Xan> Тяга прямо пропорциональна давлению.
Xan> А скорость молекул (и УИ) от давления не зависит. Потому что удельная химическая энергия = const(P).
Xan> (С точностью до мелких блох).
Как вообще эта механика работает? Какую литературу можно почитать для общего ознакомления (и пополнения списка литературы для ознакомления более глубокого)? Как я понял из того, что нашёл на просторах Всемирной Помойки, пляшут от следующего:
1. Есть характеристическая скорость, необходимая для вывода на орбиту, равная сумме ПКС для большой полуоси орбиты, потерь на гравитацию, потерь на сопротивление атмосферы и на коррекцию курса. Первое, второе и четвёртое слагаемые для одной и той же орбиты равны константе для любых объектов, отличаются только аэродинамические потери, поэтому, в целом, при увеличении массы ПН стоимость вывода отдельно взятого килограмма в этой самой ПН снижается.
2. ХС, которой обладает ракета, равняется сумме ХС всех её ступеней. ХС ступени, в свою очередь, равна УИ двигателя ступени, проинтегрированному по интервалу давлений (читай - высот), в которых ступень работает, помноженному на натуральный логарифм из отношения массы ступени до зажигания к массе после израсходования всего топлива.
3. Помимо ХС, на выведение влияет тяговооружённость ракеты, то есть соотношение тяги двигателей и её массы. TWR влияет на гравитационные потери. Из того, что я нашёл (не помню уже где), следует, что оптимальный TWR от 2 на уровне моря должен снижаться до 0.5 для последней ступени. Общие соображения подсказывают, что TWR подбирается таким, чтобы при его изменении ddVg=ddVa, то бишь снижение гравитационных потерь в точности равнялось увеличению аэродинамических, поэтому большим ракетам нужен большой TWR, а маленьким - маленький.
4. Оптимальным распределением ХС между разными ступенями является такое, при котором ХС каждой отдельной ступени прямо пропорциональна её УИ, а ln(M/m) и, соответственно, M/m равны константе для всех ступеней ракеты.
5. УИ зависит от соотношения внешнего давления к давлению в КС, молекулярной массы и показателя политропы истекающих газов и температуры в КС. Давление и температура в КС ограничены возможностями конструкционных материалов и системы охлаждения (для монопропеллентов возможна ситуация, когда температура ограничена возможностями самого монопропеллента). Молекулярная масса зависит от используемой топливной смеси. От чего зависит показатель политропы, я так и не понял - в таблицах указываются разные значения для разных газов, которые медленно стремятся к единице с ростом температуры и повышаются с увеличением давления. Формулы, по которой это значение можно вычислить, я так и не нашёл. Она вообще есть где-нибудь, или это чисто экспериментально находимая величина? Между тем, УИ зависит от него довольно сильно, в целом, чем он меньше, тем УИ выше.
6. Тяга равна произведению УИ на расход топлива. От чего зависит расход топлива, я так и не понял.