии и Польше, а также американскую противоракетную инфраструктуру в глобальном масштабе. Не получится. В России будут развернуты и КРНБ Р-500 и новая МБР РС-26 «Рубеж» независимо от давления американской стороны, так как они в своей категории не ограничены никакими двусторонними российско-американскими договоренностями.
Вашингтон по-прежнему не желает давать России юридически обязывающих гарантий или введения иных ограничителей о неиспользовании средств ПРО под предлогом, что такие гарантии «ограничат американскую систему ПРО и подорвут ее способность противостоять будущим баллистическим ракетным угрозам». Американская сторона так и не раскрыла содержание «кооперативной системы ПРО», которую она якобы намеревалась создать с Россией. Де-факто и не собиралась в течение долгих консультаций, которые велись до их полной остановки 12 лет.
Военно-политическое руководство США часто использует весьма узкую группу российских экспертов в сфере контроля над вооружениями для обкатки своих идей и предложений, направленных на ослабление военной мощи Российской Федерации, или для защиты таких идей. Необходимо без задержек подвергать подробной экспертизе «предложения» российских и западных экспертов, поддерживающих разного рода идеи, направленные на снижение военного потенциала России, и давать им без задержек принципиальную публичную оценку. В публикуемых монографиях и статьях автора такая линия остается неизменной.
Для российской стороны также немаловажно, что наращивание противоракетного потенциала происходит в условиях, когда Пентагон практически создал в 2012 году принципиально новую стратегическую наступательную комбинированную «чикагскую триаду» (была утверждена на саммите НАТО в Чикаго в мае 2012 года) в виде ракетно-ядерных, противоракетных и обычных вооружений, а также сохраняет неизменными наступательные доктрины нанесения первого упреждающего и превентивного ядерного удара. Принципиально важно, что «чикагская триада» относится к средствам «передового базирования» и направлена главным образом против Российской Федерации.
РЕЗЮМЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
В условиях постоянных угроз в адрес нашей страны (например, в обновленной в феврале этого года Стратегии национальной безопасности США она упоминается как «агрессор» шесть раз), а также на фоне беспрецедентного пятикратного наращивания военной активности НАТО близ рубежей России, в том числе двукратного увеличения военных учений блока, российское военно-политическое руководство вынуждено проявлять постоянную заботу об оснащении своих армии и флота перспективными комплексами и системами вооружений, позволяющими нейтрализовать потенциал американской системы ПРО и других видов наступательных вооружений «передового базирования».
Продолжение реализации противоракетных планов США и НАТО создает реальную угрозу для российских стратегических ядерных сил и для общемировой военно-политической ситуации в целом. В условиях инициированной Вашингтоном в 2014 году новой фазы холодной войны, наращивания им вместе со своими союзниками по военному блоку НАТО вооруженных сил и вооружений вдоль периметра российских границ задача укрепления национальной независимости и безопасности, суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации является ее первоочередной задачей особой государственной важности.
В этих условиях представляется нецелесообразным сокращать российские стратегические наступательные ядерные вооружения и тактическое ядерное оружие как средство возмездия вообще и в отрыве от решения других проблем в сфере контроля над вооружениями (в частности, над космическими вооружениями, высокоточным гиперзвуковом оружии и др.).
Ответные меры России должны быть направлены прежде всего на оснащение ВС РФ перспективными комплексами и системами вооружения, позволяющими нейтрализовать потенциал системы ПРО США, а также обладающими повышенными возможностями по ее преодолению. Необходимо энергично развивать национальную систему ПРО, в особенности морского и воздушного базирования, способную перехватить первый массированный американский ракетно-ядерный и высокоточный неядерный удар на дальних подступах относительно территории нашей страны. Следует также наращивать интеллектуально-производственные усилия, направленные на развитие собственной космической составляющей российской системы ПРО.
Разговор на тему о необходимости осуществления каких-то бюджетных сокращений в данном направлении, который подбрасывают отдельные «исследователи», представляется неуместным.
Российское военно-политическое руководство правильно ставит вопрос и об усилении радиолокационного обеспечения СПРН. В апреле начата полноформатная работа РЛС под Армавиром. Впоследствии она будет контролировать западное стратегическое направление. Такой же узел с этого года будет создаваться и на восточном направлении, сообщил Владимир Путин на Международном военно-техническом форуме «Армия-2015». В ближайшее десятилетие весь периметр территории России будет «прикрыт» эффективными средствами РЛС ПРО высокой заводской готовности, способными «видеть» потенциальные цели за многие тысячи километров. Президент также сообщил, что в текущем году состав ядерных сил страны пополнят более 40 новых МБР, «которые будут способны преодолевать любые, даже самые технически совершенные, системы противоракетной обороны».
На проведенном в рамках этого форума круглом столе по проблематике дестабилизирующей роли глобальной инфраструктуры ПРО США и ее региональных компонентов российскими экспертами был озвучен ряд дополнительных радикальных асимметричных мер противодействия такой системе, которые вообще не могут быть минимизированы американской стороной и ее союзниками по НАТО.
В частности, в своем выступлении на проведенном мероприятии президент Академии геополитических проблем Константин Сивков отметил, что эффективное противодействие системы ПРО США может быть реализовано только при комплексном применении широкого спектра мер военного, военно-технического и невоенного характера.
Он считает, что должны быть реализованы семь ключевых принципов такого противодействия:
– «комплексность воздействия», требующая применения широкого спектра мер в их тесной увязке по целям, месту и времени их реализации;
– «всенаправленность угрозы», предполагающая создание возможности нанесения ракетных ударов со всех геостратегических направлений;
– «пространственная актуализация угроз», состоящая в том, что зона возможности нанесения неприемлемого ущерба потенциальному агрессору должна быть пространственно значительно распространена на области, где сделать это с необходимой эффективностью затруднительно или даже практически невозможно;
– «неприемлемость одиночного ракетно-ядерного удара», который заключается в том, чтобы были созданы условия, когда даже прорыв одиночного ядерного боезаряда мог бы нанести неприемлемый ущерб Соединенным Штатам (согласно современным оценкам, неприемлемый ущерб им может быть достигнут при достижении американской территории 150–200 боезарядами МБР);
– «упреждающее поражение», заключающееся в том, что объекты американской противоракетной системы должны быть включены в список первоочередных целей для их поражения в случае начала боевых действий и для этого должны быть созданы средства поражения операционных комплексов ПРО, обеспечивающие прорыв к ним даже в условиях господства противника в воздухе и на море;
– принцип «красной ядерной линии», в соответствии с которым переход к применению стратегического ядерного оружия должен быть осуществлен немедленно с началом удара по российским стратегическим ядерным силам вне зависимости от состояния других компонентов ВС РФ и переговорного процесса с агрессором;
– «активизация населения» территории развертывания американской системы ПРО, предполагающая, что в странах, где планируется развернуть или уже развернуты ее компоненты, должны быть инициированы протестные движения местного населения такого масштаба, которые воспрепятствовали бы реализации этих планов или осложнили бы нормальное функционирование такой системы.
Эти и другие ответные меры российской стороны были бы вполне естественным, логичным и адекватным противодействием бесконтрольному и дестабилизирующему развитию американо-натовской системы противоракетной обороны в глобальном измерении, которая, говоря словами главы российского государства, беспокоит Россию в большей степени как «серьезная вещь стратегического значения», которая радикально меняет глобальную безопасность.
Основные итоги и перспективы развертывания системы
// nvo.ng.ru