ttt> Известно что для стандартных ранее в нашем ВМФ жидкотопливных БР предпочтителен и использовался у нас "мокрый" старт. Объясняется в частности предстартовым наддувом баков ракет
Наддувать объемы придется всегда, вне зависимости от типа старта и типа ДУ, ведь забортное давление воды никуда не денется, а делать конструкцию ракеты настолько прочной, что бы она нормально перенесла давление воды без наддува - это лишний вес.
Исходные предпосылки: гарантированно запустить ЖРД, обеспечить управляемое движение на подводном участке и, самое важное, при прохождении раздела сред, в рамках жестких габаритных ограничений и требований по максимальной дальности.
Какие у них были варианты?
а) Запускать ЖРД в воду за пределами шахты - гидроудар разрушит магистрали компонентов или ракету.
б) Нежно толкнуть ракету и запустить ЖРД в освободившийся объем шахты прямо перед окончанием выхода ракеты в воду - на тот момент не могли обеспечить настолько быстрый и точный по времени запуск, а так же глубину дросселирования.
в) Выталкивать мощным ПАДом из шахты сквозь толщу воды и запускать ЖРД на воздухе, возможно в невесомости или при отрицательном ускорении - на тот момент запуск ЖРД в таких условиях никем не отрабатывался, это сделали позже для Р-36М. Ракета должна выдержать значительные нагрузки от ПАДа, что снизит весовое совершенство, необходимо как-то стабилизировать ракету в воде и на выходе в воздух, а чем? Рулевые плоскости ухудшат весовое совершенство, а возмущения от волнения будет сильнее. До "газового пузыря" вокруг ракеты додумались позже.
г) Выходить из шахты на сбрасываемом твердотопливном стартовике с каким-то способом управления вектором тяги и запускать ЖРД в воздухе во время полета - опять страдает весовое совершенство.
д) "Мокрый старт" с последовательным запуском ДУ (сначала рулевые камеры в воздушную полость объема переходника-стартового стола и первоначальный подъем, затем маршевая ДУ в объем шахты) - снижение акустической и тепловой нагрузки, стартовых ускорений и как следствие - улучшение весового совершенства и коэффициента использования объема шахты, ракета управляется всё время движения, что позволяет малой кровью уложиться в требования по качке и волнению.
ttt> макеевцы заявляли что проблему решили и сделали для Синевы сухой старт
ИМХО, сделали теоретически, не попадались упоминания натурных испытаний. Может что-то отрабатывали на макетах, но вряд ли. Должны были понимать, что в тех условиях никто не станет переделывать носители под другой комплекс, а значит и смысла не было вбухивать деньги в отработку заведомо не востребованного варианта. Хотя кто Дегтяря знает.
ttt> Как такое можно было сделать для ЖРД ракеты?
В любом случае получается совсем другой комплекс и к "Синеве" его притягивают по чисто политическим мотивам, сильно приукрашивая реальность. КМК, наиболее вероятен мягкий толчок низкотемпературным газом или воздухом, с запуском ЖРД в объем шахты в последний момент при глубоком дросселировании маршевой ДУ. Если двигателисты осилят, то всё остальное не должно стать проблемой.
Это сообщение редактировалось 29.04.2018 в 16:08