История Т-4 «100»

Перенос из темы «ПАК ДА - первая пристрелка флудерам.»
 
1 31 32 33 34 35 36 37

PPV

опытный

А теперь немного комментариев:

1. Очевидно, что сокращать тематику ГКАТ предлагалось практически исключительно за счет ОКБ-52, и это вполне объяснимо, ведь дело происходило осенью 1964-го, сразу после разоблачения «волюнтаристской» деятельности Н.С. Хрущева. Как известно, В.Н. Челомей, который скромно начинал свою деятельность в МАП с копирования «ФАУ-1», в 1958 году сделал самый важный шаг в своей карьере – он принял к себе на работу сына тов. Хрущева, Сергея Никитича. С этого момента «акции» ОКБ-52 резко пошли в рост. Используя С.Н. Хрущева как «рычаг», В.Н. Челомей тем или иным способом «подгреб» в ГКАТ под себя кучу новых тем (МБР, космические аппараты, ПРО) и под эти новые работы его фирме были переданы на правах филиалов различные заводы и проектно-конструкторские организации, ранее занимавшиеся совсем другой тематикой. Но после снятия Н.С. Хрущева маятник неизбежно качнулся в обратную сторону, и ему, конечно же, припомнили все эти «художества». Уже в 1964 году началась компания по «раскулачиванию», и у Челомея отобрали если не все, то очень многое из того, что было «нажито» им в 50-60 годы, причем не только по тематике работ, но и в части производственных мощностей. В т.ч., и завод им. Лавочкина, который к тому времени также являлся одним из филиалов ОКБ-52.
 51.0.2704.10351.0.2704.103
Это сообщение редактировалось 02.07.2016 в 16:45

PPV

опытный

2. Однако я сейчас не об этом, лично мне гораздо интереснее сопоставить предлагаемые на 1965 год объемы финансирования по различным темам. Мы видим, что на Т-4 выделялось всего 5,3 млн. руб., а на Ту-144 – аж 31,1 млн. руб.! В том же самом материале (Фонд 29, оп. 1, дело № 3448, стр. 239) была еще одна справка, из которой следовало, что в целом, смета затрат по теме Т-4 оценивалась на тот момент в 135 млн. руб., а по Ту-144 – в 230 млн. руб. соответственно. С учетом того, что оба самолета находились на примерно одинаковых этапах разработки, у меня возникает вполне законный вопрос о темпах финансирования: «Почему тиграм не докладывают мяса?»
 51.0.2704.10351.0.2704.103

PPV

опытный

3. Однако всему на свете есть свое объяснение, и в данном случае оно кроется в умении тов. П.В. Дементьева даже в неблагоприятных для него условиях четко отстаивать свою позицию. Дело в том, что благодаря неустанной заботе партии и правительства, и лично тов. Дементьева, ПСМ о создании СПС Ту-144 вышло еще 16.07.1963 г., и в нем с самого начала отдельным пунктом было прописано привлечение к постройке опытных самолетов серийного завода № 18 (г. Куйбышев). И в данном случае совершенно неважно, что позднее все переиграли, и реально серия Ту-144 осуществлялась не в Куйбышеве, а в Воронеже. Важно лишь то, что на это с самого начала было дано соответствующее указание и выделены деньги. А вот проект Т-4, благодаря трудам П.В. Дементьева, такой заботой партии и правительства был явно обделен. ПСМ о его создании вышло полугодом позже, 03.12.1963 г., и в нем не было ни слова о привлечении к постройке опытных самолетов каких либо серийных заводов, а лишь указание: «ГКАТ во 2 кв. 1964 года представить согласованные с МО и другими заинтересованными ведомствами предложения по этому вопросу». В полном соответствии с этим указанием, тов. П.В. Дементьев и действовал дальше, по максимуму оттягивая принятие какого-либо решения по этому вопросу. И когда ближе к концу 1964 года, после неоднократных напоминаний со стороны военных, и успешной защиты ЭП по Т-4 подошел срок окончательно «определяться», он, наконец выдвинул свои собственные предложения. Т.е. сперва - тот самый вышеприведенный план финансирования ГКАТ на 1965 год (письмо от 09.11.1964), затем два последовательных приказа ГКАТ: № 403 от 29.11.1964 г. и № 426 от 04.12.1964 г., а 15.12.1964 г. выслал в ВПК проект ПСМ по Т-4. Обо всем этом я писал чуть выше: … История Т-4 «100» [PPV#01.08.13 21:47]

