12.10.2016 16:40
Дочерняя компания Космического Центра им. М.В.Хруничева International Launch Services (ILS), которая предоставляет пусковые услуги ракет-носителей (РН) «Протон» международным коммерческим операторам спутниковой связи, и один из ведущих операторов спутниковой связи Eutelsat Communications (Париж, Франция) объявили о подписании контрактов на два запуска в период 2018-2020 гг.
Первый контракт предусматривает пуск РН тяжелого класса «Протон-М/Бриз-М» с парной полезной нагрузкой в составе созданных компанией Orbital ATK (США) космического аппарата связи EUTELSAT-5-West-B и первого аппарата для продления срока эксплуатации спутников (Mission Extension Vehicle) MEV-1 (в качестве дополнительной полезной нагрузки). Запуск запланирован на последний квартал 2018 г.
Это первый контракт на парный запуск, заключенный ILS c Eutelsat. Запуски на РН «Протон-М» парных полезных нагрузок являются одним из наиболее интересных результатов адаптации носителя к требованиям заказчиков по снижению стоимости пусковых услуг за последние годы. Ранее, начиная с февраля 2009 г., состоялось шесть парных пусков на РН «Протон-М», осуществленных в интересах федеральных и коммерческих заказчиков.
Второй контракт предусматривает запуск с полезной нагрузкой для Eutelsat в период 2019-2020 годов. Для этого запуска планируется впервые использовать модификацию РН «Протон-М» среднего класса.
В сентябре этого года Центр им. М.В.Хруничева объявил о расширении продуктовой линейки за счет создания двух дополнительных модификаций РН «Протон-М» (с разгонным блоком «Бриз-М») - легкого и среднего класса. Новые РН – это оптимизированные двухступенчатые версии РН «Протон-М», на которых будет выводиться исключительно коммерческая нагрузка в рамках контрактов, заключенных дочерней компанией Центра им.М.В.Хруничева International Launch Services (ILS). Ввод в эксплуатацию «легкого» и «среднего» «Протонов» позволит обеспечить экономически эффективное выведение на геостационарную орбиту (ГСО) малых и средних космических аппаратов (с массой от 3-х до 5-ти тонн) в соответствии с требованиями заказчиков и усилить коммерческий потенциал РН «Протон» на рынке запусков геостационарных спутников.
Оба запуска будут осуществлены с космодрома БАЙКОНУР в рамках Пакетного соглашения на пусковые услуги РН «Протон», заключенного ILS и Eutelsat в октябре прошлого года. Пакетное соглашение предназначено для обеспечения компании Eutelsat гибкого графика экономически эффективных запусков в течение семилетнего периода. Первым запуском в рамках Пакетного соглашения был запуск КА «Eutelsat-9B», осуществленный 30 января 2016 г. «Eutelsat-9B», стал 11-м КА, запущенным за последние 15 лет для Eutelsat с помощью РН «Протон» по контрактам, заключенным ILS.
МОСКВА, 17 ноября. /ТАСС/. Один из существующих стартовых столов для ракеты-носителя "Протон-М" на космодроме Байконур будет модернизирован для запусков легкой версии ракеты "Протон" ("Протон Лайт"), сообщили ТАСС в пресс-службе Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ).
"Стартовый стол для ракеты-носителя "Протон Лайт" - модернизация существующего стартового стола, а не новая разработка", - сказали в пресс-службе предприятия.
Проектом модернизации стартового стола занимается входящий в ЦЭНКИ Научно-исследовательский институт стартовых комплексов. "(Институт) завершает разработку эскизного проекта создания стартового комплекса для ракеты-носителя "Протон Лайт" в соответствии с исходными данными ГКНПЦ имени Хруничева (производитель ракет - прим. ТАСС)", - приводятся в первом номере корпоративной газеты ЦЭНКИ слова директора НИИ стартовых комплексов Руслана Мухамеджанова.
