Salimbek> Ведь 1) при работе на стенде все усилие двигателя передается на стенд через корпус, в результате внутри возникают очень большие напряжения.
"Очень большие напряжения" возникают в корпусе в результате его нагружения внутренним избыточным давлением. Сейчас оно составляет (50...60)% от прочности корпуса или, что соответствует запасу прочности корпуса на уровне (1,6...2).
Сила реакции опоры со стороны упора направлена в противоположную сторону относительно радиальных напряжений в оболочке и только уменьшает их, но незначительно. Так как порядок силы давления на ту же заглушку составляет порядка 2[тс], а сила давления со стороны упора только (0,1...0,2)тс, что на порядок меньше.
Salimbek> При полете же - сопротивление воздуха будет существенно ниже и нагрузки на корпус будут меньше.
При полёте нагрузки на корпус будут только больше, и они закладываются в указанный запас прочности корпуса двигателя, так как он является и корпусом ракеты. При этом силы реакции опоры будут только со стороны конструкции ракеты или точнее её головной части, и они будут ещё меньше (0,02...0,05)тс. Добавятся больше инерциальные нагрузки из-за перегрузки в полёте, но все они достаточно равномерно распределяются по корпусу, так как - это его собственная масса.
Больше проблем доставляют поперечные аэродинамические силы. Ну т.е. больше = как полный п...ец если будет превышен некий лимит по углу отклонения так, что процесс может стать прогрессирующим и привести к критическому развороту ракеты в полёте, и тогда боковая сила трения увеличивается
в сотни раз! по отношению к осевой, а она и так не маленькая (доходит по половины тяги двигателя!). Т.е. ракете при таком развороте придётся испытать аэродинамический удар в (10...20)тс!!! То вот тут ракете может неожиданно и для многих совершенно непонятно прийти конец. Это соответствует участку полёта максимальной скорости ракеты и плотности атмосферы на данном участке траектории движения. В этот момент вся конструкция ракеты испытывает наибольшие нагрузки и важно, чтобы они не спрогрессировали.
Salimbek> 2) Конкретно по крайнему испытанию, мне показалось, что ракета в районе сопла начала немного "играть" и совместное воздействие этих небольших колебаний + разогретого корпуса + все это задевало упор стенда -> произошел разрыв корпуса именно в районе контакта с упором.
У двигателя РДМ-60-11 №96 из-за недообжига сверхзвуковой части сопла по внутренней поверхности начался избыточный унос керамики, который происходит так, что сносит керамику небольшими, а то и большими, кусками - это приводит к отклонению вектора тяги и провоцирует образование поперечных составляющих силы тяги, которые и раскачивают корпус двигателя/ракеты в стороны. Это нештатный режим работы сопла и он подлежит устранению. Как - я уже писал выше.
Salimbek> И это понятно, т.к. ослабленный высокой температурой корпус стукнулся об упор и в образовавшуюся слабость давление и "выстрелило". Если же будет полет, то этого пагубного воздействия на корпус не будет.
Сила от "стукнулся об упор" - просто смешная по отношению к силам, которые нагружают корпус давлением. А запас прочности корпуса настолько велик, что при сильном отклонении вектора тяги от вертикали на режиме, деформируется рама стенда, а не корпус, что уже много раз наблюдалось при аварийных испытаниях.
Salimbek> С другой стороны, даже в таких, более жестких условиях, Вы уже добились очень и очень качественного результата.
Спасибо, но нет, двигатель ещё не готов к полётам.
Salimbek> Может поэтому так хочется посмотреть побыстрее и на полетные испытания
Такие запуски уже были, и это будет заведомо провальный пуск. Ракету именно раскачает, она потеряет большую часть высоты на преодоление бокового трения, а в итоге просто сломается на максимальной скорости из-за выхода на критические углы атаки. А всего-то надо было сделать печку и обжечь сопло равномерно и везде до указанного диапазона температур....