Реклама Google — средство выживания форумов :)
Для замены «Зенита» российская государственная корпорация предлагала ракету «Союз-5» с двигателем РД-171. Но данная ракета не устраивает S7 Space по экономическим причинам, хотя, по сути, выступает отечественным клоном прежней заслуженной советской ракеты. При этом руководство S7 Space выступило с жесткой критикой ракеты «Союз-5». В интервью газете «Ведомости» Сергей Сопов говорил о том, что компании не нужно повторение ракеты «Зенит», которая была создана еще 40 лет назад безотносительно того плохая это ракета или хорошая. Повторение пройденного – это путь в обратном направлении, даже не топтание на одном месте. В S7 Space надеются получить современное и перспективное средство выведения грузов на орбиту, которое базировалось бы на понятных для бизнеса принципах. Данные принципы следующие: необходима полностью многоразовая космическая транспортная система (на первом этапе она может быть частично многоразовой). Некоторые полагают, что дешевая ракета сможет быть эффективной и в одноразовом варианте – ничего подобного, отмечает Сопов. Одноразовый носитель сегодня – это одноразовый самолет. Илон Маск показал всем новый подход в области ракетостроения: многоразовость. Эффективная ракета будущего должна быть именно многоразовой и иметь ресурс используемых элементов на 50-100 запусков.
Именно поэтому компания не готова инвестировать средства в проект вчерашнего дня, S7 Space нуждается в экономически эффективном современном носителе, который можно было бы использовать через 5-6 лет вместо ракет «Зенит». При этом облик подобной ракеты обсуждается совместно и с РКК «Энергия», для этого компаниями была создана специальная рабочая группа.
Выходом из сложившегося тупика для первой российской частной космической компании стало решение инвестировать 300 миллионов долларов в восстановление производства в России прежней советской гордости в области ракетного двигателестроения – НК-33, этот двигатель разрабатывался еще для советской лунной программы и обладает потенциалом многократного использования. Для возобновления их производства требуется сотрудничество с ПАО «Кузнецов» из Самары, данное предприятие выступает владельцем всей интеллектуальной собственности на двигатель НК-33 и обладает необходимой производственной площадкой, а также запасом из нескольких десятков подобных двигателей, которые были собраны еще в 1970-е годы. Скорее всего, для возобновления производства понадобится создание отдельного совместного предприятия с выделением ему производственных площадок непосредственно на ПАО «Кузнецов».
В отличие от оригинальной ракеты «Зенит» или будущей ракеты «Союз-5», ракета с пятью двигателями НК-33 сможет совершить вертикальную посадку за счет центрального двигателя. Поэтому новую ракету можно будет сделать многоразовой, как и детище американской компании SpaceX – ракету Falcon 9. Как отмечают специалисты, разработку ракеты и первые запуски можно осуществлять параллельно с возобновлением производства новых двигателей. В схеме «летаем на старых, пока выпускаются новые» в таком случае появляется новый экономический смысл многоразовости использования. Если само возвращение на землю первой ступени ракеты сразу не даст экономической выгоды, это обеспечит компанию двигателями для следующего запуска, что позволит увеличивать время на создание новых.
В ближайшее время бывший главный конструктор сверхтяжелой ракеты Игорь Радугин выйдет на работу в компанию S7 Space, где займет место заместителя ее гендиректора Сергея Сопова