[image]

Новости космонавтики

 
1 32 33 34 35 36 49

Leonar

втянувшийся

Inewth> ИСов- УСов, первыл Салютов, Алмазов, Прогрессов-Союзов и Бризов. Разница в материале мембраны. У Фрегата центральная трубка наддува и мешок вокруг нее. По- любому, это не баки для повторного использования.
про то и говорили вроде...
что и основные тоже не особо перезаправляемые...
   11.011.0
RU Alexandrc #11.04.2019 15:47
+
+1
-
edit
 

Alexandrc

аксакал

Большое интервью Рогозина Комсомолке:
ЧАСТЬ 1
Про состояние космонавтики

- Дмитрий Олегович, давайте сразу к делу. Как вы оцениваете сегодняшнее состояние отечественной космонавтики? И условимся – говорим мы сегодня про гражданский космос…

- Разное состояние, - вздохнул Рогозин. - Какие-то предприятия на высоте и не просто конкурентоспособны, онилучшие в мире. Например, наше ракетное двигателестроение. До сих пор, несмотря на тяжелейшие и все время нарастающие санкции против нашей страны, сокращение возможностей по высокотехнологичному экспорту, американцы, тем не менее, закупают наши ракетные двигатели. Это и РД-180 для ракетоносителей Atlas, и это РД-181 для ракеты Antares.

- На Atlas, а по сути, на наших двигателях должен полететь новый американский пилотируемый корабль Starliner…

- 85 успешных пусков ракет Atlas – великолепная статистика.

Но проблема в том, что далеко не все предприятия Роскосмоса в таком состоянии. Очень неровное положение у предприятий. Кто-то стабильно и уверенно стоит на ногах, кто-то себя чувствует средненько, кому-то точно надо помогать…

И задача новой администрации Роскосмоса, которая сформировалась в прошлом году, удержать системообразующее предприятия отрасли от сползания в банкротство.

- Это вы про центр Хруничева?

- Да. Мы не имели ни морального, ни какого бы то ни было иного права остановить производство тяжелых ракет на этом предприятии. Здесь же у нас должна выпускаться новая ракета «Ангара». В этом году должен состояться ее пуск.

Мы приняли решения по развитию предприятия. Центр Хруничева уже себя чувствует намного спокойнее.

- Знаете, рассказы о сложном положении ключевых предприятий отрасли я слышу не первый год. Сейчас вы отвечаете за наш космос. Когда, по-вашему, вы сможете сказать: моя основная миссия, как кризисного менеджера, выполнена, костяк космических предприятий в хорошем состоянии?

- Я могу сказать когда. Если говорить про финансово-экономическое состояние, думаю, года три необходимо. Если говорить о переходе на новую ракетно-космическую технику, то он начнется в 2022 году.

- Это тоже 3-4 года.

- Да, 3,5 года. Мы должны испытать новый пилотируемый корабль, который вообще-то должен был появиться намного раньше. А появится он в 2022 году. И носитель для него - новая ракета, которой пока еще нет, «Союз-5» будет к этому времени. Мы сейчас разгоняем по всей кооперации первые деньги, работа началась.

Произойдет переход на ракеты «Ангара», постепенный отказ от «Протонов». И многое-многое другое.

По сути дела, 2022 год – это наш рубеж.

- То есть, можно будет сказать, скоро начнется новый этап отечественной космонавтики?

- Конечно. Более того, вопрос не только в железе. Переход на новую технику означает формирование нового класса конструкторов, инженеров, технологов и высококвалифицированных рабочих. Будет происходить мощная смена поколений. И здесь особое внимание я и мои коллеги уделяют подготовке кадров.

Страна долго летала на технике, которая была создана в предыдущие годы. Ведущие КБ, инженерный класс «Роскосмоса» занимался модернизацией существующей техники. А новые ракеты, корабли, двигатели – это шанс молодым конструкторам и инженерам проявить себя, сформировать из своего состава новых Королевых, Челомеев, Янгелей.

- Вот как раз про молодежь и центр Хруничева. Я много читал о том, что Роскосмос, вместо того, чтобы вкладывать деньги в отрасль, собирается строить небоскреб в виде ракеты на землях завода имени Хруничева… Как я понимаю, история далеко не про это…

- Роскосмос нашел вариант, при котором, благодаря тесному сотрудничеству с правительством Москвы, мы вкладываем деньги исключительно в сохранение и в развитие московского ракетного завода.Раньше предполагалось, что все производство центра Хруничева должно было переехать в Омск. Хотя было понятно, что москвичи вряд ли в Сибирь поедут. Такое решение могло привести к фактической гибели КБ «Салют», которое работает в структуре центра Хруничева. Поэтому был разработан план по сохранению космического производства в Москве.

Безусловно, «Ангара» будет серийно выпускаться в Омске. И это правильно, потому что это ближе к космодрому Восточный.

Но в Москве остается опытное производство, остаются компетенции, которые связаны с созданием ракеты сверхтяжелого класса, ее третьей водородной ступени.

Была найдена формула, при которой создаются совместные предприятия между центром Хруничева и одним из столичных предприятий, которое определит московское правительство. Москва выделяет 25 млрд. рублей, но не Роскосмосу, а на создание Национального космического центра. Он расположится на площади 250 000 кв. м. В это предприятие Роскосмос входит своим заводом, территорией, которая сегодня напоминает некоторые кадры из фильма «Сталкер». На площадях, которые высвобождаются – а это около 90 гектаров - Москва совместно с Роскосмосом будет размещать московские же предприятия, которые не входят в состав Роскосмоса, но связаны с высокими технологиями. Появятся технопарки тех, кто производит микроэлектронику, композитные материалы, новые сплавы. Там же будут базовые кафедры московского госуниверситета, МВТУ им. Баумана, Московского авиационного института и других вузов-доноров. Студенты смогут не просто обучаться, а получат доступ на опытные производства центра Хруничева и в другие современные технологические компании. Роскосмос вкладывается только в покупку новых станков, нового оборудования для центра Хруничева.

- Это тоже за 3,5 года?!

- Мы с Сергеем Семеновичем Собяниным уже первые документы подписали. Надеюсь, в ближайшее время соберемся с ним, чтобы распределить зоны ответственности. Я знаю, что архитекторы Москвы уже приступили к проекту, первые деньги на него выделили…

Москве выгодно, чтобы появился инженерно-конструкторский, аэрокосмический квартал. Это – налоги, новые рабочие места, это изменение облика Москвы. Планируется, что в Национальном космическом центре будут заняты 20 тысяч человек. Из них 8 тысяч это хруничевцы, они останутся на своей площадке, но переедут в современные здания. Еще 12 тысяч человек - сотрудники технопарков. Семья Роскосмоса будет находиться в одном месте. В современных помещениях разместятся десятки тысяч интеллектуалов, инженеров, молодых конструкторов и квалифицированных рабочих!

- И все-таки – неужели в такие короткие сроки?

- Надеюсь. Архитекторы, конструкторы и строители нам действительно называют срок - от 3 до 3,5 лет.
Космический выход. Сергей Прокопьев и Олег Кононенко/ Globallookpress

ЧАСТЬ 2
МКС - платформа для испытаний спутников

- Дмитрий Олегович, у нас долго не было запусков научных спутников. Потом на орбиту вышел один – обсерватория «Радиоастрон». И вот теперь ждет запуска новая техника – «Спектр-РГ»…

- О, чего я только не читал – мол, «Спектр Р» (он же «Радиострон» - А.М.) не выходит на связь, все пропало… Да у него ресурс был 3 года! Но благодаря техническим решениям, которые были заложены в эту машину, она проработала в 2,5 раза дольше положенного… Ученые еще несколько лет будут обрабатывать результаты работы этого космического аппарата.

А мы через несколько месяцев запускаем ему на смену новую машину – «Спектр-РГ». Я спрашивал у руководства совета по космосу РАН, у академика Зеленого, сколько нобелевских премий мы сможем с этого получить? Он утверждает, что несколько получим.

- Вы, еще когда были вице-премьером, говорили о том, что нужно более эффективно проводить научные эксперименты на МКС. И вот недавно на станции был проведен уникальный эксперимент по 3D печати живых клеток. А что еще изменится?

- Еще на прошлой работе я задумывался – а чем занимается космонавт на орбите? Я стал активно этой темой интересоваться. Так вот, всего за 20 лет существования МКС российскими космонавтами было проведено 176 экспериментов. Научная значимость у них есть. Но не скажу, что это была абсолютно эффективная работа. Космонавты настаивают на том, что хотят заниматься перспективными, прорывными вещами.

Поэтому сейчас мы пересмотрели подход к работе экипажа МКС и эксплуатации станции как таковой.

