Павел35> Старичок из Севастополя.пр.901
Это ни как не проект 901!
Это единственный на сегодняшний день корабль оставшийся со времен ВОВ паровой буксир серии "СП" (Севастопольски порт), бывший "СП-10" (Немного об этих судах есть в книге Усольцева "Корабелы Севастополя"). В годы ВОВ капитаном на "СП-10" был Виктор Фалько. Данная серия насчитывала больше 10 едениц. Эти буксиры знамениты, или по крайней мере могут рассчитывать на сей статус, тем что: "СП-13" (капитан Сергей Анисимович Найден) первым увидел летящие немецкие самолеты идущие на бомбардировку Одессы (т.е. первым среди кораблей ЧФ встретил войну), этот же буксир был последним при эвакуации Одесской военной группировки советских войск. Спасение защитников Константиновской батареии; "СП-12" последним под огнем противника покинул захваченный фашистами Севастополь, принимал участие в спасении лидера "Ташкент."
Первой жертвой войны в севастопольской бухте от действия немецкой авиации стал также буксир этой серии: "СП-12" (у капитана было прозвище Великий Комбинатор).
Тип "СП-7" - 10 единиц
Водоизмещение 680 т. Размерения 39.0 х 8.2 х 3.5 м. ГЭУ котломашинная одновальная, 800 л.с. Скорость 12 узлов, дальность 2600 миль. Вооружение: 2 х 45/46-мм, 2 х 7.62-мм пулемета.
1. СП-7 (с 1945 г. "МБ-45")
Морской буксир. Заложен в 1932 г. ("Севморзавод", Севастополь), спущен 28.04.1933 г., сдан в 1935 г. Во время Великой Отечественной войны участвовал в обороне Одессы. Доставлял боеприпасы и топливо, эвакуировал раненых и гражданское население. Получил серьезные повреждения, но своим ходом пришел в Поти, где был отремонтирован. В 1945 г. возвратился в Севастополь.
2. СП-8
Морской буксир. Заложен в 1933 г. ("Севморзавод", Севастополь), спущен и сдан в 1936 г. Работал в Одесском порту, имел литерно-цифровое обозначение "ОП-8". Во время Великой Отечественной войны обеспечивал боевую деятельность кораблей ЧФ в Днепро-Бугском лимане. 21.09.1941 г. во время оказания помощи КЛ "Красная Армения" и ЭМ "Фрунзе" тяжело поврежден авиацией противника и затонул у косы Тендра.
3. СП-9 (с 1950 г. "МБ-36")
Морской буксир. Заложен в 1937 г. ("Севморзавод", Севастополь), спущен и сдан в 1939 г. Работал в Одесском порту, имел литерно-цифровое обозначение "ОП-9". Участвовал в обороне Николаева. Во время Великой Отечественной войны обеспечивал боевую деятельность кораблей ЧФ в Днепро-Бугском лимане. 16.08.1941 г. при оставлении Николаева частями Красной Армии затоплен командой. В 1950 г. поднят, отремонтирован и передан Николаевскому порту. В 1960 г. выведен из эксплуатации и разделан на металл.
4. СП-10 (с 1943 г. "ЧФ-4", с 1948 г. "МБ-40", с 1978 г. "ОТ-463")
Морской буксир. Заложен в 1937 г. ("Севморзавод", Севастополь), спущен и сдан в 1939 г. Во время Великой Отечественной войны участвовал в обороне Севастополя, обеспечивал боевую деятельность кораблей ЧФ. В 1942 г. перешел на Кавказ, а в 1945 г. вернулся в Севастополь. В 1978 г. переклассифицирован в отопитель. Сохранился до настоящего времени.
5.СП-11 (с 1949 г. "МБ-41")
Морской буксир. Заложен в 1938 г. ("Севморзавод", Севастополь), спущен и сдан в 1940 г. Работал в Севастопольском порту. 10.08.1941 г. при буксировке из Николаева в Севастополь недостроенного крейсера "Фрунзе" потоплен германской бомбардировочной авиацией у Очакова. В 1949 г. поднят и отремонтирован. Работал в Севастопольском и Николаевском портах. В 1970 г. выведен из эксплуатации и разделан на металл.
