Всех воинов с Праздником!
Как это было 100 лет назад - во время боев с немцами за Псков и Нарву
18 февраля 1918 г. германские и австро-венгерские войска объявили о прекращении перемирия и начали наступление по всему Восточному фронту. Как отмечает историк Юрий Фельштинский, относительно небольшие немецкие отряды продвигались на поездах и автомобилях малыми передовыми отрядами ринулись в наступление, почти не встречая сопротивления остатков деморализованной старой армии: «Из-за царившей у большевиков паники и слухов о приближении мифических германских войск города и станции оставлялись без боя ещё до прибытия противника. Двинск, например, был взят немецким отрядом в 60—100 человек. В Режице германский отряд был столь малочислен, что не смог занять телеграф, который работал ещё целые сутки».
Надежды большевиков на сводные красноармейские части и «пролетарскую» Красную Гвардию не оправдались. По воспоминаниям Антонова-Овсеенко, «Сводные отряды в значительной части оказались недееспособны, дали большой процент дезертирства, ослушания. Отряды Красной Гвардии обнаружили в общем слабую выносливость, плохую маневренность и боеспособность». Узнав о мобилизации Красной Гвардии и готовящемся преобразовании ее в Красную Армию, многие петроградские красногвардейцы поспешили сдать оружие и разойтись по домам.
Но уже 23 февраля в 15 верстах от Пскова передовой отряд германцев встретил первый отпор и даже попятился под огнем. Город защищали наспех собранные войска под командованием бывшего полковника Генерального штаба Г. Пекливанова – 2-й красноармейский полк Черепанова, сформированный из солдат Северного фронта, отряды латышских стрелков, псковских красногвардейцев, питерских рабочих и солдат, а также отступившие сюда остатки частей 70-й пехотной, 15-й кавалерийской дивизий, двух ударных батальонов старой армии. Отмечено участие в боях под Псковом и Нарвой офицеров 15-го Украинского гусарского, 15-го Татарского уланского, Копорского пехотного полков, некоторых других людей, Советской власти, конечно, никак не симпатизировавших, но сражавшихся за честь России.
В ходе тяжелых упорных боев 24 февраля немцы, подтянув тылы, артиллерию и резервы, создав превосходство в силах, прорвались на окраину Пскова, в ночь на 25-е вышли к центру, 28-го овладели всем городом, который три раза переходил из рук в руки. Остановлены были немцы под станцией Торошино с помощью прибывших из Питера батальона 1-го корпуса, Тукумского латышского полка, 2-го запасного пулеметного полка регулярной Красной Армии, красногвардейцев петроградских заводов.
Причем действия лично Пекливанова в тех тяжелейших условиях хаоса, паники и развала фронта командованием были оценены положительно.
Под Нарвой, которая пала 3 марта, в день заключения Брестского мира, войсками данного участка руководил бывший командующий 12-й армией генерал-лейтенант Д. Парский. Комендантом Нарвы назначили наркомвоенмора матроса Дыбенко, вождя Центробалта и героя Октября, который, однако, преступно бросил город, с эшелоном своих матросов уехал в Гатчину и насильно захватил с собой еще и Парского. 7-го марта Дыбенко прибыл в Ямбург, где сумевший сбежать от него Парский успешно наладил оборону. Но ненадолго, – затем Дыбенко поехал кататься по России дальше, доехав до Саратова, видимо, не смея показаться на глаза своим подчиненным и начальникам. По возвращении он был предан суду, исключен из партии и приговорен к расстрелу, однако по ходатайству Коллонтай помилован и дальнейшими подвигами в гражданской заслужил прощение и восстановление в рядах.
Были ли бои под Нарвой? Да, были. У станций Йыхви и Кохтла отличился бронепоезд путиловских красногвардейцев, заставивший немцев отступить. Только под натиском превосходящих сил пехоты и артиллерии оставили Нарву части 3-го красноармейского полка Северного фронта, латышские отряды отрядов Клявс-Клявина и Азина, венгры-интернационалисты Бела Куна, эстонский ревельский отряд Пыльда, рабочие отряды из Петрограда.
Всего в части, формировавшиеся штабом 1-го корпуса РККА в Петрограде, по призыву Ленина “Социалистическое Отечество в опасности!” вступили с 23 февраля по 8 марта 17 тысяч добровольцев, 10 тысяч отправились на фронт, в рабочие отряды вступило 20 тысяч, из них на позиции отправились 7 тысяч. В начале марта они создали хотя и непрочный, но заслон против германцев, воспрепятствовав их дальнейшему продвижению на Петроград.
Не рассчитывая на такой успех на петроградском направлении и опасаясь за судьбу других фронтов, именно 23 февраля 1918 года советское правительство опубликовало воззвание СНК от 21 февраля «Социалистическое отечество в опасности», а также «Воззвание Военного главнокомандующего» Н. Крыленко, которое заканчивалось словами: «<…> Все к оружию. Все на защиту революции! Поголовная мобилизация для рытья окопов и высылка окопных отрядов поручается советам с назначением ответственных комиссаров с неограниченными полномочиями для каждого отряда. Настоящий приказ рассылается в качестве инструкции во все советы по всем городам».