>Существует мнение (высказанное в зарубежных СМИ с ссылкой на «разведку ВМС США») о скорости «Статуса-6» порядка 55 уз. (и соответственно мощности 4-4,5 МВт). Однако объемная энергонапряженность даже «такого варианта» «Статуса» получается более 156 лс/м3
Проверим. Какие МВт – непонятно. Тепловые или на валу? Если тепловые, то для 4 МВт (т) на валу 850…1333 л.с.; объемы – 40…70 м3. Тогда получаем 12…33 л.с./м3. Т.е. это для 55 уз и 4 МВт (т).
Если это на валу, 4 МВт =5440 л.с. и энергонапряженность – 78…136 л.с./м3.
Чего-то не получаются авторские даже 156 л.с./м3 ни в том, ни в другом случае.
Для 100 уз и 30 МВт (т) - на валу 6383…10000 л.с.; объемы – 40…70 м3. Тогда получаем 91…250 л.с./м3.
Здесь мы принимаем, что эти 30 МВт – тепловые, т.к. если это мощность на валу, то 30 МВт на валу – это больше чем у Лос-Анжелеса и сложно поверить, что маленькому СПА, пусть даже на 100 уз, потребуется мощность бОльшая, чем у большой АПЛ.
Диапазон получается большой и значение 156 формально в него попадает, но все равно не стыкуется, ведь тогда должно быть не 156, а 250.
>Для сравнения: для ПЛА типа «Лос-Анжелес» (полный ход 35-38 уз., малошумный – 12 уз.) эта величина составляет 6,5 лс/м3.
И вот тут самое веселое…
Согласно размерности – мощность на объем – этот параметр не зависит от скорости и тогда на полном и малошумном ходу этот параметр одинаков. Ах при разных скоростях мощность будет разная? Да. Но тогда почему автор приводит только одно значение этого параметра? И тогда приведенное автором значение – оно для полного хода или для малошумного? И может тогда и для СПА есть режимы с меньшей энергонапряженностью? Ведь автор сам признавал, что уменьшенные скорости хода должны быть.
Но дело-то даже не в этом!
В размерности параметра есть объем. Тогда почему же автор начинает сравнивать удельную энергонапряженность у двух принципиально разных типов подводных объектов – АПЛ и СПА? Ведь у СПА нет экипажа, а значит, по определению объем у СПА будет меньше, а значит и выше энегонапряженность.
Это все равно что сравнивать по массе микроавтобус и карьерный самосвал, а потом делать вывод о том, что карьерный самосвал слишком тяжел.
Действительно, давайте посчитаем энергонапряженность у других ударных беспилотных подводных объектов – у торпед.
65-76: 1070х1,36/(11,3х(3,14х0,325х0,325)=1455,2/11,3х0,33=1455,2/3,73=порядка 390 л.с./м3
Мк48: 500/(6,2х(3,14х0,2665х0,2665))=500/(6,2х0,22)=500/1,36=порядка 368 л.с./м3
Видим, что значения больше чем у АПЛ Лос-Анжелос и даже выше, чем у СПА. Тем не менее, столь высокие значения не мешают иметь шумность, сравнимую с шумность ПЛ того же времени, и – иметь достаточно небольшую дальность обнаружения, что следует из текста другой статьи автора.
Небезынтересная статья Максима Климова Об облике современных торпед подводных лодок была опубликована в журнале Арсенал Отечества № 1 (15) за 2015 год. С разрешения автора и редакции журнала ее текст предлагается читателям блога. Китайская 533-мм торпеда Yu-6 (211ТТ1…
// bmpd.livejournal.com
«Сравнение внешних шумов (со стороны кормы) торпеды Мк48 mod.1 (1971 г.) с уровнем шума АПЛ (вероятно … конца 60х годов) на частоте 1,7 кГц:
Для Мк48: 21 дБ на 40 уз, 14 дБ на 28 уз. Для АПЛ: 21 дБ на 15 уз, 14 дБ на 10 уз.
…
В рекламных материалах фирмы Rafael приведены дистанции обнаружения торпед конца 80-х — начала 90-х годов DM2A3 (электрическая) — более 5 км и NT-37C (тепловая) — более 14 км, стоявших на вооружении ВМС Израиля».
Так что сравнение с ПЛ – крайне похоже на прямое притягивание.
Я уж молчу про то, что это противоречит формулам гидроакустики, пусть и сфероконным и теоретическим. Как минимум тут однопараметризм получается.
>Т.е. энергонапряженность «Статуса-6» более чем в двадцать раз больше, чем для ПЛА, имеющих малошумный режим движения! При этом малошумный ход для ПЛА — это энерговооруженность порядка 1 лс/м3.
См. выше
«Малошумный ход для ПЛА» - а для необитаемого аппарата каков?
Мягко говоря, некорректное сравнение.
>Стратегическая торпеда «Статус-6». Энергонапряженность ЯЭУ много более 200 лс/м3 (ближе к 1000 лс/м3).
См. выше.
И - у автора уже не 156, у него уже более 200 и даже ближе 1000. Так 200 или 156? И в каких режимах?