28 июля 2009. Морской музей & Аквариум торжественно отметил своё 30-летие...Удивительно, но в наше время больших и бурных перемен, коллектив Морского музея – около 100 человек на редкость стабилен. Более того, по сей день работает немало людей, которые служат здесь со дня его основания. И даже раньше. Ведь всеми любимый и самый посещаемый музей Литвы – до полумиллиона гостей в год! - начинался вовсе не на Куршской косе, где мы привыкли его видеть, а на центральной улице Клайпеды, в маленьком двухэтажном домике по ул. Г. Манто, 14. В начале 70-х в нём как часть экспозиции Клайпедского краеведческого музея создали экспозицию по истории судоходства с древнейших времён до наших дней и задумали показать уникальную по тем временам коллекцию морских раковин, собранную лоцманом Феликсом Римкявичюсом. Эти работы проводились по инициативе двух человек: будущего директора Морского музея, а в ту пору - заведующего Морским отделом Краеведческого музея Клайпеды Алоизаса Каждайлиса и тогдашнего многолетнего клайпедского мэра Альфонсаса Жалиса. Как вспоминает Каждайлис, буквально накануне открытия «морского филиала», запланированного на 11 июля 1971 года, вечером во время подготовки экспозиции из-за инженерного просчёта вдруг рухнула витрина, на которой Римкявичюс расставлял свои раковины. Гордость его коллекции – уникальная австралийская труба-раковина – разлетелась на куски. Алоизас побелел от ужаса: что завтра увидят первые посетители? А Феликсас молча поправил полку и невозмутимо стал складывать экспозицию заново». И музей открылся точно в срок, как было намечено. Многолетний секретарь Морского музея, ныне - заведующая отделом фонда Ирэна Мачюлайтене, пришла на ул. Манто еще школьницей. Старший хранитель фондов, историк Рута Мажейкене начала свою музейную карьеру как раз вместе с той первой экспозицией раковин. Заведующий отделом истории судоходства Ромуальдас Адомавичюс тоже отдал музею больше тридцати лет. Никакой другой записи в трудовой книжке, кроме Морского музея, нет и у Ольги Жалене. Сразу после окончания исторического факультета Вильнюсского университета она начинала здесь, выражаясь нынешним языком, как пресс-атташе, а в последние годы является самым ответственным сотрудником – директором.«Морской филиал» в маленьком домике на ул. Манто стремительно обретал популярность. Вскоре количество его посетителей уже превышало число гостей самого краеведческого музея, отделением которого он был. Люди ехали сюда со всей Литвы, а клайпедские школьники готовы были здесь дневать и ночевать. Это и была первая ступень развития музея, задуманная Альфонсасом Жалисом: сначала заинтересовать морской темой публику, а уж потом приниматься за грандиозные перемены в Копгалисе. Именно туда устремляли свой взор первоустроители..Тридцать лет назад, в конце июля 1979 г., Морской музей обрёл самостоятельность и перебрался на другую сторону залива. Эту дату сейчас и празднуют. А к первым создателям музея, помимо Алоизаса Каждайлиса и Альфонсаса Жалиса, причисляют нынче инженера-архитектора Пятраса Лапе, руководителя реставрационных мастерских Альгирдаса Аукштолиса, реставраторов Витаутаса и Лайму Шлёгерисов, таксикодермиста Альвидаса Лауринавичюса, биолога Альгирдаса Станквичюса, ихтиолога Еугениюса Буйвидаса, фотографа и фотохудожника Витаутаса Карацеюса.Музей решили оборудовать на северной оконечности Куршской косы, в местечке Копгалис, где в XIX в. была рыбацкая деревушка и оборонительная крепость. Но в середине 70-х годов прошлого века это было неуютное и небезопасное место. Система укреплений крепости состояла когда-то из центрального редута, предназначавшегося для жилых нужд гарнизона, оборонительного рва, башен, валов с казематами, расположенными под землей, и пороховых складов. По большому счёту, ей так никогда и не пришлось поучаствовать в обороне города. А в годы Второй мировой войны немцы хранили здесь взрывчатку и артиллеристские снаряды. Уходя, они всё кругом заминировали. Крепость была частично разрушена - взорван центральный редут, и в течение долгого времени вообще не использовалась. Но после успеха маленького «морского» филиала краеведческого музея Клайпеды здесь закипела работа по созданию будущего солидного музея. Когда началась реконструкция старого бастиона, для экскаватора, копавшего котлован под здание будущего аквариума, Пятрасу Лапе пришлось первым делом сконструировать… свинцовую кабину. И всё равно человек, управлявший экскаватором, здорово рисковал, т.