Ерш> То есть спасательная камера, по большому счёту, предназначена для тех, кто находится поблизости с ней (плюс один отсек в обе стороны, что тоже очень здорово)в очень сложной ситуации? Из носовых и кормовых отсеков добежать в неё можно только в отдельных исключительных случаях?
Ерш> В идеальной ситуации поместится ли весь экипаж в спасательную камеру не в обычной одежде, а одетый так, что сможет в арктическом море продержаться достаточное для спасения количество времени? Повторю, вопрос полного дилетанта.
Ерш> А у нас есть тема про ВСК?
Обсуждал вопрос целесообразности камеры с одним товарищем. Даже в "высоких кругах" её целесообразность ставится под огромный вопрос, но есть препятствие в виде одной профильной организации, которая ни в какую не желает пересматривать требования о её наличии. Если коротко то примерно так.
На счёт того, кто в неё забежит, а кто нет... Фактически только те, кто будет максимально близко к ней, и это в лучшем случае. Есть вариант гибели на малой глубине, где ещё есть какое-никакое время на то, чтобы собрать всех выживших в ней и всплыть. И естественно это всё при условии, что отсек с камерой не: поражён торпедой/затоплен/разрушен взрывом БК, и она штатно сработает.
На 3-м колене она вполне удачно размещена, особенно на 945/971, где имеется максимально быстрая возможность попасть в неё. На 885-х так вообще прямо в ГКП выходит. На рубиновских кораблях доступность похуже(см. компоновку 941,949), но тоже на уровне. На 955-х правда есть большие вопросы относительно её размещения.
Важное примечание-из имеющихся на вооружении проектов ПЛ, оснащённых СКВ, фактические испытания её были только на 885-м. На 3-м поколении 0, на 955-х тоже 0, на 885М и 955А соответственно тоже болт, но они ещё только только осваиваются. И как камера сработает, всё ли будет штатно большой вопрос...Тем более что возможности провести испытания в обстановке максимально приближенной к гибели ПЛ очень ограничены, да и теми судя по всему не спешат пользоваться.
Если прикинуть фактические условия её применения... При поражении торпеды корабль и всё в нём находящееся получит очень сильное сотрясение. Чтобы экипаж пришёл в чувства и сориентировался в обстановке нужно время, а его будет чрезвычайно мало. Лодка так или иначе при гибели получит дифферент, скорее всего ещё и крен, и скорее всего очень быстро в течение десятка-двух секунд. У СКВ ведь как известно тоже есть эксплуатационные ограничения. Глубины погружения у современных ПЛ не очень большие, до проскока предельной испытательной глубины времени будет очень не много. Плюс в самой камере есть определённая процедура её отстыковки от ПЛ, которую ещё надо выполнить. Добавьте сюда то, что крайне вероятно корабль может остаться без освещения в результате поражения торпедой, что шансы на спасение отнюдь не добавит.
Комсомолец тут хороший пример, вроде как 1 человек и спасся, случайно правда насколько помню, но...Но там корпус с пред. испытательной глубиной погружения как пишут в 1250 метров, тонул с самой поверхности, и с учётом располагаемого времени, туда кое как успело попасть 5 человек. На лодке со стальным корпусом времени до её разрушения было бы в ~2+ раза меньше, и там бы точно не кто не спасся в аналогичных обстоятельствах.
Про испытания СКВ на ясене...Хотя ладно, не будем обсуждать, хотя насколько я слышал там есть "пища для размышлений".
В общем и целом, как видите, вероятность успешного её применения с глубинами больше предельной крайне мала-слишком много условий для того требуется.
По поводу спасения с СКВ в арктических условиях-смерть будет очень страшна. Очень маловероятно что она сможет пробить мало-мальски толстый, сплочённый лёд. Если чудом окажется вне ледового поля или в полынье, то думается что в запасах в ней что-то должны предусматривать на подобный случай.