U235> По-моему Oleg не совсем туда копает. Я бы больше смотрел не на автоматику, а на ствол. В стволе газоотводных винтовок гарантированно присутствует запрограмированный дефект: отверстие для отвода газов.
Это вопрос интересный и неоднозначный.
Тут ведь суть в чем. Не столько сама пуля цепляется, сколько прорывающиеся в дырку газы создают сначала один момент (вниз), затем ударяются в верхнюю стенку газовой каморы и создают момент вверх. И величины этих моментов прямо зависят, ну, понятное дело, от патрона, во-вторых, еще от расстояния между пульным входом и газоотводным отверстием. Но есть еще одна тонкость - разогрев ствола оружия и, соответственно, расширение этого отверстия, невозможность изначально аналитически просчитать и учесть эту величину еще до выстрела. Навеска пороха в каждом патрона недостаточно одинакова; и у любых патронов есть небольшой разброс скоростей, который достаточен для стрельбы, но не для учета этого эффекта.
Теоретически, если бы газоотводных отверстий было два, и находились бы они на противоположных сторонах, можно было бы добиться некоего уравновешивания, но ценой, увы, значительного усложнения конструкции.
Имеет, конечно, место и эффект незначительной деформации оболочки пули при проходе отверстия газового порта - возникает кратковременное выпячивание оболочки. Здесь важны два момента. Во-первых, то, где именно внутри канала ствола выходит газоотвод - в поле нарезов или по дну. Про СВД я не знаю, где у нее этот выход, но у серьезных изготовителей стволов на западе - всегда по дну, это намного меньше дает потери точности. Во-вторых, важно и то, как изготавливался ствол, вернее, что сначала делалось - нарезание нарезов или сверление газового порта. Если нарезание идет после того, как сделан порт, то заусенцы на гранях гарантированы. Ну, и методы тоже разные - электроэрозионная нарезка рулит.