При этом в публикации отмечается, что институт работает над проектом без соответствующего договора с Центром имени Хруничева.
В пресс-службе ЦЭНКИ пояснили, что договор на разработку стартового стола находится на стадии согласования. В свою очередь, в дирекции по коммуникациям Центра имени Хруничева заявили, что конкретные договоры будут заключены "в соответствии с регламентом после прохождения необходимых процедур". "Реализация проекта ракеты-носителя "Протон Лайт" идет по графику", - заверили на предприятии.
Центр имени Хруничева ранее представил две новые модификации ракеты-носителя "Протон" - "среднюю" и "легкую". "Средняя" версия состоит из первой и третьей ступеней базового "Протона", ее первый запуск должен пройти в 2018 году. "Легкая" также состоит из первой и третьей ступеней, но из шести двигателей первой ступени оставлены только четыре. Ее планируется впервые запустить в 2019 году, и ее четырехметровый обтекатель менять не планируется.
По версии следствия, обвиняемые, заведомо зная о применении нового разгонного блока 11С861–03, не обеспечили корректировку формулы расчета уровня заправки окислителя в документации системы контроля заправки. В результате 5 декабря 2010 года при заправке блока на стартовом комплексе космодрома Байконур была превышена на 1582 кг необходимая масса жидкого кислорода, что не позволило вывести на заданную орбиту три спутника ГЛОНАСС-М. В результате катастрофы государству был причинен ущерб в размере 4,3 млрд руб.
завершено расследование уголовного дела в отношении работников ОАО «РКК “Энергия”»: начальника 242-го отдела Станислава Балакина, заместителя начальника отделения по бортовым и наземным системам космических аппаратов и средств выведения Сергея Ломтева, заместителя руководителя научно-технического центра по системам средств выведения Александра Мартынова и инженера Юрия Большигина. Они обвиняются в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями, повлекшее тяжкие последствия).
наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
— Основная проблема на ВМЗ сейчас заключается в необходимости переборки большого количества двигателей для ракет-носителей "Протон" и "Союз". Скажите, пожалуйста, сколько всего двигателей предстоит перепроверить?
— По "Протонам" это 71 двигатель, или практически весь задел по второй и третьей ступеням. В настоящее время подписан график проведения работ, значительная их часть будет проведена в 2017 году, но мы понимаем, что какая-то часть неминуемо перейдет на 2018 год.
Основная задача при этом — не сорвать график запусков по Федеральной космической программе, пусками в интересах министерства обороны РФ и коммерческим пускам. Что касается двигателей для "Союзов", то требуется обеспечить необходимый задел для соблюдения графика доставки новых экипажей и грузов на Международную космическую станцию.
— Сколько двигателей к настоящему времени уже перебрано?
— Ожидаем, что первые поставки двигателей с устраненными дефектами для ракет-носителей "Протон-М" ГКНПЦ имени М. В. Хруничева начнутся в мае.
Что касается "Союзов", то два двигателя уже доработаны и отправлены в Самару, один доработан и упакован под отгрузку и еще один будет готов к отгрузке в конце марта. Пока Воронежский завод выполняет график, согласованный с партнерами.
— Реально ли обнаружены дефекты в отозванных двигателях для ракет-носителей "Протон" или все проверенные двигательные установки оказались без видимых проблем?
— К сожалению, все обнаруженные в двигателях дефекты, связанные с применением не предусмотренного технологией припоя при пайке форсуночных головок газогенераторов, проявились уже после огневых испытаний. По моему мнению, марки припоя были просто перепутаны, и я далек от мысли, что это было вредительство, сознательный злой умысел.
Но нарушались правила хранения припоя и был недостаточный контроль за передвижением материалов на предприятии в процессе производства. И хотя на ФГУП ВМЗ в свое время была выявлена недостача партии одной из марок припоя, группа товарищей дружно подписала акты списания и не стала вникать, куда девался списанный припой нужной марки.
