pytnic> Нам воооще не досталось. От слова совсем.
Надо отметить что судомодельная лаборатория, да и вся Станция Юных техников города Железногорска Красноярского края была неплохо оснащена оборудованием. В наследство от клуба "Румб" достались токарные и фрезерные станки нормального промышленного типа с оснасткой, поворотные головки, столы, УСП. И самое главное люди. Моделисты с серьезным опытом работы в космической и атомной промышленности. После ухода на пенсию они пришли на СЮТ уже как на основное место работы. Я кроме преподавательской работы являюсь действующим предпринимателем.
Задачи которые приходилось решать в ходе производственной деятельности привели к знакомству с технологией лазерного раскроя листового материала. И я стал использовать эти наработки в создании моделей. Пришлось серьезно осваивать CAD системы. Долгое время работал в 2Д, мне хватаело опыта для проектирования деталей. Да и детали были без двойной кривизны.
Порядка трех лет шли разговоры по созданию инновационного кластера в Железногорске. В рамках кластера финансировалось и дополнительное оснащение СЮТ. В этот проект попали и замена компьютерных классов, и насыщение наборами робототехников и комплектация нас 3Д принтерами.Но это было не первое вливание новой техники.
Первое было еще в 2012 году. Тогда краевые власти выделили деньги на техническую модернизаию учреждений технической направленности. Мы получили порядка миллиона рублей. На эти деньги приобрели первый лазерный гравер формата 600х900 мм. Опираясь на мой опыт, мы практически сразу внедрили в учебный процесс создание элементов модели лазерной резкой. Это позволило отказаться от нудной и тяжелой работы с лобзиком. Машины стали ровными и самое главное симметричными. Время на постройку модели резко сократилось. Первую модель ПЛ на резиномоторе начинающие ребята смогли построить уже к ноябрю месяцу. Далее спроектировал модель прямохода. Я предполагал что необходимо создать технологичный универсальный корпус с простыми обводами, а вот надстройку ребята создадут сами. Вот здесь то и произошло первое разочарование. Не могут наши "юные техники" создавать что либо самостоятельно. Собирать из набора, управлять движением могут, а вот создать образ из головы не могут. И даже всемогущий гугл здесь не помогает. Получается как у Дерсу Узала: "глаза есть , а посмотри нет".
Но поступление новой техники продолжалось. Мы попали в программу создания "центров инновационного молодежного творчества"-ЦМИТ. В ее рамках получили первый 3Д принтер, лазер формата 300х600 мм, ЧПУ фрезер и токарный легкого промышленого класса. И тут оказалось что работать то на них некому, да и создавать 3Д модели мы не можем. Мне пришлось начать осваивать "Компас". Попробовали все понемногу- Рино, Солид, Компас, СкечАп, Блендер. Я сам работаю в VectorWorks. Осваивать Компас пришлось потому что мои подрядчики работают в этой системе.
На сегодняшний день фрезерный и токарный ЧПУ стоят, нет задач. Активно используются только лазеры и 3Д принтеры. Я считаю что это объясняется низкими требованиями к технологической подготовке процесса производства. Для лазера это установка фокусного расстояния, задание скорости и мощности луча, и создание рисунка в любой векторной программе. В основном это Корел. А для 3Д принтера это скачивание моделей из интернета или работа в простейших редакторах. Я даже не знаю их названий. Короче бысторо , просто, красиво и можно начальникам сказать что это инновации и новые "компетенции". Реальный результат как правило никого не волнует и за него никто не спрашивает.
pytnic> Скажи, делались ли попытки создания нечто вроде программы кружка, по этой тематике?
Появление такого объема новой техники и передача ее в лаборатории позволило создавать модели на новом уровне. Но вот создавать электронные "модели" для каждого это уже физически становилось невозможным.
На первом этапе мы обратились к нашим коллегам, надеялись что они смогут организовать работу учеников "моделлеров" по нашим заявкам. Оказалось что в режиме закзчик-исполнитель они работать не хотят, ну или не могут. И мне пришлось взяться за дело обучения 3Д моделированию самому. Да пришлось написать программу. Учеников я специально набрал из своей команды судомоделистов. Программа принципиально разделена на 2 части - первая СкечАп, вторая - Компас. Цель научить создавать модели для изготовления на станках ЧПУ ( принтер, фрезер, токарный). СкечАп выбрал из-за простоты интерфейса и практика показала что он под силу даже первокласникам. На вторм этапе Компас.
Я уже писал что у нас в стране развернута программа чемпионата рабочих профессий "World Skills" и ее дополнение для школьников "Junior Skills". В Красноярске уже проведен второй региональный чемпионат. В программе есть "компетенции" "прототипирование" и "инженерный дизайн". Мы участвовали в прототипировании, мои ребята -5 и 7 класс набрали 56 баллов из 100 и заняли второе место. Модель построили, детали вырастили, готовый механизм - поршневой насос собрали. Заняли второе место. нас опередели зеленогорцы. Они еще и чертежи сделали.
Но годичный опыт показал что возникли трудности именно массового обучения 3Д моделированию. Хотя надо сказать, что количество хоть и медленно, но переходит в качество. И нужно расти самому.Очень хотелось бы поучится у Андрея "гольфстрима", жаль мы далеко друг от друга.
Получилось наверное длинно.
С уважением Александр