Мы будем активно задействовать не только ее внутренние рабочие помещения, но и внешний борт. На внешнем борту на новых модулях, которые готовятся к отправке, а это многофункциональный лабораторный модуль (МЛМ) и научно-энергетический модуль (НЭМ), мы планируем установить специальную платформу, к которой будет крепиться научное оборудование. Это будут и метеоаппараты, и аппараты дистанционного зондирования земли, и всевозможные ретрансляторы. Экипаж превращается не просто в летающих внутри станции специалистов. Он будет представлен инженерами, которые станут следить за работоспособностью аппаратуры, установленной снаружи.

- А зачем?

- Объясняю. Когда отправляли космические аппараты на орбиту, бывало, что они вдруг прекращали работу. Что произошло? Как проверить? Никак. Поэтому все новые решения по электропитанию, по ретрансляции, по каким-то приборам я предложил сначала отправлять к МКС, вешать на внешний борт. Космонавты выходят в космос, смотрят, как работает аппаратура.После излечения «детских болезней» аппараты будут отправляться на соответствующие орбиты. Не исключаю я и того, что протестированные на внешнем борту МКС их прототипы также за счет электро двигательных силовых установок смогут быть отправлены на доступные орбиты.

- С высоты МКС – а это около 400 км - на геостационарную орбиту в 36 тысяч км?

- Это зависит от двигателя. Электро ракетные двигатели могут поднять, да. За несколько месяцев дойдет своим ходом до любой орбиты.

- То есть, МКС - тестовая лаборатория?

- Конечно! Лаборатория для отработки самых современных спутниковых технологий.И второе – это платформа, чтобы наблюдать за Землей. На высоте в два раза меньше, чем, та, на которой обычно работают спутники дистанционного зондирования Земли.

Поясню. Если спутник повесить на высоту 350 километров, то наша Земля его будет притягивать и он в итоге рухнет в атмосферу. Либо на нем надо ставить дополнительное оборудование, которое каждый раз будет корректировать его орбиту.

Поэтому обычно космические аппараты дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ), которые проводят высокоточное, высокодетальное фотографирование, поднимают на высоту от 700 км.

- Это те аппараты, которые вы как-то назвали «Государево око»?

- Да-да. У нас сейчас 11 таких аппаратов. Так вот, на одном из модулей МКС устанавливается платформа, на которой закреплены аппараты ДЗЗ. Станция сама удерживает необходимую орбиту. Нет расхода топлива.

- А почему раньше не догадались так делать?

- Не знаю, почему. Вот пришел новый руководитель Роскосмоса и сказал запатентовать идею… - смеется Рогозин.

- И когда это будет реализовано?

- Я дал поручение установить такого рода платформу на МЛМ. На той стороне, которая обращена к Земле. Получается, аппараты будут на высоте от 2 до 3 раз ближе к Земле, чем обычно. Соответственно, аппаратура будет видеть намного лучше. Мы получаем уникальную космическую съемку.


ЧАСТЬ 3
Новая американская экспедиция на Луну выгодна военным

- А что многофункциональный лабораторный модуль все-таки полетит? Он уже лет двадцать создается…

- Тема, правда, сложная. 18 лет назад фактически он был сделан. Один раз его пытались отправить, второй раз пытались… На самом деле что такое МЛМ? Это точная копия модуля «Заря», который давно летает в космосе. Это основной модуль, где работают наши космонавты. Он тоже имеет корни в советском времени.

Модуль этот не должным образом какое-то время хранился в центре Хруничева. При испытаниях, которые мы начали летом прошлого года, были обнаружены проблемы с баками для топлива, которые обеспечивают вместе с двигателем подход модуля к станции, мягкое сцепление. Что это за брак, когда он возник? Найти людей, которые за это дело отвечали, хотелось бы, конечно, но…

Короче, решение принято – поменять эти штатные баки МЛМ на баки, которые используются в разгонном блоке «Фрегат».

Мы давно не запускали такие тяжелые конструкции под 20 тонн. Надо конструкцию подвести к 400-тонной МКС – это филигранная работа, которая предстоит РКК «Энергия» и всем нашим специалистам. В августе мы перевозим МЛМ из центра Хруничева в РКК «Энергия». Там его доведут до ума, проведут все необходимые испытания, после чего он будет отправлен на Байконур. Если все будет нормально, то в июле 2020 года мы планируем его запустить. Это крайне важно. Позже нельзя. Потому что позже заканчивается ресурс двигателей, приборов...

- А зачем запускать аппаратуру, у которой заканчивается ресурс?

- Ресурс заканчивается для наземной отработки. В космосе хватит его еще на 10 лет хватит.

- Может, не рисковать?

- Можно, конечно, все это отправить в металлолом. Но, во-первых, тогда надо пересажать несколько десятков человек, которые должны ответить за то, что произошло…

- Может, ответить они должны в любом случае?

- Да. Но у них есть шансы успешно провести эту операцию.

Во-вторых, мы не сможем расширить наше рабочее пространство на МКС. А это крайне важно. Для сравнения. Американская часть МКС – 400 тонн, российская – 40 тонн. В 10 раз меньше.

МЛМ – это первый шаг. Второй шаг – в 2021 году отправка так называемого узлового модуля, такой шарик для стыковки с кораблями - грузовыми, пилотируемыми.И третий шаг – это 2022 год – отправка нового научно-энергетического модуля.

Система жизнедеятельности станции находится в нашей части МКС, но энергетика в основном американская.Мы не должны зависеть от американцев, соответственно, мы должны полностью обеспечит энергетикой себя и наших будущих международных партнеров.

- Партнеров? Это не нынешние партнеры по МКС?

- Многие страны сейчас рвутся в космос. Индия. Объединенные Арабские Эмираты… Египет интересуется. У американцев сейчас политическая задача – высадить снова человека на Луну. Хотя я не очень понимаю, если они там были, зачем снова? Повторить подвиг 50-летней давности? В чем прибавленная стоимость?Мы же понимаем, что и в прошлые десятилетия, и сейчас часто такого рода операции в космосе являются некоей ширмой для проведения неких недекларируемых операций. Космос бывает не только гражданским.

- То есть, вы считаете, у США есть какие-то военные интересы на Луне?

- Не думаю, что есть военные интересы на Луне. Хотя не исключаю, например, некие эксперименты, которые там могут проводиться в условиях повышенной радиации, в условиях малой гравитации – могут представлять интерес и для военных.

Я думаю о другом. Такого рода работы создают огромное количество сопутствующих технологий. А вот эти сопутствующие технологии можно использовать в военных целях. «Буран» мы тоже создавали в общем-то под советскую военную программу…

- Ну а мы пока будем топтаться на низкой околоземной орбите…

- Станция на околоземной орбите тоже крайне важна.Это полигон для новых экспериментов, которые сейчас должны быть подчинены одной главной идее – созданию технологий пребывания человека вдали от Земли.

- То есть, базы на Луне и на Марсе?

- Нам необходимо отработать технологии, которые позволят обеспечивать полноценную работу человека без постоянной подпитки со стороны Земли, как сейчас происходит.Надо сделать так, чтобы была как можно более высокая регенерация всего того, что потребно на дальней орбите. Начиная от возможности на 3D принтерах выращивать какие-то детали в случае, если что-то сломалось на станции, выращивать продукты питания, регенерировать воздух, воду…

- Если я правильно понял, вы говорили о том,что Россия готова эксплуатировать МКС после 2025 года, когда американцы перестанут ее финансировать. Как это может быть, если эти системы связаны? Мы не можем отделить наш модуль и работать на нем отдельно.

- Во-первых, если понадобится, это физически можно сделать. Специалисты утверждают, что российский сегмент абсолютно независим от американского. Зависимость в энергетике будет снята в 2022 году.

- То есть, если НЭМ будет пристыкован, у нас проблем не будет?

- Никаких. Конечно, потребуются средства на содержание, на полеты кораблей – пилотируемых, транспортных – но если мы грамотно построим наше международное космическое сотрудничество и привлечем другие страны, которые заинтересованы в пилотируемой космонавтике, то это все будет компенсировано…

- Но американцы же не пустят в свой сегмент.

- Мы сейчас с вами обсуждаем вопрос возможной автономизации российского сегмента. Но мои переговоры с руководством НАСА говорят о том, что насовцы сами-то не хотели бы прекращения работы станции. Там есть определенное политическое давление. Но профессионалы, которые занимаются космосом, прекрасно понимают потребность друг в друге. И я сам являюсь горячим сторонником международного сотрудничества, в том числе, и с американцами, поскольку страна большая, высокотехнологичная, и они для нас могли бы быть хорошими партнерами. Тем более, что отношения личные и профессиональные на рабочем уровне, между Роскосмосом и НАСА – великолепные.Кстати, американцы то же самое говорят про наши отношения.

ЧАСТЬ 4
Полетим на «американцах»?

- Россия на американских астронавтов заработала 3 млрд. долларов за счет того, что возила их на «Союзах» на МКС. Это большие деньги. Полетит пилотируемый корабль Илона Маска, полетит корабль Boeing. И у нас образуется серьезная брешь в бюджете. Это правда?