Поразительно, что все это было ясно еще в 2015 году. Уже тогда можно было не допустить появления проблемы на двигателях, изготовленных позже этого срока. Однако халатное отношение к своему делу на заводе позволило зайти проблеме очень далеко и дефектные двигатели продолжали массово выпускать в 2015 и 2016 годах. А закончилась эта история только в январе 2017 года. Поэтому полагаю, что все двигатели, выпущенные для "Протонов" с начала 2015 года, могут иметь значительные проблемы и должны быть перебраны.
НЬЮ-ЙОРК, 5 апреля. /Корр. ТАСС Игорь Борисенко/. Ближайший запуск ракеты-носителя "Протон-М" запланирован на 29 мая. Об этом сообщил во вторник в телефонном разговоре с корреспондентом ТАСС официальный представитель Роскосмоса Игорь Буренков, участвующий в работе космического симпозиума в Колорадо-Спрингс (штат Колорадо).
"Работы идут по графику, - сказал он. - Первый запуск "Протона" мы планируем 29 мая, когда на орбиту будет выводиться американский спутник".
Затронув вопрос об устранении проблем с ракетам "Протон", он подчеркнул, что отзыв двигателей для проверки - "беспрецедентный случай". "Но мы следуем политике открытости, ведь дело не в том, что двигатели были с проблемами, - продолжил он. - У нас было просто опасение по поводу того, что в некоторых из них могут быть неполадки". По его словам, существующие системы контроля "позволяют выявлять те дефекты, которые еще года три назад были бы не замечены".
Как подчеркнул Буренков, уже проведены соответствующие процедуры. "Программа по запускам будет вся выполнена, - отметил он. - Они немного сдвинутся вправо, но ни о каких отменах речь не идет. Все обязательства будут, безусловно, выполнены".
Запуск космического аппарата EchoStar 21 планировался еще в прошлом году, но был отложен из-за обнаружения проблем в двигателях ракеты-носителя "Протон-М".
До конца года по федеральной космической программе и в интересах коммерческих заказчиков планируется провести семь пусков "Протонов".
— Когда рассчитываете возобновить пуски ракет-носителей «Протон-М», приостановленные после отзыва двигателей второй и третьей ступени из-за использования в них неверного припоя?
— Первый пуск у нас планируется на 29 мая. Изначально коммерческий запуск аппарата Echostar-21 должен был состояться в конце 2016 — в начале 2017 года, но, к сожалению, двигатели на этой ракете попали в зону риска. Поэтому мы предложили заказчику замену «Протона» на тот, где стоят полностью исправные двигатели. Буквально на прошлой неделе у нас состоялась финальная встреча, на которой заказчик подтвердил свое согласие на замену ракеты.
— Сколько всего двигателей отозвали на Воронежский механический завод (ВМЗ)?
— 71 двигатель. Это очень много. Но это было необходимо. В сложившейся ситуации по части двигателей существовала чисто теоретическая вероятность присутствия дефекта. Нам всем хватило мужества сказать: «Давайте лучше остановимся и проверим все».
— И сколько потребуется на исправление?
— Уже в начале мая придет первая исправная партия из Воронежа.
— Пусковая программа сильно пострадала?
— Сколько планировали пусков, столько и осталось. Все будет зависеть от готовности космических аппаратов: у нас же пуски зачастую сдвигаются не только из-за проблем с ракетами, но и из-за неготовности полезной нагрузки, которую мы собираемся запускать.
— Два «Протона-М» не поставили Минобороны РФ тоже из-за двигателей?
— Да. Сами ракеты были практически готовы в конце 2016 года, но в результате отгрузим их в третьем квартале 2017-го.
...
— Зачем вы тогда готовите несколько новых модификаций «Протона»?