к. порой извлекал из глубины земли полный ковш всякого взрывоопасного «добра». Специалисты-минёры смогли работать на этом участке только после того, как котлован был полностью выкопан. Немало пришлось поломать голову и строителям над тем, как приспособить старый редут для музейных нужд. Архитекторам - проще, а строителям и инженерам надо было всякий раз изобретать, каким образом, например, пустить внутри крепости башенный подъёмный кран, чтобы он в ходе работы не замуровал сам себя. Словом, нерядовые задачи возникали одна за другой... Инженер Таутвидас Пятрас Тубе и архитектор-инженер Пятрас Лапе, проектировавшие Морской музей более 30 лет назад и уже намечающие его будущую реконструкцию, говорят с улыбкой: сегодня любые строительные материалы, трубы, аквариумные стёкла, фильтры, другое специфическое оборудование для такого рода музеев есть в свободной продаже – только деньги давай. А тридцать лет назад многое надо было выдумывать на ходу самим, сталкиваясь не только с финансовыми проблемами. Аквариума, аналогичного тому, что задумали построить в Клайпеде, в Советском Союзе тогда не было, как и опыта по его оборудованию. Тогда Пятрас Лапе обратился за помощью к брату, жившему в США. В ответ получил небольшой буклетик, из которого было более-менее понятно, как выглядит аквариум в Бостоне. И архитектора не ну шутку испугало, что фильтры по очистке воды были втрое больше самого аквариума. Как же такое сооружение будет выглядеть на фоне Копгалиса, в заповедной Куршской косе? В итоге Лапе изобрел собственный насос для подачи в аквариумы фильтрованной морской воды. Ведь она должна быть приспособлена для рыб как южных, так и северных морей, в том числе – глубоководных. «Понадобились технологии, которые можно сравнить разве что с механизмами космического корабля, » - поясняет Таутвидас Тубис. А Лапе решил проблему просто и гениально: вода закачивается прямо из моря, очищается несколькими песчаными фильтрами и поступает в резервуар, где с помощью определённых технологий, в соответствии с потребностями разных обитателей аквариумов, проходит дополнительное обогащение солью или – напротив – опреснение и очищение. Кстати, впервые в строительной практике Литвы именно для особенных нужд этого особенного музея в 1972-1973 гг. решено было использовать для подачи солёной морской воды не подвергающиеся коррозии пластиковые трубы, которые в ту пору мало кто видел даже на картинке – всюду пользовались тяжеленными, из оцинкованного металла… По окончании строительных работ начались проблемы и с устройством экспозиции. В те времена – если кто подзабыл - в дефиците было всё: и искусственная кожа, и большие аквариумные стёкла, и системы очистки воды, и многое другое. Перед открытием музея литовские архитекторы ездили в аналогичные музеи Германии, чтобы внимательно на месте рассмотреть, как они оборудованы. И неожиданно решили использовать для обивки стен в аквариумах искусственную кожу – тоже остроумное изобретение Лапе. Её специально изготовили на заводе искусственных кож в Плунге, и она прекрасно служит по сей день. В 1970–1979 гг. был восстановлен центральный редут и отреставрирована старинная крепость в Копгалисе, оборудованы аквариумы с пресноводными и тропическими рыбами, обитателями Балтийского моря, подготовлена экспозиция морской фауны, другие выставки. С самого начала музей развивался комплексно и отражал почти все виды взаимоотношений человека с морем.О таинственном строительстве в Копгалисе было мало кому известно: уникальные работы проводились без помпы. И многие горожане полагали, что там возводят какой-то засекреченный военный объект. Недоумения разрешились 28 июля 1979 г., когда сотни людей со всей Литвы поспешили в Копгалис на торжественное открытие долгожданного Морского музея.Чудо третье: музей, который ест, плавает и растит детёнышейСегодня в здании старого форта действуют 34 малых аквариума и большой бассейн диаметром в 20 м и емкостью 750 м3, где содержатся свыше 100 видов пресноводных и тропических рыб, а также обитателей Балтийского моря и Куршского залива, включая внушительную стаю 5-7-килограммовых форелей. Музей-аквариум является также родным домом для множества пингвинов, нескольких морских львов и котиков. Здесь можно увидеть и довольно редких балтийских серых тюленей. Специалисты музея уже много лет разводят их, а потом отпускают на волю, в родную Балтику.Разумеется, «живые экспонаты» ежедневно и ежечасно нуждаются не только в чистой воде и подходящем для их комфортного обитания климате, но и в пище насущной. Кризис или нет у нас «на человеческом дворе», а свежий корм должен поступать в музей ежедневно и в солидных количествах. Конечно, в трудные времена клайпедские моряки не раз выручали его самостоятельно плавающее и хорошо размножающееся хозяйство. В остальном же – основной расчёт на нас, посетителей, на деньги, вырученные от продажи билетов, и спонсорские пожертвования. Однако, несмотря на острую нужду, стать спонсором Морского музея дано не всякому. Самый экологически чистый музей Литвы и в этих вопросах весьма щепетилен и доверяет только тем фирмам, чья репутация безупречна, а бизнес прозрачен и гуманен. Скажем, как бы ни была состоятельна и щедра какая-нибудь пивная или табачная компания, их средствами в обмен на размещение рекламы Морской музей не воспользуется ни при каких обстоятельствах.А вот новые экспонаты от клайпедчан музей принимает охотно. Кто-то предложит в дар профессионально выполненную модель старинного парусного судна, кто-то – редкую раковину из далёких краёв. Такое случалось уже не раз. Поэтому, кстати, прекрасно экспонированная коллекция раковин моллюсков сегодня особенно впечатляет. Скромная первоначальная выставка, с которой 30 лет назад начинался Морской музей, теперь признана крупнейшей в Европе и одной из красивейших в мире — в ней свыше 3500 раковин из всех мировых морей и океанов, а также морские ежи, звезды, ракообразные, ископаемые окаменелости, зубы акул, водоросли, трилобиты, оригинальные экспонаты, представляющие даже времена динозавров. А по-соседству с ними посетители могут увидеть искусно выполненные скульптуры самых опасных морских хищников в натуральную величину. Специальное подобранное освещение, звуковые и световые эффекты создают неизгладимое впечатление их реальности и нешуточной опасности.Любимый жителями и гостями Литвы дельфинарий - кстати, единственный на всём Восточном побережье Балтики - вдвое моложе Морского музея. Первое представление здесь состоялось пятнадцать лет назад, 1 мая 1994 года. А начинался дельфинарий тоже с большим риском, но - слава богу – уже не взрывоопасным.Когда первый директор Алоизас Каждайлис задумал его строительство, специалисты подсчитали примерную сумму будущих расходов и ахнули: таких денег Клайпеде из госбюджета СССР не выделят никогда! Но при плановом социалистическом хозяйстве, решил директор, важно заложить хотя бы скромную строку в смету будущих расходов, а там – как бог даст! И проектно-строительные работы начались, когда реально полученные средства составляли примерно одну шестую часть от нужной суммы. Однако год за годом удавалось понемногу пробивать дальнейшее финансирование, изыскивать обходные пути… В конце концов, когда дельфинарий был готов, первым делом Каждайлис получил строгий выговор по партийной линии и одновременно – благодарность за его возведение.Вскоре сюда привезли из Севастополя черноморских дельфинов-афалин - очень чувствительных, нежных животных, за которыми еще надо было научиться правильно ухаживать. Но опыт удачного разведения морских животных у клайпедчан уже был. Поэтому научились обращаться и с дельфинами. А когда у них начало регулярно появляться потомство, это было верным знаком того, что можно начинать развивать и другие программы: разучивание различных трюков, регулярные концертные представления, обучение пению и рисованию. Последнее, кстати, не для красного словца сказано. Живописные работы клайпедских афалин уже не раз выставлялись в галереях и продавались с аукциона. А сделанная несколько лет назад совместно с камерным симфоническим оркестром из Вильнюса аудизапись «Времён года» А.Вивальди, где дельфины скласдно подпевают скрипкам, пользуется повышенным спросом по сей день.В 2001 г. в Морском музее стартовала особая программа общения между дельфинами и детьми, о которой в Литве много пишут и говорят, – дельфинотерапия. Уже самые первые опыты убедительно доказали, что, наряду с медикаментозным и физиотерапевтическим лечением, она достаточна эффективно может помочь больным аутизмом, церебральным параличом, синдром Дауна и т.п. Сегодня дельфинотерапия проходит апробацию медиков, а тем временем очередь маленьких пациентов на приём к клайпедским дельфинам уже расписана на годы вперед.Впрочем, дожидаться её вдали от афалин как-то неразумно, ведь представления с их участием, регулярно проходящие в дельфинарии, тоже являются отличным средством для душевной и физической релаксации. Причем – вне зависимости от возраста зрителей – свою долю восторга получают все. А ведь именно эта радость и лечит эффективнее всего.
Это сообщение редактировалось 14.08.2016 в 12:11