- Слушайте, деньги, безусловно, корпорация должна зарабатывать везде, где это возможно. На коммерциализации космических услуг, на наших ракетах, на наших кораблях… Это хорошее дело. Если эти деньги правильно расходуются. Я не очень уверен, что деньги, которые зарабатывала РКК «Энергия» на полетах астронавтов, были израсходованы эффективно. Если бы они были эффективно израсходованы, то, наверное, мы бы сейчас уже имели новый пилотируемый корабль.

- Так они еще и туристов у нас переманят. У нас в корабле три кресла, а у них – 7. И корабль просторнее, посовременнее выглядит.

- И что дальше-то? Зато каждое кресло там стоит в два раза дороже, чем на «Союзе». Если они хотят развивать космический туризм, то они должны понимать, что туристам должны заплатить в два раза больше, чем они за такой же полет на МКС могут заплатить Роскосмосу.

- Получается, если, как вы говорили, наши космонавты будут летать на американских кораблях, мы тоже будем вынуждены платить НАСА за «извоз»?

- Это не наше предложение. Мы общались с нашими насовскими коллегами и Билл Герстенмайер, отвечающий в агентстве за пилотируемую программу, сказал, что после того, как они квалифицируют для полетов свои корабли, они готовы пригласить российских космонавтов на них летать.Но не за деньги, а на условиях так называемого безфинансового бартера – то есть баш на баш.

- А зачем им это?

- Для них важно подчеркнуть, что Россия готова отправлять своих сыновей и дочерей на их кораблях. Это говорит о международной сертификации этих кораблей. Мы же тоже не отправим на непроверенном корабле своих граждан… Конечно, их кресла будут стоить намного дороже, чем наши, но, видимо, политическая задача настолько важна для них, что они готовы делать это…

Я в профессиональном плане желаю, безусловно,американцам завершить успешно эти испытания. Для нас это тоже важно, чтобы были резервные транспортные системы и к МКС, и в будущем к Луне.

ЧАСТЬ 5
Уйдет ли Россия с Байконура?

- Полет нового пилотируемого корабля на ракете «Союз-5» у нас планируется с Байконура. Зачем мы строим на территории другого государства систему для новых пилотируемых полетов? В городе Байконур уже около 70% - граждане Казахстана. Я не знаю, какой квалификации рабочая сила, которая там осталась, многие наши инженеры и военные переехали в Россию…

- Я бы не поддавался таким паническим настроениям в отношении Байконура. Огромные деньги были вложены в этот космодром Советским Союзом. Как так – взять и оттуда убежать?! Хотя относительно данного решения… Я не принимал в нем участие. Я всегда являлся сторонником того, чтобы все стартовые позиции всех существующих и перспективных ракет находились на национальной территории.

Другое дело, что это вовсе не исключает, что они могут находиться и за пределами, да. Например, у нас во французской Гвиане есть стартовая позиция для ракеты «Союз».

- Это она у Французского космического агентства есть.

- Да, но космодром построен по нашему дизайну и ракета сделана нами.

Проблема Байконура состоит в том, что крайне сложно поддерживать на территории дружественного, но другого государства необходимое количество и инженеров, и конструкторов, высокий уровень качества сборки и обслуживания ракетно-космической техники. Тем более, что у нас постепенно один за другим выводятся из эксплуатации стартовые столы. В 2019 году будет законсервирован легендарный гагаринский старт.

Потому что с него летает ракета «Союз ФГ» с украинской системой управления и у нас остались считанные эти ракеты. Мы вот их достреляем до конца года и дальше мы должны будет перейти на 31-ую площадку, где пускаем ракету «Союз-2.1а». После испытательного пуска пилотируемого корабля без экипажа в августе, мы начнем пуски космонавтов оттуда. 31-ая площадка тоже не самая свежая, между нами, говоря.

Пилотируемый космос, если у нас не появится ничего другого, будет полностью зависеть от нормального технического состояния только одного стартового стола. И да - на Байконуре.

На Восточном стартовый стол прекрасный, великолепный технический комплекс, там очень удобно работать, это самый современный космодром в мире, но он не под пилотируемые пуски.

Что касается «Союз-5». Мы исходим из того, что Российская Федерация арендует космодром Байконур для запусков своих ракет. Мы – Казахстан и Россия – договорились вместе реализовать проект Байтерек. Смысл его в том, что Казахстан вкладывается своими деньгами в реконструкцию бывшего зенитовского старта под создание стартового стола для нашей новой ракеты «Союз-5». Мы же делаем ракету. Они должны вложить 314 млн. долларов. Казахстанский вклад – около 25% стоимости всего проекта.

Почему выбрали Байконур? Сторонники этой идеи считали и, наверное, есть правда в их словах, что там все «намолено». То есть, там есть вся инфраструктура под пилотируемые пуски, под работу с экипажами, есть понятные поля падения, которые согласованы с казахстанской стороной. Есть отработка по всему маршруту спасательных служб.

- Казахстан, я слышал, еще ни доллара, ни тенге не вложил..

- Я надеюсь, что мы не столкнемся с ситуацией, когда Россия будет иметь ракету, а стартовый стол, с которого нужно будет ее запускать, будет отсутствовать. Сейчас идут интенсивные переговоры и между нашими лидерами, и на уровне космических ведомств. Уверен, что мы с дружественным Казахстаном обо всем договоримся.

ЧАСТЬ 6
Сын Рогозина

- Скажите, наверное, тяжело вашему сыну. На днях состоялся первый полет военно-транспортного самолета Ил-112В, созданным в Авиационном комплексе им. Ильюшина, которым руководит Алексей Рогозин. А в прессе его обычно называют – «сын Рогозина»? (Когда готовился этот материал, стало известно, что Алексей Рогозин оставил пост генерального директора концерна «Ил» в связи с переходом на другую работу — прим. ред.)

- Я тоже был «сыном Рогозина» когда-то. У меня отец был очень уважаемый человек в министерстве обороны. Доктор технических наук, лауреат всевозможных премий, генерал-лейтенант. Это главный мой учитель в жизни. И я отцу всегда подражал и одновременно с ним конфликтовал, как парень, как пацан.

- Самоутвердиться хотелось?

- Конечно. Я выписывал, помню, с первого класса журналы «Авиация и космонавтика», «Крылья Родины», «Наука и техника». Потом, лет в 16, стал еще журнал «Юность» выписывать, даже чего-то публиковал в нем. Тем не менее, от отца – а онбоевой летчик, в 14 лет юнгой, добровольцем, форсировал Днепр в Смоленске – я попытался оторваться. Попытался уйти в гуманитарии. Он меня отчитывал: – ты что, куда ты пошел, у нас же все Рогозины инженеры, военные… Действительно, дед мой был преподавателем московского авиационного института, сестра закончила МАИ, отец тоже иногда преподавал, докторскую там защищал.Мой прадед был один из первых русских военных летчиков, друг Нестерова, они вместе заканчивали летную школу, воевал в первую мировую войну. Его отец тоже был царским генералом. А я один «отщепенец». Но судьба, она же с чувством юмора – так аккуратненько меня сначала через Думу, через политику, потом через постпреда России при НАТО, прибила к родному берегу.

- То есть, вы чувствуете, что вы дома сейчас?

- Я чувствую себя абсолютно комфортно. Я предан этой отрасли, и я сделаю все, что зависит от меня, для ее успеха. И я в ней разбираюсь. Первую докторскуюя защищал по философии, но вторую – по техническим наукам. С огромной любовью к тому делу, чем я занимаюсь.

Поэтому, когда вы говорите – сына называют «сыном Рогозина» – и я был сыном того самого Рогозина. Олега Константиновича.

- А как он к этом относится?

- Мы с ним это обсуждаем, смеемся… Я говорю – ну, потерпи, потом твоего сына будут называть «сыном Рогозина»…Это хорошо, когда ты чего-то добиваешься… Про меня тоже говорили – генеральский сынок. Но мне отец никогда ни в чем не помогал. Кроме одного.Он мне передавал знания и любовь к делу и к Родине.

- Алексею-то вы, наверное, помогли…

- Алексею я помогал тем же самым, прежде всего. Он закончил университет. Потом, когда я уехал в Брюссель работать постпредом России при НАТО, он вместе со своими молодыми друзьями и конструкторами создал первый частный оружейный завод «Орсис». Сейчас это лучшие снайперские винтовки, в ФСБ уже второй или третий год подряд выигрывают чемпионаты мира по снайперской стрельбе этими винтовками. У нас никогда, кроме СВД, ничего хорошего не было в плане снайперского оружия. А они сделали. На голом месте, с нуля.

- Да, тут папа бы не помог никак.

