"Николай Калистратов: Во многих случаях мы восстанавливаем рабочие поверхности патрубков, дейдвудных сальников и детали конструкций в циркуляционных насосах методом наплавки. Такая технология широко применялась на "Звёздочке" еще при первом заводском ремонте подводных ракетоносцев проекта 667 БДРМ, о чем "Российская газета" в свое время рассказывала. Когда те же подводные лодки "Верхотурье", "Екатеринбург" и "Тула" пришли на "Звёздочку" во второй заводской ремонт, мы с удовлетворением обнаружили, что на восстановленных нами деталях и поверхностях нет даже следов коррозии, не говоря уже о разрушении самих конструкций. А на других элементах, по соседству, что в силу разных причин были заменены новыми, коррозионные разрушения оказались значительными. Ожидаем, что и на трех других кораблях этой серии - "Брянск", "Карелия" и "Новомосковск", картина будет той же. Вообще, коррозионные разрушения - едва ли не главная головная боль судоремонтников. В среднем до 20 процентов поверхностей на корабле, особенно сварных швов и мест фланцевых соединений подвержены значительному корродированию. Иными словами, страдают от банальной ржавчины. На некоторых кораблях этот показатель достигает 70-75 процентов. А технологии наплавки различными сплавами и для различных материалов, разработанные с участием ЦНИИ "Прометей", НИПТБ "Онега" и внедренные на "Звёздочке", позволяют успешно восстанавливать корпусные конструкции, трубопроводы, лопасти винтов и другие элементы....
На какой срок продлевается ресурс РПКСН "Тула" и других кораблей этой серии после второго заводского ремонта?
Николай Калистратов: Согласно утвержденной методике восстановления технической готовности мы продлеваем срок службы крейсера на 3,5 года. Но это не означает, что по истечении указанного времени корабль будет списан. Мероприятия по продлению ресурса проводятся практически при каждом ремонте. Как уже сказано, на "Звёздочке" выполнен второй заводской ремонт для АПЛ "Верхотурье" и "Екатеринбург". Эти корабли прекрасно служат и, я уверен, будут служить. В этом году аналогичную процедуру завершаем для "Тулы". На смену ей придут "Брянск", затем "Карелия" и "Новомосковск". Второй цикл ремонтов будет выполнен для всех ракетоносцев проекта 667БДРМ с доведением сроков службы до 37-38 лет. Если будет поставлена задача поддерживать их боеготовность и далее, то мы ее, безусловно, решим."