— Когда 15–20 лет назад мы вышли на рынок коммерческих пусков, Центр имени Хруничева был фактически монополистом. У нас была одна ракета, которую мы предлагали рынку,— и рынок подстраивался под нее, а не наоборот. Было ли нам комфортно? Конечно. Со временем появилось много новых игроков. И как только у рынка появилась возможность использовать различные варианты, то они стали выбирать те носители, мощности которых достаточны для выведения их полезной нагрузки. Есть серьезная тенденция — космические аппараты становятся легче. И те, кто раньше стоял в очереди к нам со своими спутниками в пять с лишним тонн, стали делать аппараты в четыре тонны. И платить на избыточную мощность ракеты они уже не хотят. А у нас «Протон-М» как выводил шесть тонн на орбиту, так и осталось шесть тонн. Мы поняли, что и нам надо меняться: невозможно конкурировать, имея в линейке только один продукт. Точнее, можно, но только если искусственно снижать цену — но вы же понимаете, что делать это бесконечно невозможно. Надо учитывать, что «Байконур» располагается значительно севернее космодромов наших конкурентов. Тем же Falcon и Ariane мы значительно проигрываем по энергетике только за счет географии. Если бы «Протон» летал с экватора, то нам бы не пришлось вообще ничего придумывать, но это из разряда «если бы да кабы». Поэтому несколько лет назад мы сделали первый шаг — поменяли политику продаж, дифференцировав заказчиков на постоянных и разовых. А теперь создаем целое семейство на базе «Протона» под различные заказы, которые могут поступить.
— Речь идет чисто о коммерческих заказах или же госзаказчиков тоже будете приглашать?
— «Протон-М» тоже создавался как коммерческий проект, а сегодня мы на нем выполняем и федеральные заказы. Я считаю, что иметь линейку машин, которые бы отвечали различным требованиям, это правильно. Мы прошли первый НТС (научно-технический совет.— “Ъ”) в конце 2016 года, а сейчас готовимся ко второму. Поскольку в версии «Протон Medium» изменения от оригинала не сильно большие, то рассчитываю, что первая машина появится в конце 2018 года.
— А версия Light?
— Мы презентовали ее на международном рынке, но были вынуждены отложить ее создание. Изначально я считал, что именно эта версия будет наиболее востребованной. Однако, проанализировав интерес потенциальных заказчиков, оказалось, что наибольшее внимание приковано к варианту Medium. То есть у большинства заказчиков полезная нагрузка соответствуют именно этой модификации. Спрос все диктует.
— До какого года будете эксплуатировать «Протон»? Есть ли возможность продлевать их ресурс после 2025 года?
— К тому моменту, когда «Ангара» полетит, а к 2025 году это точно должно произойти, то с «Протоном» уже простимся.
— Илона Маска боитесь?
— На прошлой неделе к нам обратился один из клиентов SpaceX, попросив нас рассмотреть возможность переноса пуска его аппарата с ракеты Falcon на «Протон-М». Работать надо, а не бояться (смеется).
On Track for Launch-Proton LV left Moscow by train late night Apr 27 for its journey to Baikonur #EchoStarXXI @ILSLaunch @EchoStar @sslmda pic.twitter.com/BH0Hq8lZ55
— Kirk Pysher (@KirkPysher) April 28, 2017
The train w/EchoStar XXI LV arrived in Baikonur at 2:10 pm today for the integration of the LV w/ the SC. #EchoStarXXI, @EchoStar, @sslmda
— ILS (@ILSLaunch) May 6, 2017
Photos of the @EchoStar XXI launch vehicle arriving at the #Baikonur #Cosmodrome over the weekend. @sslmda #rocket pic.twitter.com/lb4mumAhGu
— ILS (@ILSLaunch) May 8, 2017
The EchoStar XXI mission team after the pre-launch meeting in Moscow; charter to the launch site tomorrow! @EchoStar @sslmda #EchoStarXXI pic.twitter.com/H0rKOKTZ84
— ILS (@ILSLaunch) May 15, 2017