- Я в этом и не очень-то понимаю. Потом он уехал в Тульскую область на Алексинский химический завод и решил делать там карьеру… Вы бы видели этот «убитый» завод! Полез со своей командой в подвал, где застывала взрывчатка. Парни в течение нескольких суток в октябре ведрами вынимали эту взрывчатку. Потому что спасатели туда не пошли… Алексей Дюмин, губернатор Тульской области, когда узнал эту историю, сказал – за это парню орден надо давать!

- А зачем ее надо было вынимать-то?

- Потому что завод бы взорвался и город взорвался…

А я сидел с женой молились, чтобы ничего не произошло… После этого коллектив завода за него двумя руками. Он сделал образцовое предприятие, которое сейчас нормально зарабатывает. И на илюшинскую фирму он встал в условиях колоссального кризиса. Там за четыре года сменилось четыре директора, а объем работы в 300% от возможностей КБ. В тяжелейшем положении Воронежский авиационный завод, Ульяновске авиационный завод. Тогда я был вице-премьером и сказал Алексею: другому поручить не могу. Я прекрасно понимал все карьерные риски, которые будут у него, если…

- Так и на вас бы это отразилось…

- Оно и отразилось – и на нем, и на мне.

Но дело-то в другом. Мы-то, Рогозины, переживем все эти аппаратные интриги. Для нас главное другое.Я понял, что сын испытал счастье – он поднял самолет. Они это сделали, подняли самолет с минимальным количеством замечаний. И что теперь скептики скажут?

Я горжусь своим парнем. Они уже сдали первый самолет серийный в министерство обороны. То есть, задача, которую я ставил перед ним два года назад, им блестяще выполнена.

- Мне очень важно в нашем разговоре то, что вы упоминаете жену, сына…Мне кажется, что у вас семейная команда… Ваша жена Татьяна была, по-моему, инициатором идеи фанклуба Роскосмоса…

- Я вам скажу, откуда это появилось. Она говорит – мне надоело читать всю эту грязь, которую на тебя, на твою команду пишут, я же знаю, как вам тяжело достается… И это была ее такая чисто женская реакция… Мы с ней потом поговорили, посмеялись…

Но вы правы – да, конечно, семья живет этим.

Хотя моя супруга занимается своим делом – она пишет стихи, песни… Она в этом для меня непонятном мире общается…

- Подождите, вы ж тоже пишете стихи. И песни на них я слышал…

- Я пишу для того, чтобы чем-то занять себя в самолетах. Я с юности писал. Помню, еще в 10-м классе занял первое место на конкурсе стихотворного перевода – я переводил французскую поэзию, поэзию Поля Верлена. Поэтому с тех пор я пописывал, что называется. Да.

Я очень жалею, что отца сейчас нет в живых. И мамы. У меня отец всегда был советником. Я думаю, что он мне бы и сейчас очень многое подсказал.Я вырос на кухне, куда приходили выдающиеся люди.

- Вы где-то неподалеку от редакции «КП» жили?

- Да, на улице Марины Расковой. Отец был очень скромным человеком, в квартире у нас была газовая колонка с двумя ручками, не было мусоропровода. И мать сколько раз на него ругалась… а он говорил – отстаньот меня, Томочка… Он ушел из жизни и фактически ничего у меня и у сестры-то не осталось, библиотека только, его знания и память о нем светлая. Такие были люди в то время – настоящие. Настоящие коммунисты, если правильно сказать.Именно с верой в свою страну, в идею…

ЧАСТЬ 7
Про телефон доверия

- Говорят, у вас появился телефон для анонимных жалобщиков?

- Я надеюсь, что решения по укреплению системы качества, надежности, дадут свои результаты. Я анализировал за последние 20 лет все аварии – а у нас был период, когда аварийность была намного выше, чем сейчас – это 2008-2009 год… Так вот, причины – в основном человеческий фактор. Мне говорили – Сергей Павлович Королев, например, поощрял тех, кто признавался в своих ошибках. Думаю, хорошо - в наших условиях если я сейчас тоже деньгами буду поощрять тех, кто станет признаваться в своих ошибках, люди будут специально совершать ошибки, чтобы заполучить деньги…

Поэтому мы сделали по-другому. Мы установили телефон доверия. Допустим, ты совершил ошибку, боишься, что она может привести к аварии, но не решаешься признаться. Набери телефон и скажи об этом…

- Что, уже звонят?

- Первые два месяца молчал. А теперь стали звонить.

- Правду говорят? Проверяете?

- Проверяем. Правда. Вроде работает.

- Это касается космических производств или больше стучат на бухгалтеров?

- Речь идет именно о производстве.

- Вы говорили, что против Роскосмоса ведется информационная война. Значит, на той стороне враг. И кто-то его финансирует. Сейчас принято обвинять в такой подрывной деятельности Америку. Но вы сами говорите, что с НАСА у вас прекрасные отношения. Тогда кто может за этим стоять?

- Думаю, дело не в организованном враге. Скорее, это дурная привычка к самобичеванию. Мол, нет пророка в своем отечестве… Все эти стенания: ах, мы тут все профукали, прости нас, Юра…

С другой стороны, я согласен с нашей пресс-службой, которая проводила исследования, чтобы понять откуда это все идет. Конечно, есть те, кому, наверное, не очень хотелось бы, чтобы ракетно-космическая промышленность России стала той, о которой мы мечтаем.

- Наши люди?

- И наши люди, в том числе… Вот, например, ракета «Ангара». Когда она полетела, тут же подкатили эти гряземеты и стали поливать… Почему? Я думаю, что на рынке реально могут опасаться этой ракеты. Я не сомневаюсь в том, что жесткая конкурентная борьба, цена которой сотни миллионов долларов, стоит того, чтобы заплатить 1 млн. долларов, например, продажной российской прессе, чтобы она поливала всех создателей этой ракеты и саму ракету.К спонсорам чёрного пиара против Роскосмоса и меня лично я бы отнёс некоторых бывших отраслевых руководителей и подрядчиков, которым мы просто не дали воровать.

Поверьте мне, я говорю то, о чем имею детальное представление.

Но когда пойдут первые успехи, вы увидите, как все это быстро поменяется.

- Вы не так давно подали в суд на издание, которое критиковало «Роскосмос»…

- Да какая критика? Грязь была откровенная… В любом деле должен быть профессионализм, во-вторых, ответственность.

Людям, которые интересуются новостями о стране или о российской космонавтике, я порекомендую пользоваться авторитетными источниками. Перепроверять полученную информацию – это два. И третье – обращаться к нам, к нашим новостным ресурсам. Роскосмос, наверное, на сегодня одна из самых, если не самая открытая, корпорация в нашей стране.

Я надеюсь, что переходный период в нашей отрасли завершится восстановлением высокого авторитета и репутации всех тех, кто работает у нас. Наши граждане будут гордится, что живем в стране, которая первой побывала в космосе.

- Когда ждать первых успехов?

- Да каждый успешный пуск – это успех. Каждый новый космический аппарат, выведенный на целевую орбиту – успех. Исправление ошибок, сделанных раньше –успех. Омоложение отрасли – это успех. Создание дивизионов, которые вводят единую техническую политику, – и это успех.

А самым большим успехом, конечно, для нас будет переход на новую технику, созданную руками молодых российских специалистов.
 


Отдельные мелочи и оговорки будят сомнения.
   73.0.3683.8673.0.3683.86
+
+1
-
edit
 

Inewth

опытный

Leonar> про то и говорили вроде...
Leonar> что и основные тоже не особо перезаправляемые...

Основные - это что и у чего?
   1919

Leonar

втянувшийся

Leonar>> про то и говорили вроде...
Leonar>> что и основные тоже не особо перезаправляемые...
Inewth> Основные - это что и у чего?
мыпро что? про баки фрегата на модуль? или где?
   1717
+
-
edit
 

Alexandrc

аксакал

Alexandrc>> Отдельные мелочи и оговорки будят сомнения.
Inewth> Это не ерунда, это даже совсем не ерунда, дружище Битнер - YouTube

Вот, кстати, ему про А-3 похоже уже подсказали:
МОСКВА, 11 апреля. /ТАСС/. Роскосмос никогда не занимался работами по созданию средней ракеты "Ангара-А3". Об этом заявил в четверг во время пресс-конференции генеральный директор Роскосмоса Дмитрий Рогозин.

Ранее сообщалось о проектировании в России средней ракеты "Ангара-А3", однако 1 апреля Рогозин объявил, что ее не будут создавать, поскольку разрабатывается аналогичный ей по грузоподъемности носитель "Союз-5".

"Проекта "Ангара-А3" никто никогда не планировал. Почему не планировали, потому что была ракета "Зенит", но с 2014 года ее не стало. Именно поэтому было принято решение создать ... "Союз-5", - сказал глава Роскосмоса.

Он также перечислил создающиеся сейчас в РФ основные типы ракет. "У нас в легком классе единичка - "Ангара" (имеется в виду создаваемая "Ангара" легкого класса - прим. ТАСС), средний класс - "Союз-5", в тяжелом - "Ангара-А5", в супертяжелом классе - "Ангара-А5В", - сообщил Рогозин.
 