История Т-4 «100» [PPV#19.08.13 07:13]

По-моему, я уже выкладывал все это перед очередным падением базы, но раз не сохранилось, дублирую: Таким образом, в конце 1964-го Дементьев вроде бы «окончательно» определился с Т-4: в качестве производственной базы для постройки опытных самолетов и крылатых ракет Х-33 Сухому решено было выделить завод им. Лавочкина. В этом же ключе готовился и проект нового ПСМ, письмо с проектом этого документа отослали в адрес ВПК в середине декабря:// Авиационный
 
 51.0.2704.10351.0.2704.103
Это сообщение редактировалось 02.07.2016 в 17:07

PPV

опытный

4. Напомню, что в качестве производственной базы для постройки опытных самолетов Т-4 П.В. Дементьев предлагал в этих документах освободившийся от владычества Челомея завод им. Лавочкина (в проекте ПСМ – «на пару» с заводом им. Хруничева). И вот тут, на мой взгляд, кроется еще один интересный финт, который осуществил П.В. Дементьев для дальнейшего затягивания работ по Т-4. Дело в том, что в декабре 1964-го в правительственных кругах СССР уже вовсю обсуждался вопрос о будущей хозяйственной реформе, связанной с отказом от системы совнархозов и возвратом к прежней системе руководства предприятиями через систему отраслевых министерств. Вопрос этот был уже практически решенным, и конкретно для ГКАТ речь шла о будущем скором преобразовании его в полноценное министерство авиационной промышленности (МАП). По крайней мере, именно об этом шла речь в письме П.В. Дементьева, направленном им 12.12.1964 г. в адрес ВПК, в приложении к нему наличествовал и проект соответствующего Указа Президиума Верховного Совета. В реальности, осуществлено это было чуть позже, в марте 1965-го, причем не только в отношении МАП, но и в целом, в отношении всех отраслевых министерств ОПК, однако был один нюанс, связанный с тем, что по факту к МАП при этом отошли отнюдь не все предприятия, ранее входившие в его структуру. И связано это было с тем, что в результате этого мартовского указа родилось еще одно новое министерство – общего машиностроения (МОМ), призванное заниматься ракетными и космическими делами. К нему и отошли от МАП все предприятия, которые так или иначе уже были завязаны на создание «ракетно-космического щита» СССР, в том числе, и вышеупомянутые заводы им. Лавочкина и Хруничева.
 51.0.2704.10351.0.2704.103
Это сообщение редактировалось 03.07.2016 в 09:57

PPV

опытный

5. И лично мне в этой ситуации интересен лишь один вопрос: знал ли П.В. Дементьев в декабре 1964-го, т.е. в тот момент, когда он подписывал эти приказы и этот самый проект ПСМ по Т-4, об этом будущем отчуждении заводов им. Лавочкина и Хруничева в пользу будущего МОМ, или нет? Потому что если знал, то стоит в очередной раз восхититься многогранностью его талантов и той здоровой смекалкой, которую он проявил а этом вопросе, совместив полезное с приятным: и задание партии вроде бы как выполнил, и в очередной раз грамотно подставил П.О. Сухого с его Т-4, явно обрекая эту программу на «долгострой». Потому что формально получается так, что никто ни в чем не виноват, а по факту, из-за этой самой неразберихи, связанной с организацией МАП, даже несмотря на приказы Дементьева, датированные декабрем 1964-го, никаких реальных работ по Т-4 в ОКБ Сухого с заводом им. Лавочкина не проводилось. Ну а ситуация с выделением производственной базы для постройки опытных самолетов Т-4 оставалась в «подвешенном» состоянии еще целых полгода, пока к лету 1965-го П.В. Дементьев, теперь уже полновластный хозяин МАП, наконец, не разродился очередным приказом, в котором таки нашел в себе силы выделить П.О. Сухому эту самую производственную базу на ТМЗ…
 51.0.2704.10351.0.2704.103
Это сообщение редактировалось 02.07.2016 в 17:20

101

аксакал

PPV> С учетом того, что оба самолета находились на примерно одинаковых этапах разработки, у меня возникает вполне законный вопрос о темпах финансирования: «Почему тиграм не докладывают мяса?»