6. СП-12
Морской буксир. Заложен в 1939 г. ("Севморзавод", Севастополь), спущен в начале 1940 г., сдан 1.08.1940 г. Работал в Севастопольском порту. 22.06.1941 г. погиб от подрыва на германской мине у входа в Севастопольскую бухту.
{Был направлен на поиск немецких магнитных мин (по другим сведениям - на поиск сбитого немецкого самолета). Когда буксир уже возвращался после безуспешных поисков, он по приказу службы наблюдения и связи застопорил ход и остановился, чтобы пропустить выходящие из базы подводные лодки. Когда же он вновь начал движение, раздался мощный взрыв. Корабль буквально разломило надвое. Это произошло в 20.30 на траверзе бухты Карантинной - 44 градуса 37" 18"" СШ и 33 градуса 30" 03"" ВД.}
7. СП-13 (с 1942 г. "ЧФ-1", с 1951 г. "МБ-31")
Морской буксир. Заложен в 1939 г. ("Севморзавод", Севастополь), спущен и сдан в конце 1940 г. Во время Великой Отечественной войны участвовал в обороне Одессы, совместно с др. судами буксировал из Одессы в Севастополь 5000-тонный плавдок, доставлял боеприпасы и топливо, эвакуировал раненых и гражданское население. Покинул Одессу 16.10.1941 г. в числе последних кораблей ЧФ. 28.10 - 5.11.1941 г. участвовал в эвакуации гарнизона Тендры. В 1942 г. перешел на Кавказ. С 13.12.1942 г. до 18.09.1943 г. числился в составе ЧФ в качестве спасательного судна. После войны возвратился в Севастопольский порт. В 1951 г. передан Одесской (Военно-морской ?) базе.
8. СП-14 (с 1951 г. "МБ-39")
Морской буксир. Заложен в 1939 г. ("Севморзавод", Севастополь), спущен в конце 1940 г., сдан в начале 1941 г. Работал в Севастопольском порту. Во время Великой Отечественной войны участвовал в обороне Одессы, доставлял боеприпасы и топливо. В начале января 1942 г. участвовал в высадке десанта а Евпаторию. В июле 1942 г. при оставлении Севастополя войсками Красной Армии затоплен командой в Севастопольской бухте. Поднят в 1947 г., отремонтирован и работал в Севастопольском порту. В 1970-х гг. выведен из эксплуатации и разделан на металл.
9. СП-15 (с 1950-х гг. "МБ-30")
Морской буксир. Заложен в апреле 1939 г. ("Севморзавод", Севастополь), спущен в вгусте 1940 г., сдан в июне 1941 г. Во время Великой Отечественной войны участвовал в обороне Одессы. 16.10.1941 г. в числе последних кораблей ЧФ ушел из Одесского порта. В ноябре 1941 г. участвовал в эвакуации войск Красной Армии с Керченского п-ва. В 1942 - 1943 гг. работал в портах Кавказа. 14.04.1943 г. во время шторма затонул в б. Геленджик. В 1945 г. поднят, отремонтирован и возвращен в состав судов обеспечения ЧФ. В 1970-х гг. выведен из эксплуатации и разделан на металл.
10. СП-16 (с 1950-х гг. "МБ-32")
Морской буксир. Заложен в апреле 1939 г. ("Севморзавод", Севастополь), спущен в вгусте 1940 г., сдан в октябре 1941 г. Участвовал в эвакуации оборудования Севморзавода на Кавказ. Во время Великой Отечественной войны обеспечивал боевую деятельность кораблей ЧФ. Прошел ремонт в 1945 - 1946 гг., затем работал в Севастопольском порту. В 1970-х гг. выведен из эксплуатации и разделан на металл.
Это сообщение редактировалось 14.03.2018 в 09:18