Но теперь у нас новый класс нарисовался, в котором мы будем первыми?
   73.0.3683.8673.0.3683.86
+
+1
-
edit
 

Bod

координатор
★★★★☆

Интервью. Взятие веса

Генеральный директор НПО «Энергомаш» о новейших российских разработках космической техники //  www.roscosmos.ru
 
«РГ» беседует с гендиректором НПО «Энергомаш» Игорем Арбузовым.

Игорь Александрович, на «Энергомаше» собран самый мощный ракетный двигатель в мире — РД-171МВ. При весе в 10 тонн — тяга 800 тонн! С каким ближайшим конкурентом можно сравнить?

Игорь Арбузов: Сравнить не с чем. Потому что действительно сегодня в классе жидкостных ракетных двигателей этот — самый мощный в мире. Пока никто из наших партнеров, конкурентов не создал даже близкий по параметрам.

Для чего нужен такой «дюжий» космический мотор? Куда на нем можно долететь?

Игорь Арбузов: Долететь можно хоть куда. Двигатель РД-171МВ разработан для новой российской ракеты-носителя среднего класса «Союз-5» («Иртыш») и в перспективе для сверхтяжелого носителя. Надо понимать: реализация миссии на Луну, к дальним планетам сопряжена с необходимостью выведения серьезных грузов на орбиту. Естественно, мощность двигателя, его энергетические параметры тут определяющие.

Образно говоря, именно на двигателях лежит самая тяжелая работа: они обеспечивают отрыв ракеты-носителя от Земли. Несут всю нагрузку, которая запускается. Помимо этого предъявляются очень серьезные требования по качеству, поскольку выведение — наиболее ответственный участок полета любой ракеты. На котором в том числе обеспечивается и сохранность стартового комплекса.

Когда начнутся испытания? Какие сложности могут быть?

Игорь Арбузов: Пока мы не видим никаких сложностей. Собран первый экземпляр РД-171МВ. Он проходит доработки, необходимые для проведения комплекса стендовых испытаний. И во второй половине года мы их начнем. Все строго по графику, который обеспечит поставку двигателя в 2021 году.

Впервые вся конструкторская документация не в бумаге, а в цифре. При сборке используются новейшие технологии. Где они применяются?

Игорь Арбузов: Новейшие технологии используются для создания целого ряда конструктивных элементов. Кронштейны, часть элементов газогенератора. То есть там, где это целесообразно. И не только с точки зрения конструктивных особенностей, но и снижения трудоемкости изготовления, а, следовательно, и цены.

А что даст переход на создание двигателя в цифровом формате?

Игорь Арбузов: Внедрение процессов цифровой трансформации — это не самоцель, а вопрос нашей конкурентоспособности на российском и международном рынках. Это скорость создания двигателя, вывод его на рынок, обеспечение необходимых стоимостных параметров. Я бы сказал, что для нас цифровая трансформация — это современный и эффективный инструмент для управления бизнесом, который требует изменения самих принципов ведения бизнеса. Что касается РД-171МВ, — да, это первый ракетный двигатель, который в нашей стране вообще будет создан в цифровом формате.

Новый двигатель рождается быстрее, чем прежде?

Игорь Арбузов: Раньше от разработки конструкторской документации и до опытного образца, включая объем испытаний, тратилось примерно 5-7 лет. Иногда — десять. Сегодня рынок не может так долго ждать. Поэтому мы поставили себе цель: максимум от 3 до 5 лет. От начала создания до готового изделия.

Правда, что двигатель — самая дорогая часть ракеты?

Игорь Арбузов: Самая дорогая часть в любом двигателе — это мозги наших конструкторов (смеется).

Уточню вопрос: действительно ли 35-40 процентов стоимости ракеты приходится на двигатель?

Игорь Арбузов: Двигатель — это часть ракеты-носителя, под которую он проектируется по техническому заданию ракетчиков. Без средства выведения он и не особенно-то и нужен. Поэтому, на мой взгляд, рассматривать его стоимость отдельно от ракеты — не совсем корректно. Но, безусловно, с учетом применения современных инструментов управления и технологий, о которых мы с вами только что говорили, стоимость двигателя должна снижаться, быть комфортной для нашего заказчика и обеспечивать конкурентоспособность не только самого двигателя на международном рынке, но и в целом конкурентоспособность ракеты-носителя.

РД-171МВ будет многоразовым?

Игорь Арбузов: Вы наверняка знаете, что базовая версия РД-171МВ — РД-170 была разработана для системы «Энергия-Буран». Уже тогда к двигателю было предъявлено требование, чтобы он был многоразовым. И наши конструкторы во главе с Валентином Петровичем Глушко это сделали: двигатель сертифицирован на 10-кратное использование. Кроме того, двигатель еще сертифицирован на пилотируемые пуски, так как система «Энергия-Буран» предполагалась для пилотируемых миссий. Поэтому если будет задача РД-171МВ обеспечить для многоразового использования, у нас есть все возможности для этого и научно-технический задел.

На конференции по проблемам ракетного двигателестроения один из выступавших заявил: мне нужны двигатели, которые могли бы включаться сто раз. Это достижимо?

Игорь Арбузов: Если будет поставлена такая задача, то будем над ней работать. Но подозреваю, пока такой необходимости нет. Современные исследования подтверждают: использование двигателя в пределах десяти раз имеет максимальный экономический эффект для многоразовой системы. Потому что дальнейшее использование, с учетом применяемых материалов, особенностей конструкции, требует уже значительных доработок, которые существенно снижают экономику многоразовости.

Решен ли вопрос о покупке РД-171 для «Морского старта»?

Игорь Арбузов: Пока такого решения нет. Идет процесс консультаций, переговоров. Но пока нет действующих контрактов, которые бы определили порядок, сроки и количество поставок этих двигателей.

Ведется ли проект по РД-175 с тягой до 1 тысячи тонн для перспективной ракеты «Энергия-К»?

Игорь Арбузов: В свое время мы провели значительный объем работ по возможности создания такого двигателя. Были исследования, создан эскизный проект.

Америка заявила: она прекратит закупать российские ракетные двигатели РД-180 после 2022 года. Что это значит для «Энергомаша»?

Игорь Арбузов: Понятно, что рано или поздно это произойдет. И мы никогда не испытывали тут никаких иллюзий. Предприятие обеспечено контрактами по РД-180 на 2019 и 2020 годы. Сегодня обсуждаются условия поставок на последующие годы. Но кроме США, есть и российский рынок, и рынки других стран, с которыми мы ведем активную переговорную работу.

Скажите, а как вообще получилось, что американцы решили ставить на свои ракеты российские двигатели?

Игорь Арбузов: В этом году исполнится 23 года с начала сотрудничества между Россией и США в области ракетного двигателестроения. В 1996 году проект двигателя РД-180 стал победителем в конкурсе, проводимом фирмой Lockheed Martin, обойдя проекты таких компаний, как Rocketdyne, Aerojet. В 2000 году состоялся первый пуск американской ракеты-носителя «Атлас-3» с двигателем РД-180 в составе первой ступени. На сегодняшний день состоялось уже 85 пусков ракет семейства «Атлас», укомплектованных РД-180, и все они были успешными. Так что американцы не ошиблись: именно специалистам НПО «Энергомаш» удалось обеспечить этот баланс «цена-качество», но при этом сделать двигатель быстро, эффективно и с нужными техническими характеристиками.

Но аналогичные разработки у них ведутся?

Игорь Арбузов: Да, они создают альтернативу. И в этом нет никакого секрета. Мы с пониманием относимся к этим намерениям. Сегодня компания Blue Origin ведет разработку метанового двигателя BE-4 для ракеты-носителя «Вулкан», которая в перспективе должна заменить «Атлас-5». Но вместе с тем полеты на своем новом пилотируемом корабле Starliner (CST-100), который разработан компанией Boeing под «Атлас-5», американцы предполагают осуществить именно на надежных РД-180. И они уже сертифицированы под пилотируемые пуски.

И когда может состояться этот старт?

Игорь Арбузов: По нашим данным, на август назначен пуск в беспилотном режиме. И есть версия, что до конца нынешнего года будет осуществлен пилотируемый запуск. Экипаж, фамилии астронавтов уже известны. Ведется подготовка. Надеемся, что все эти планы будут реализованы нашими коллегами.

Тем более странно, что наши РД-180 пока не летают на наших ракетах. Ситуация изменится?

Игорь Арбузов: Надеюсь. В соответствии с концепцией, которая объявлена руководством Госкорпорации «Роскосмос», российская ракета-носитель сверхтяжелого класса «Енисей» будет собираться по принципу технологического конструктора, где каждая часть ракеты — самостоятельное летное изделие. На ее первой ступени будет стоять двигатель первой ступени «Союза-5» — РД-171МВ. Вторую ступень сверхтяжелой ракеты предложено сделать на базе РД-180, который, как я уже говорил, имеет уникальную летную статистику. Мы сейчас ведем эту проработку.