Что-то мне подсказывает, что выделили пропорционально тому кто сколько попросил. У Сухого коллектив меньше, часть работ делали смежники со своими сметами, в итоге даль меньше. У Туполева хозяйство куда больше, соответственно...
С уважением  47.047.0

PPV

опытный

101> Что-то мне подсказывает, что выделили пропорционально тому кто сколько попросил. У Сухого коллектив меньше, часть работ делали смежники со своими сметами, в итоге даль меньше. У Туполева хозяйство куда больше, соответственно...
Тут ты попал пальцем в небо. В смете, которая относилась к расходам ГКАТ учитывались расходы только тех смежников, которые входили в состав ГКАТ, т.е. туда не входили, к примеру, расходы разработчиков БРЭО. А в этой части смежники у обоих ОКБ были практически одни и те же. Т.е. различия, конечно же, были, т.к. двигатели были разные, но в остальном они были минимальные. Коллектив, конечно, у Туполева был явно больше, по состоянию на конец 1964 года в ОКБ-51 числилось 4163 работника, а в ОКБ-156 - аж 13992, однако расходы по конкретной теме определяются не по размерам коллектива и "хозяйства", а по объемам выполняемой работы, и вот тут то и начинаются различия, связанные с тем, что Дементьев искусственно "загонял" ОКБ Сухого в угол, всячески оттягивая выделение ему соответствующей производственной базы и полномасштабное развертывание работ, и на этом основании ограничивал объемы финансирования...
 

101

аксакал

PPV> Тут ты попал пальцем в небо. В смете, которая относилась к расходам ГКАТ учитывались расходы только тех смежников, которые входили в состав ГКАТ, т.е. туда не входили, к примеру, расходы разработчиков БРЭО.

Ну а расходы тушинского производства, на которое легло все бремя освоения сварки титановых сплавов, шло по отдельной статье или нет?
В любом случае должно быть формальное отличие.
С уважением  47.047.0

Aaz

модератор
★★☆
PPV> 5. И лично мне в этой ситуации интересен лишь один вопрос: знал ли П.В. Дементьев в декабре 1964-го, т.е. в тот момент, когда он подписывал эти приказы и этот самый проект ПСМ по Т-4, об этом будущем отчуждении заводов им. Лавочкина и Хруничева в пользу будущего МОМ, или нет?
Указ ПВС по реанимации МОМа был подписан 02.03.65. Уж всяко документ такого уровня готовится не три месяца.
Так что с вероятностью 98% ПВД о грядущем решении знал. А если не знал, то "догадывался".
"Тот, кто надевает шоры, должен помнить, что в комплект еще входят узда и кнут" (Станислав Ежи Лец)  47.047.0

PPV

опытный

101> Ну а расходы тушинского производства, на которое легло все бремя освоения сварки титановых сплавов, шло по отдельной статье или нет?
101> В любом случае должно быть формальное отличие.
Ты может быть не обратил внимание, но речь у меня шла о документах на конец 1964 года, а тогда про ТМЗ применительно к Т-4 разговора еще не было. Он появился в нашей истории только в середине 1965 года, а до этих документов со сметами я пока еще не добрался, и доберусь ли вообще - большой вопрос...
 

PPV

опытный

Письмо П. Дементьева в СМ СССР от 29.03.1965 г.
"Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР № 697-289 от 19.08.1964 г. «О мероприятиях по обеспечению создания СПС Ту-144» поручено представить предложения о разработке 1-контурного ТРД с высоконагруженным компрессором в качестве 2-го варианта двигателя для указанного самолета.
При проработке в ОКБ и институтах промышленности МАП данного поручения установлено, что 1-контурный ТРД для самолета Ту-144 может быть разработан путем модификации дв-ля РД-36-41, создаваемого в ОКБ-36 для сверхзвукового самолета Т-4, заданного ПСМ от 03.12.1963 г.
На основании изложенного, поручено ОКБ-36 при разработке дв-ля РД-36-41 предусмотреть возможность перехода к модифицированному дв-лю РД-36-51 для самолета Ту-144 по согласованным данным с з-дом № 156.
Протокол рассмотрения предложения … прилагается.

Протокол совещания у главного к-ра т. Туполева:
… Двигатель РД-36-51 является модификацией дв-ля РД-36-41…
Для получения двигателя РД-36-51 в компрессор дв-ля РД-36-41 добавляется впереди 1 ступень и заменяется форсажная камера на камеру с реверсом и шумоглушением.
Проект двигателя РД-36-51 рассмотрен и одобрен ЦИАМ и ЦАГИ. …
Исходя из изложенного, решили:
1. Предусмотреть в проекте дв-ля РД-36-41 возможность модификации к двигателю РД-36-51.
2. ОКБ-36 и заводу 156 в 1965 году провести согласование данных дв-ля РД-36-51 применительно к самолету Ту-144.
3. Считать целесообразным приступить к изготовлению дв-ля РД-36-51 после первого этапа доводки дв-ля РД-36-41.
Туполев, Свищев, Колесов."
 53.0.2785.14353.0.2785.143

PPV

опытный

Письмо А.Н.Туполева, адресованное нач-ку 6 ГУ МАП Болботу А.В. от 14.06.1965 г.
При этом направляю проект тем.плана на 1966 год.
Приложение - план на 7 листах.
Военная техника.
...
10. Дальний сверхзвуковой самолет ракетоноситель с 2 двигателями НК-144. Самолет Ту-145. Проектирование. Сумма на 1966 год - 215 тыс.руб.
...
 

PPV

опытный

За последние 2 посещения РГАЭ я посмотрел довольно интересные документы: «Переписку МАП с ЦК КПСС» и «Справочные материалы министра» за 1967 год (фонд 43, оп.1, Дела №№ 1614-1616). Большая часть данных, приведенных там – это материалы, связанные с подготовкой к выпуску постановления ЦК и СМ, посвященного планам развития АТ на 1968-75 г.г. Подготовка эта началась еще весной 1967-го, и продолжалась вплоть до самого выпуска этого ПСМ, 28 ноября 1967 года.
В МАП за это время прошло, как минимум, три последовательных итерации планов, и для каждой из них была выполнена разбивка с контрольными цифрами по выпуску самолетов по типам и по годам. По документам очень интересно было проследить, как готовился окончательный вариант ПСМ.
 56.0.2924.8756.0.2924.87
13.04.2017 21:54, dmirg78: +1

PPV

опытный

В качестве «идеологической базы» для формирования планов на перспективу было использовано некое поручение ЦК КПСС о сокращении тематики выполняемых работ. Осуществить это предполагалось путем прекращения работ по «потерявшим актуальность», а также по дублирующим или близким по назначению заданиям. Причем предложения были достаточно радикальные: из 49 находящихся в разработке и производстве тем, сократить предлагалось 25, т.е. больше половины! Воодушевившись этой идеей, руководство МАП, решило сразу же «взять быка за рога», и в первом же проекте плана, отпечатанном 16.03.1967 г., в комментариях было записано: «Ограничить экспериментальными образцами: Т-4 – сделать 2-3 экземпляра в 1971-72 г.г.», а про Ту-22М – «модифицировать с повышенной дальностью, в серии будет делаться до 1975 года» В приложениях с контрольными цифрами выпуска значилось, что вплоть до 1972 года на заводе № 22 будет продолжаться производство Ту-22 с темпом по 50 машин в год, а с 1972 года с нарастающим темпом пойдет выпуск Ту-22М: 10, 30, 50, 60 самолетов…
Отметим попутно, что Ту-22М, который фигурировал в этом документе, на тот момент времени представлял собой отнюдь не хорошо знакомый нам на практике самолет ОКБ Туполева, но об этом чуть ниже…
 56.0.2924.8756.0.2924.87

PPV

опытный

По видимому, столь радикальный подход к делу не нашел понимания в ВПК, МО, и всех остальных ведомствах, где проходило согласование проекта. Там не смогли сразу же воодушевиться предложенной в МАП идеей, в соответствии с которой самолет Т-4, создание которого до сих пор называлось не иначе как «важнейшей задачей», вдруг без всяких объяснений просто исчез из текущих планов работ. Дементьев вынужден был временно «отступить»: через месяц, 18.04.1967 года, в ЦК КПСС был отправлен уже другой документ, в нем в соответствующем разделе, было записано: «Ракетоносная система дальнего действия К-22 (самолет Ту-22К) с последующим переходом (с 1972-73 г.г.) на производство сверхзвукового самолета Т-4 с ракетой Х-22, прошедшей ГИ». В приложении, к этому документу в соответствующей строке было указано, что вплоть до 1972 г. на заводе № 22 будет продолжаться выпуск Ту-22 с темпом 35-40-50 машин в год, после чего с 1972 года начнется выпуск Т-4 с нарастающим темпом: 10, 25, 40, 60 самолетов, т.е. к 1975 году должно быть сдано аж 135 самолетов!
 56.0.2924.8756.0.2924.87

PPV

опытный

В этой ситуации П.В. Дементьев нашел то самое «гениальное» решение, о котором я уже упоминал ранее: в качестве перспективного самолета для дальней авиации им было предложено теперь рассматривать не «ущербный» Т-4, а гораздо более «перспективный» Т-4М, оснащенный крылом изменяемой стреловидности. И в пояснительной справке, датированной 15.07.1967 г., и приложенной к очередному проекту плана, в разделе «Ракетоносная дальняя авиация» в качестве «Основных самолетов … принятых к утверждению», было указано: «Дальний сверхзвуковой ракетоносец и разведчик Т-4М (Ту-22М)». Что интересно: министра в данной ситуации нисколько не смутил тот факт, что предложение о разработке принципиально нового самолета, не заданного никаким официальным решением, вступает в прямое противоречие с декларируемым в проекте постановления принципом всемерного сокращения тематики!
При этом, появление в скобках некоего Ту-22М, который, к тому времени, кстати сказать, также пока еще не фигурировал ни в каких официальных планах, пояснялось достаточно просто: мол, Т-4М – это «дальняя перспектива», а замена Ту-22 нам нужна ну вот уже прямо сейчас, поэтому, мы и ставим здесь Ту-22М. И в новом варианте плана, отпечатанном 18.07.1967 г., в разделе контрольных цифр была приведена уже несколько иная схема. Там выпуск Ту-22 также продолжался вплоть до 1972 года, но для Т-4 уже никаких конкретных цифр не указывалось, а было записано: «самолет Т-4 получит развитие после проведения летных испытаний». Однако, на всякий случай, как некий «запасной вариант», на обороте листа все-таки были приведены контрольные цифры и по планируемому выпуску Т-4, начиная с 1970 года…
 56.0.2924.8756.0.2924.87
Это сообщение редактировалось 13.04.2017 в 22:00

PPV

опытный

Среди прочих документов, здесь же присутствовало и письмо А.Н. Туполева, адресованное П.В. Дементьеву, и датированное 26.07.1967 г.:
«Направляю Вам таблицу основных летно-технических данных самолетов Ту-22, Ту-22М и Ту-145, переданную тов. Пономареву А.Н.».
А в приложении к этому письму была приводимая ниже табличка, из которой мы сможем, наконец, узнать, что же именно представлял собой тот самый Ту-22М, о котором шла речь выше:

Основные данные Ту-22 с хРД-7М-2 Ту-22 с 2хНК-144-2 Ту-145 с 2хНК-144-2
Взлетный вес, т 92 100 115
Дальность на д/зв. режиме 5650 8000 10000
на св/зв. режиме 2300-2400 3000 4000
на Н=200-500 м - 3500 5000
с ПТБ на д/звуке - - 12000
с ПТБ на св/звуке - - 5000
Vmax, длительно 1650 2000 2700
кратковременно - 2300-2500 2850-3000
Vкр на д/звуке 950 850-950 850-950
на св/звуке 1300 1300-2000 1800-2500
на Н=200-500 м - 900 900-1200
Нпр.в р-не цели,на д/звуке 11500 14000 14000
на св/звуке 12500 16000 17000
Система вооружения:
а) ракетное 1хХ-22 1хХ-22 1хХ-22
б) бомбардировочное, норм. 3000 3000 3000
макс. 9000 9000 9000
в) оборонительное 2 пушки в корму 4 пушки в корму 4 пушки …
Экипаж 3 3 3
Эксплуатация внекл. БВПП БВПП 1 кл., БВПП 1 кл.,
- ГВПП 8-9 кг\см2 ГВПП 8-9 …
Срок начала ЛИ - 3 кв. 1968 г. 4 кв. 1970 г.
Срок постройки гол. партии - 1969 г. 1972 г.
Возможное кол-во к 31.12.75 - 200 60
 56.0.2924.8756.0.2924.87
Это сообщение редактировалось 13.04.2017 в 22:00

PPV

опытный

А в «Перечне вопросов для выполнения в августе 1967 г.», подписанном П.В. Дементьевым, ненавязчиво значился пункт: «… форсировать проработку и подготовку предложений по созданию самолета Ту-22М»…
 56.0.2924.8756.0.2924.87

PPV

опытный

Ну а заключала все это «пиршество духа» еще одна справка «О плане опытных работ …», отпечатанная 25.08.1967 года. Там в разделе «Дальняя авиация» было уже четко записано:
«Дальний сверхзвуковой ракетоносец и разведчик Т-4М (с КИС)», и карандашом приписаны ТТХ: G=110-130, V=3000-3200, Н=23, Х-45 с D=500 км.
Тут же в скобках был записан Ту-22М, для которого карандашом приписано: V=2300-2500, L=8000, Х-22.

Вот так, в 1967 году и было выпущено то самое ПСМ, которое, по сути, и поставило крест на дальнейшей судьбе Т-4…
 56.0.2924.8756.0.2924.87

dmirg78

координатор
★★★★☆
PPV> Вот так, в 1967 году и было выпущено то самое ПСМ, которое, по сути, и поставило крест на дальнейшей судьбе Т-4…

Вся эта работа над документами выльется в полноценную книгу или так и останется записками на форуме?
Мой адрес - не дом и не улица. Мой адрес - Империя Зла! :)  51.051.0
+
+1
-
edit
 

PPV

опытный

dmirg78> Вся эта работа над документами выльется в полноценную книгу или так и останется записками на форуме?
Мне уже задавали этот вопрос...
Издание книги в наше время - довольно муторное и неблагодарное занятие.
Которое потребует много сил и времени.
Которых и так не хватает.
Потому что при просмотре документов я занимаюсь поиском материалов не только по Т-4, а вообще по всей тематике работ нашего ОКБ.
Тем не менее, по крайней мере, лично для себя, я хочу закончить эту историю - с изучением всех доступных документов по Т-4, и по мере возможности, буду выкладывать здесь все наиболее ценные находки.
Те, кому это интересно, всегда смогут прочитать это здесь.
Так как-то...
 56.0.2924.8756.0.2924.87

VAS63

координатор
★★★
PPV> Так как-то...
Вот и очень зря.
Все мы в свое время помрем. Что останется? Надо писать.
У России только два союзника - ее Армия и ее Флот  57.0.2987.13257.0.2987.132
+
+1
-
edit
 

V.Stepan

аксакал
★★☆
PPV> Издание книги в наше время - довольно муторное и неблагодарное занятие.

Так и напрашивается предложение выпустить книгу в электронном виде.
"Класс – это исключение случайностей"  45.945.9
+
-
edit
 

mico_03

аксакал

PPV>> Издание книги в наше время - довольно муторное и неблагодарное занятие.
V.Stepan> Так и напрашивается предложение выпустить книгу в электронном виде.

Только за.
 33
LT Bredonosec #14.04.2017 11:52  @V.Stepan#13.04.2017 22:39
+
-
edit
 
V.Stepan> Так и напрашивается предложение выпустить книгу в электронном виде.
если есть время - займись )
1 31 32 33 34 35 36 37

в начало страницы | новое
 
Поиск
Поддержка
Поддержи форум!
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru