sam7>>> Танкеры-химовозы Балтийский завод
3X> Multitank Iberia, Multitank Saxonia....
3X> а с чего их еще при СССР начали строить? не было загрузки на БСЗ?
Из книги БЗ (Балтийский завод - БЗ, не БСЗ)
Первым зарубежным контрактом в новейшей истории предприятия было сотрудничество с германской компанией «Аренкиль». Протокол о намерениях на строительство двух химических танкеров был подписан в сентябре 1991 года. Танкеры носили старинные названия германских провинций - «*берия» и «Саксония». Одной из причин размещения этого заказа на Балтийском заводе было то, что основатель фирмы Кристиан Аренкиль в 1921—1924 годах работал в Петрограде. 10 сентября 1991 года в эллинге состоялась закладка головного химовоза Iberia. Длина судна составляла около 100 м, ширина - 16,5, осадка - 6,72 м, скорость - 15 узлов, грузовая вместимость одного танка - 6000 м3. Танкер передали заказчику в 1994 году. Второй химовоз «Саксония» заложен 26 февраля 1993 года, спущен на воду 26 июня 1996 года. 9 октября 1996 года на судне подняли германский флаг и передали его заказчику. При строительстве этого химовоза впервые в истории Балтийского завода корпус был сформирован в эллинге за два месяца из шести крупных кольцевых блоков. Параллельно созданию химовозов - в 1994—1995 годах - руководство завода приступило к разработке схемы собственного финансирования строительства коммерческих судов.
Главными строителями химовозов были Ю.А. Гражданцев и Б.А. Денищенко, ответственными сдатчиками - Е.П. Данцкер и В.А. Долгушин. Строители: Б.С. Свистов, А.В. Замолоцких, В.Д. Замойских, Е.В. Желудев, А.А. Боженко, И.И. Цыбульский, А.Н. Антонов, Ю.В. Ефимов, В.И. Иванов, В.В. Хабаров, М.В. Никифоров, А.М. Кузьмин, В.В. Титов, В.И. Минин.
Суда были сданы заказчику позже сроков, предусмотренных контрактом. Однако, когда фирме «Аренкиль» понадобился срочный ремонт двух других танкеров, свой заказ германская фирма разместила снова на Балтийском заводе. Два танкера «Фризия» и «Холсатия» были построены в начале 1970-х годов шведской фирмой «Калмар». В сжатые сроки необходимо было заменить примерно 90% днищевого набора вместе с наружной обшивкой и двойным дном на всем протяжении грузовых танков от борта до борта, демонтировать и восстановить металлоконструкции в форпике, заменить детали цепного ящика. Кроме того, балтийцам предстояло заново изготовить и установить трубы балластной системы, демонтировать и после окончания работ установить оборудование грузовых танков, произвести окончательную очистку и окраску всех балластных танков.
Для этого была разработана специальная конструкторская и технологическая документация. Одним из наиболее ответственных моментов явилось обеспечение необходимого запаса как местной, так и общей продольной прочности судна при этих операциях, а как следствие — выбор оптимальных длин секций и последовательности их монтажа. Только после скрупулезных расчетов напряжений и деформаций в корпусе судна можно было принимать решения о допустимых размерах одновременно вырезаемых частей днища и способах расстановки опор под оставшимися его частями. К ремонту первого судна - «Фризии» - приступили 8 сентября 1993 года.
По первоначальным расчетам ремонт должен был проходить в плавдоке «Луга», принадлежащем ЛАО (ныне ФГУП «Адмиралтейские верфи»). В последнюю минуту, когда судно уже пришло на ремонт, оказалось, что док «Луга» был занят, и срочно пришлось искать другой. Удалось договориться с руководством Канонерского судоремонтного завода о совместном доковании химтанкера с другим судном в самом большом доке предприятия. Сложнейший вид судоремонта специалисты Балтийского завода выполнили на высоком техническом уровне, что неоднократно отмечалось заказчиком и представителями классификационного общества - Германский Ллойд. Кроме того, на заводе освоили ряд совершенно новых видов работ.
В ходе ремонта танкеров ввели новый порядок организации производства, ценообразования, себестоимости выполненных работ и оплаты труда. 23 декабря предприятие закончило все работы и танкер покинул Санкт-Петербург. Полученный опыт был использован при ремонте второго химтанкера «Холсатия» и при строительстве других судов. Ремонт «Холсатии» завершили 25 февраля 1993 года.