Утверждают, что ракетные двигатели на метане перспективнее «керосиновых». И США активно ими занимаются. Не отстаем?

Игорь Арбузов: Мы работаем по метановой тематике. И с точки зрения наших знаний, отработанности отдельных элементов конструкции метанового двигателя, не отстаем от США. Надо понимать: каждый двигатель хорош по-своему в зависимости от поставленной цели. Если это разработка многоразовых систем — да, там есть разумная возможность применения метановых двигателей. Однако с точки зрения энергетики и эффективности кислородно-керосиновые двигатели мало чем уступают метановым. Просто у каждого из топлив есть свои особенности.

За счет чего сегодня можно совершенствовать ракетные двигатели? За счет топлива? Схемных решений?

Игорь Арбузов: Принципы реактивного движения давно открыты. Мы были и остаемся лидерами по созданию жидкостных ракетных двигателей. Нас еще никто не опередил в этом соревновании. Что касается возможности совершенствования? Сегодня, прежде всего, это технологии и материалы, которые позволяют, в частности, повышать давление в камере, увеличивать энергетические характеристики двигателя.

Из материалов вы имеете в виду композиты?

Игорь Арбузов: В том числе и композиты. Например, они могут успешно применяться в камерах сгорания двигателей, которые используются на верхних ступенях ракеты-носителя. Есть возможность применения именно этих материалов в конструкции сопла.

Мы продолжаем исследования детонационного горения. На сегодняшний день оно не применяется нигде. Но это научно-технический задел, который позволит улучшить характеристики как существующих, так и будущих двигателей.

Скажите, какие перспективы в области водородных технологий?

Игорь Арбузов: Да, это одно из наиболее перспективных направлений. Мы уже создали целую линейку двигателей, работающих на компонентах кислород-водород. В частности, есть двигатель, который создавался для разгонного блока «Ангара-А5» — РД0146. Сегодня он прошел полный цикл испытаний. И мы надеемся, что в ближайшее время в проекте, который предполагает запуск РН «Ангара-А5» с космодрома «Восточный», это решение будет применено.

Кроме того, ведем работы по созданию более мощного двигателя, работающего на паре кислород-водород, который, надеемся, найдет применение в ракетоносителе сверхтяжелого класса.

А электрические двигатели, ионные? Когда читаешь, что на таких можно долететь до Марса за две недели, дух захватывает...

Игорь Арбузов: Такие двигатели, я считаю, наше будущее. Если мы говорим о полетах к дальним планетам, то это как раз та возможность, которая позволяет их реализовать.

По некоторым оценкам, только 15 процентов прогрессивных решений превращаются в реальные работающие конструкции. Согласны?

Игорь Арбузов: Это общемировая практика. Исследования — способ создания научно-технического задела, возможность интеллектуально тренировать конструкторов, технологов, специалистов. При этом не обязательно, чтобы все сто процентов результатов научно-исследовательских работ были бы завтра применимы. Да, 15-20 процентов, наверное, сразу будут востребованы. Примерно столько же ложится на полку и ждет своего часа, чтобы использоваться в будущих разработках. 40-50 процентов — это то, что применено не будет, но это неизбежный процесс. Если остановить исследования, прекратить изучение процессов — можно потерять свой научный потенциал. Сегодня в НПО «Энергомаш» создана линейка двигателей, которая является нашим интеллектуальным запасом, и мы готовы к любым вызовам. Но что самое важное, создана уникальная научно-конструкторская школа ракетного двигателестроения, возможно, лучшая в мире, которую мы должны развивать дальше.

И все эти двигатели могут быть завтра предложены в любой ситуации?

Игорь Арбузов: Безусловно. В рамках интегрированной структуры, которая объединит ведущие российские предприятия ракетного двигателестроения во главе с НПО «Энергомаш», получается, что мы представлены линейкой двигателей от самых маленьких, нескольких граммов, до 800 тонн. Это вся палитра тяговых характеристик. И вся палитра различных компонентов: кислород-керосин, гептил-амил, кислород-водород. В перспективе — кислород-метан, электроракетные двигатели.


Вопрос ребром

Есть цифра: примерно 65 процентов космических аварий происходит из-за двигательных установок. Как вы ее прокомментируете?

Игорь Арбузов: Это данные за 2016 год. Сейчас ситуация радикальным образом поменялась. Действительно, в течение последнего десятилетия из-за двигательных установок произошла целая череда аварий. К счастью, там не было проблем с первой ступенью. Сегодня проведена серьезная работа по усовершенствованию системы менеджмента качества, культуры производства, повышению квалификации персонала. И самое главное, на мой взгляд, — проведена серьезная работа по созданию современных технологических процессов, которые в меньшей степени, чем это было ранее, зависимы от человеческого фактора.

Камеры наблюдения у вас в цехах стоят?

Игорь Арбузов: Мое твердое убеждение: надо применять современные технологии, в том числе цифровые, в контроле качества производимой продукции. Сейчас мы двигаемся по пути создания «цифрового двойника» двигателей и производства в целом. Для этого используются различные цифровые решения, новейшие координатно-измерительные машины и датчики для контроля параметров технологических процессов. И, конечно, сбор и анализ всей информации, которую дают эти цифровые средства. Все они направлены на автоматизацию операций, выполняемых службой технического контроля.

В России создается холдинг ракетного двигателестроения. Кто объединяется? Зачем? Чего вы ждете?

Игорь Арбузов: Будут объединены семь предприятий. Головной организацией является НПО «Энергомаш». Список утвержден. Для чего это делается? Прежде всего, чтобы оптимально использовать производственные возможности предприятий. Они сегодня где-то избыточны, где-то недостаточны. Этот перекос — одна из серьезных проблем. На предприятиях будут создаваться центры компетенций, например, по литью, ковке, мехобработке. Необходимо объединять существующий конструкторский потенциал, но при этом очень важным считаю сохранение и дальнейшее развитие конструкторских школ КБХМ, АО «НПО Энергомаш», АО КБХА, АО НИИМаш, ОКБ «Факел». Также на большинстве предприятий требуется активное внедрение современных информационных технологий. И это тоже важная для нас задача.

Ну и, наконец, один из ключевых вопросов — оптимизация и повышение эффективности использования федеральных средств для программ техперевооружения. Чтобы не создавая дублирования мощностей, решать самые актуальные и сложные проблемы.
 
   55
RU Alexandrc #12.04.2019 17:36
+
+1
-
edit
 

Alexandrc

аксакал

Раз с Арбузовым опередили, то вот вам еще Рогозина :D
"Вся новая ракетно-космическая техника - та, которая будет активно использоваться не только в федеральных, но и в коммерческих программах, - задумывается как возвращаемая", - сказал Рогозин в ходе посещения "НПО Энергомаш" в пятницу, отвечая на вопрос о том, существуют ли планы создания в России ракет с возвращаемыми элементами, аналогичных Falcon Heavy.

Глава Роскосмоса отметил, что двигатели, которые журналисты могут наблюдать на предприятии сейчас, "уже сделаны в цифре и в целом предполагают возможность многократного использования".

"Самая дорогая и самая сложная вещь в ракете - это двигатель. Порядка 70-80% от себестоимости ракетоносителя - это силовая установка. Если она сама по себе приспособлена к многократному использованию, значит, надо ее возвращать. Именно такие работы сейчас предлагаются Роскосмосом и с правительством будут обсуждаться", - сообщил Рогозин.
 


И Путина В.В.:
Глава государства в пятницу посетил "НПО Энергомаш", где ознакомился с перспективными разработками в области ракетного двигателестроения и пообщался с коллективом предприятия.

Он отметил, что обсуждал с руководством НПО "Энергомаш", что нужно сделать для развития предприятия.

"Цифровизация - это генеральный путь развития, и не только в целом в стране, в экономике, в промышленности, но и в вашей отрасли. Это имеет практическое значение, потому что если в сегодняшнем цикле изготовление двигателя - это пять-шесть лет, в цифре - в два раза меньше. Это выводит продукт сразу в коммерческое использование, и эффективность повышается по всем направлениям, снижаются затраты", - заявил Путин.

"Конечно, одно из направлений - создание этих цифровых двойников. Вы уже, собственно, начинаете это делать, и это чрезвычайно важно, чрезвычайно интересно и перспективно", - добавил президент.

Говоря о технологии цифровых двойников, он пояснил, что в этом случае "изделие, агрегат начинает создаваться в цифре, с помощью датчиков". "Живет своей жизнью это электронное изделие, так скажем, потом в процессе эксплуатации могут вноситься определенные коррективы. Это очень перспективно", - отметил Путин.

Он также уточнил, что в национальной программе в целом на этот сегмент предусмотрено финансирование около 54-55 млрд рублей до 2021 года.

"На этот год 20 с лишним миллиардов. Правда, коллеги подсказали, что почему-то не попали в это финансирование - я не знаю, почему - как планировали; одно из ключевых направлений у нас космос. Мы к этому обязательно вернемся. Я сейчас вернусь на работу, поговорю с коллегами из правительства, обязательно внесем коррективы и вам поможем, поддержим обязательно", - пообещал президент сотрудникам предприятия.
 
   73.0.3683.8673.0.3683.86
+
-
edit
 

diakin

втянувшийся

Тем временем в замке у шефа на берегах солнечной Флориды

Исторический коммерческий запуск SpaceX Falcon Heavy: ускорители и первая ступень вернулись на Землю

Компания миллиардера Илона Маска впервые выполнила коммерческий запуск Falcon Heavy — одной из крупнейших в истории ракет-носителей: на орбиту успешно выведен спутник Arabsat 6A для Саудовской Аравии. При этом SpaceX смогла успешно вернуть на Землю три блока носителя — первую ступень и боковые ускорители //  3dnews.ru
 

Falcon Heavy является одной из крупнейших ракет-носителей в истории космического ракетостроения. Она может доставить на низкую околоземную орбиту до 63,8 т груза.
   1919

Inewth

опытный

Leonar> мыпро что? про баки фрегата на модуль? или где?

Бак Фрегата с изолирующим ВУ
- рассчитан на однократную перекладку
- отработан на гидразин
   1919
RU Бывший генералиссимус #12.04.2019 21:27  @Inewth#12.04.2019 18:14
+
-
edit
 
Leonar>> мыпро что? про баки фрегата на модуль? или где?
Inewth> Бак Фрегата с изолирующим ВУ
Inewth> - рассчитан на однократную перекладку
Inewth> - отработан на гидразин

Не, во фрегате отдельно гидразин (в однокомпонентных двигателях ориентации), отдельно НДМГ (в маршевом двухтоннике).
   73.0.3683.10373.0.3683.103
RU Inewth #13.04.2019 10:20  @Бывший генералиссимус#12.04.2019 21:27
+
-
edit
 

Inewth

опытный

Inewth>> Бак Фрегата с изолирующим ВУ
Inewth>> - рассчитан на однократную перекладку
Inewth>> - отработан на гидразин
Б.г.> Не, во фрегате отдельно гидразин (в однокомпонентных двигателях ориентации), отдельно НДМГ (в маршевом двухтоннике).

Не понял, а что "не"? ;)
   1919
RU Бывший генералиссимус #13.04.2019 10:53  @Inewth#13.04.2019 10:20
+
-
edit
 
Inewth>>> Бак Фрегата с изолирующим ВУ
Inewth> Inewth>> - рассчитан на однократную перекладку
Inewth> Inewth>> - отработан на гидразин
Б.г.>> Не, во фрегате отдельно гидразин (в однокомпонентных двигателях ориентации), отдельно НДМГ (в маршевом двухтоннике).
Inewth> Не понял, а что "не"? ;)

а, блин, в основных баках нету никаких разделителей? т.е. гидразиновые двигатели работают, и как двигатели осаждения топлива? а какого же размера этот бак под гидразин для однокомпонентников?
   73.0.3683.10373.0.3683.103
RU Дем #13.04.2019 13:02  @Бывший генералиссимус#13.04.2019 10:53
+
-
edit
 

Дем
Dem_anywhere

аксакал

Б.г.> а какого же размера этот бак под гидразин для однокомпонентников?
Вот эти серые сферы наверху.

В более новых версиях - под гидразин занята одна из нижних сфер, противоположная отсеку управления.
   72.0.3626.8172.0.3626.81
Это сообщение редактировалось 13.04.2019 в 13:10
+
-3
-
edit
 

Sergeef

опытный
☆★★★
Облазил все разделы, нигде не нашел про израильский гуглоход.
Эти конспирологи додумались его сажать на место посадки апполона 17, при том, что америка это категорически запрещала.
Подозрение, что аппарат сбили мощным сигналом помехи, либо не исключено, даже взломали хакеры.
С другой стороны они бы вряд ли собрали бы 100 лимонов на другое место посадки.
даурия помнится тоже собирала, но свалила в штаты и нифига не запускала
   
Fakir: Кыш в заповедник. Еще раз будет конспирология и прочий бред в общем разделе - будет больше.; предупреждение (+2) по категории «Категоричное сомнительное заявление, не подтверждённое фактом [п.11] »

Naib

аксакал


Sergeef> Облазил все разделы, нигде не нашел про израильский гуглоход.

Тема про Берешит
   73.0.3683.10373.0.3683.103
RU Inewth #14.04.2019 09:13  @Бывший генералиссимус#13.04.2019 10:53
+
-
edit
 

Inewth

опытный

Б.г.> а, блин, в основных баках нету никаких разделителей?
Да. Баки сложной формы и сквозь них проходят силовые штанги
Б.г.> т.е. гидразиновые двигатели работают, и как двигатели осаждения топлива?
Да
Б.г.> а какого же размера этот бак под гидразин для однокомпонентников?
Стандартно - 42 л
   1919

+
-1
-
edit
 

Sergeef

опытный
☆★★★
Sergeef>> Облазил все разделы, нигде не нашел про израильский гуглоход.
Naib> Тема про Берешит
В каком разделе?

Капец, раньше и то такого не было, посмотрим, чем все закончится.
   
Fakir: предупреждение (+1) по категории «Флуд или офтопик»

Naib

аксакал


Sergeef> В каком разделе?

Берешит

Похоже, что даже естли миссия будет успешной, она запланирована очень короткой. Но однако любопытная затея. Ночью на Луну отправится первый частный зонд "Берешит". Зачем это израильтянам из SpaceIL? 22 февраля в 04:45 по московскому времени ракета Falcon 9 взлетит с мыса Канаверал, неся первый в истории частный космический аппарат для изучения Луны. ТАСС — о зонде "Берешит" и его миссии //  tass.ru   // Лунные космические программы
 


Sergeef> Капец, раньше и то такого не было, посмотрим, чем все закончится.

Ну, с аппаратом всё уже закончилось. Разбился при посадке.
   73.0.3683.10373.0.3683.103

Sergeef

опытный
☆★★★
Sergeef>> Капец, раньше и то такого не было, посмотрим, чем все закончится.
Naib> Ну, с аппаратом всё уже закончилось. Разбился при посадке.

Я совсем не о том, а о политике назначения модераторов. Все идет по следам форума НК.
   
Fakir: предупреждение (+2) по категории «Обсуждение модераториала, политики модерации или агрессивное самовольное модерирование [п.8]»

?? Alexandrc #16.04.2019 13:03
+
-
edit
 

Alexandrc

аксакал

Совет безопасности РФ обсудит госполитику в области космической деятельности

Как ранее сообщил глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин, на заседании обсудят лунную программу России //  tass.ru
 
МОСКВА, 16 апреля. /ТАСС/. Президент России Владимир Путин проведет во вторник большое заседание Совета безопасности РФ, посвященное обсуждению госполитики в области космической деятельности, сообщили в пресс-службе главы государства.

"16 апреля в Кремле президент России Владимир Путин проведет заседание Совета безопасности. Планируется рассмотреть приоритетные направления государственной политики России в области космической деятельности", - говорится в сообщении Кремля.

Глава государства еженедельно проводит оперативные совещания Совета безопасности. Однако несколько раз в год этот орган собирается на полноформатные встречи для обсуждения особо важных вопросов. Анонсируя предстоящее заседание, секретарь Совбеза Николай Патрушев отметил, что будут рассмотрены "дальнейшие возможности космической отрасли для развития науки и экономики страны, а не для противодействия кому-либо из космоса или через космос".

Как ранее информировал глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин, "до конца весны состоится заседание Совета Безопасности, которое будет посвящено космической деятельности, и там все вопросы будут рассматриваться". Среди них, в частности, он отмечал обсуждение лунной программы России, рассчитанной до 2040 года, которую госкорпорация планирует согласовать со всеми заинтересованными ведомствами в ближайшее время.

По словам главы Роскосмоса, лунная программа еще до конца не согласована с профильными министерствами и ведомствами, поскольку ее заказчиком является Российская академия наук, а Роскосмос - генеральный исполнитель. В конце 2018 года Совет РАН по космосу принял концепцию российской лунной программы, однако поручил ее дополнить. В Роскосмосе сообщали, что эта программа будет реализована в несколько этапов до 2040 года.

В свою очередь, заместитель председателя Совета РАН по космосу, научный руководитель Института космических исследований Российской академии наук Лев Зеленый сообщил ТАСС, что концепция российской лунной программы должна быть направлена на рассмотрение в правительство до лета 2019 года.

Планы РФ по освоению Луны
Рогозин пояснял, что, если NASA интересует проект создания окололунной посещаемой станции (Deep Space Gateaway), к которому планируют присоединиться Канада, Япония и Европейский Союз, то Роскосмос вместе с Российской академией наук "нацелены на то, чтобы осуществлять, прежде всего, миссии на поверхности Луны". Он уточнил, что расчеты грузоподъемности российской сверхтяжелой ракеты предполагают доставку на лунную орбиту веса не менее 27 т, то есть должны включать модуль для посадки на естественный спутник и последующего взлета. Рогозин добавил, что лунная программа РФ должна завершиться формированием либо национальной, либо международной научной посещаемой базы.

Он сообщил, что России потребуется выведение на лунную орбиту ряда аппаратов для зондирования естественного спутника, чтобы выбрать наилучшее место для посадки. Также необходимы навигационные спутники, которые будут обеспечивать ретрансляцию сигнала. При этом Роскосмос интересует наличие у станции Deep Space Gateaway стыковочного узла, адаптированного под российские корабли, соответствующие переговоры ведут РКК "Энергия" и NASA.

Безопасность в космосе
Несмотря на то, что Роскосмос и NASA продолжают поддерживать плотные рабочие контакты, международная обстановка в области космической безопасности накаляется. В частности, российский МИД в распространенном 1 апреля заявлении указал на то, что США без внятного объяснения причин заблокировали принятие доклада по итогам работы группы экспертов ООН, разрабатывавших меры по предотвращению гонки вооружений в космическом пространстве. В МИД РФ отметили, что такой сценарий в целом был ожидаем с учетом линии США на обеспечение своего одностороннего доминирования в космосе любыми способами.

В свою очередь в интервью газете "Известия" Патрушев, говоря об угрозах, которые стоят перед Россией, также упомянул "последовательное разрушение странами Запада системы международных договорных обязательств в области использования космического пространства в мирных целях" и наращивание средств глобальной системы противоракетной обороны США.

Тем не менее, на Смоленской площади последовательно заявляют, что для Москвы предотвращение гонки вооружений в космическом пространстве остается внешнеполитическим приоритетом и подтверждают готовность вести равноправный диалог со всеми государствами в целях сохранения космического пространства свободным от оружия любого вида в качестве одного из условий обеспечения международного мира и безопасности.
 


Дополнение:

Путин призвал глубоко модернизировать ракетно-космическую отрасль

Президент также потребовал привести в соответствие духу времени основы госполитики в области освоения космоса //  tass.ru
 
МОСКВА, 16 апреля. /ТАСС/. Президент РФ Владимир Путин призвал глубоко модернизировать ракетно-космическую отрасль, совершенствовать модель менеджмента. Такую задачу он поставил на заседании Совета безопасности РФ.

"Очевидно, что нужно глубоко модернизировать ракетно-космическую отрасль, внедрять современную модель управления производством, научно-исследовательскими работами, учиться на порядок эффективнее использовать результаты космической деятельности во всех сферах нашей жизни", - сказал глава государства.

Путин потребовал привести в соответствие духу времени основы госполитики в области освоения космоса до 2030 года.

"Нужно актуализировать основы государственной политики России в области космической деятельности на период до 2030 года и дальнейшую перспективу, внести в них соответствующие уточнения и дополнения с учетом современных мировых тенденций", - сказал он.
 
   66
Это сообщение редактировалось 16.04.2019 в 13:58
ZA Alexandrc #20.04.2019 08:29
+
-
edit
 

Alexandrc

аксакал

НПО Лавочкина не участвует в проекте Lunar Orbital Gateway

США планируют создать окололунную пилотируемую станцию, запуск ее первого модуля намечен на 2022 год //  tass.ru
 
"НПО Лавочкина в настоящее время не привлечено к проекту Lunar Orbital Gateway", - сказал собеседник агентства.
 

Заголовок выбрали уж больно категоричный, даже с учётом наших шансов пролететь с участием. Ну, и переговоры всё ещё идут, как бы.
   44
RU Alexandrc #23.04.2019 16:00
+
-
edit
 

Alexandrc

аксакал

Тут в теме Восточного был упомянут эскиз ИЛ-а для перевозки негабаритов. В исполнении Лентыру как всегда бестолково.
Пока все ссылаются на ТАСС, где есть кое-какие интересные подробности:

"Ил" подготовил эскизный проект Ил-96-500Т для перевозки частей ракет на Восточный

Всего планируется выпустить 16 самолетов нового типа //  tass.ru
 
МОСКВА, 23 апреля. /ТАСС/. ПАО "Ил" (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию) разработал эскизный проект самолета Ил-96-500Т с увеличенным фюзеляжем для перевозки негабаритных грузов, например, транспортировки элементов ракет "Ангара" на космодром Восточный. Это следует из презентации компании, копия которой находится в распоряжении ТАСС.

"Ширина и высота грузовой кабины Ил-96-500Т обеспечивает перевозку 100% УНГ [уникальный неделимый груз], представленных на рынке. При этом габариты грузовой кабины позволяют перевозить широкую номенклатуру перспективных грузов", - говорится в презентации.

В качестве примера грузов, которые можно будет перевозить внутри фюзеляжа новой модификации Ил-96, указаны универсальный ракетный модуль, используемый в ракетах семейства "Ангара", головной обтекатель тяжелого носителя "Ангара-А5В", пилотируемый космический корабль или его система аварийного спасения.

Конструктивно предлагаемая модификация отличается от других версий Ил-96 увеличенной верхней частью фюзеляжа (надстройкой), откидной головной частью (аналогично Ан-124), дополнительными опорами в передней части самолета и выдвижным грузовым трапом.

Всего "Ил" планирует выпустить с 2026 по 2034 год 16 самолетов нового типа. Шесть из них предполагается передать Минобороны РФ, шесть - коммерческим заказчикам (через лизинговую "Ильюшин финанс ко"), еще четыре будут построены в интересах Роскосмоса и российско-китайской кооперации по широкофюзеляжному дальнемагистральному самолету CR929.

Себестоимость опытного самолета, включая научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, подготовку производства, испытания и сертификацию, оценивается в 30,3 млрд рублей. Себестоимость серийного самолета при серии от пяти единиц - в 12 млрд рублей, период окупаемости при коммерческой эксплуатации - 10-12 лет. По расчетам специалистов, реализовать проект можно за пять - семь лет.

Согласно презентации, эскизное проектирование было завершено еще в 2018 году, когда ПАО "Ил" возглавлял Алексей Рогозин.

Обоснование проекта
"Зарубежный опыт показывает, что оптимальным решением для транспортировки изделий РКТ [ракетно-космической техники] тяжелого и сверхтяжелого класса и других негабаритных грузов является разработка нескольких экземпляров специализированных самолетов-носителей на базе одного из существующих пассажирских самолетов-низкопланов", - говорится в обосновании проекта.

При этом находящиеся в эксплуатации Ан-124 "Руслан" не могут в полной мере решать задачи по перевозке космической техники. "Несмотря на выдающуюся грузоподъемность Ан-124, как и другие самолеты-высокопланы, ориентированные на перевозку промышленного (нефтяного и энергетического) оборудования, а также бронетехники и других систем вооружения, плохо приспособлен для перевозки ступеней РН [ракет-носителей], разгонных блоков и других относительно легких, но габаритных изделий РКТ", - поясняется в презентации.

Специалисты проанализировали мировой опыт использования таких самолетов, как Airbus Beluga и Boeing 747-400LCF, и пришли к выводу, что Ил-96-500Т можно будет использовать для перевозки не только ракетно-космической техники, но и других грузов, включая авиационную и морскую технику, нефтегазовой оборудование.

С технической точки зрения, считают авторы презентации, проект привлекателен тем, что базируется на уже выпускаемом самолете Ил-96-400. Этот задел, как ожидается, существенно сэкономит время и средства при создании Ил-96-500Т.
 

Роскосмос рассчитывает, что самолет Ил-96-500Т создадут в заявленные сроки

Ранее стало известно, что разработан эскизный проект самолета //  tass.ru
 
"Госкорпорация "Роскосмос" заинтересована в начале производства и эксплуатации самолета Ил-96-500Т, который предназначен для транспортировки частей ракетно-космической техники на космодром Восточный. Роскосмос надеется, что компания "Ил" способна создать этот самолет в заявленные сроки", - сказали в Роскосмосе.
 
   73.0.3683.8673.0.3683.86
RU Дмитрий В. #23.04.2019 19:13  @Alexandrc#23.04.2019 16:00
+
-
edit
 
RU Полл #23.04.2019 19:23  @Дмитрий В.#23.04.2019 19:13
+
-
edit
 

Полл

координатор
★★★★★
Alexandrc>> "Ил" подготовил эскизный проект Ил-96-500Т для перевозки частей ракет на Восточный - Экономика и бизнес - ТАСС
Подсказка из зала: в этом замечательном документе не хватает "Панциря-С1" в примере грузов.
   66.066.0
1 32 33 34 35 36 49

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru