busman> ... Катерник, если верить документам. Но бабушка (он её брат, сам я его не застал, он погиб до моего рождения) рассказывала, что Анатолий Павлович якобы служил на подводной лодке, которую утопили, и с которой через три дня смогли спастись три человека .. это из разряда семейных легенд?
Да, 100% - это из разряда семейных легенд
Приходилось встречать рассказы о своих дедах и отцах, выходивших из погибших лодок .. с любимым аккордеоном через ТА; про плавание после выхода из погибшей лодки на резиновой лодке по океану в течение недели, пока не подбирали американцы; о жребии в отсеке и вручении единственного ИСА-М самому молодому члену экипажа - что бы он выжил и рассказал и подобное
Вот настоящий шедевр, с реальными фамилиями, рассказанный реальным подводником. Видно весёлым был человек Себко Иван Кузьмич :), любил молодёжи рассказывать:
"Когда-то в нашем цехе работали мотористы: Мац Иван Кириллович с Краснознамённой пл К-21. Участвовал в атаке на немецкий ЛК "Тирпиц" и Себко Иван Кузьмич с пл "Щ-320" По словам Кузьмича с пл спаслось 5 или 7 человек,а в живых он остался один. После спасения он очнулся на станции. Спросил:"Где я нахожусь?" Ему ответили:"Станция Ночь". Он говорил, что ему стало смешно.т.к. был электрический свет. После госпиталя проходил службу на ПЛ,которой командовал Травкин. Почему не указаны точные обстоятельства гибели пл Щ-320? Ведь кто-то спасал уцелевших после гибели Щ-320. Они должны знать причины гибели Щ-320. Кузьмич очень хорошо отзывался о своём командире Иване Макаровиче Вишневском. Факт прохождения службы Себко И.К. подтверждался справкой, подписанной Вишневский И.М. К сожалению Кузьмича уже давно нет. В.А.З"
Вот только вся завкавыка в том, что моторист Щ-320 краснофлотец Себко Иван Кузьмич ушел с лодки в зимой-весной 1942г. и ЕМНИП, заканчивал войну на Дунае? В списках экипажа Щ-320 документов о его награждении за поход осенью 1941г. нет.
Себко Иван Кузьмич (1920 - ?) – подводник, участник ВОВ. Родился в г. Х-ве.
Осенью 1942 г. находился на подводной лодке Щ-320 на Балтике, которая подорвалась на мине. Всплыл на поверхность через торпедный отсек, был подобран своими. Старшина 1 статьи группы мотористов. Участвовал в атаках на фашистские корабли. После окончания войны работал ст. мастером в опытно-экспериментальном цехе ХТЗ. Награждён: медалью «За оборону Ленинграда», орденом Отечественной войны II ст. Похоронен в г. Х-ве.
Лит.: Гілюк В. Старшина відважної «щуки» // Вечірній Харків. – 1984 -. №18.
. Воробьёв.
Комментарий публикатора: недостаточно информации, желательно дополнить.
Вот такой список я начал составлять очень давно, на данный момент больше ничего не найдено
ИЗВЕСТНЫЕ СЛУЧАИ СПАСЕНИЯ (ПОПЫТОК) ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖЕЙ СОВЕТСКИХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК В ГОДЫ ВОВ 1941-45ГГ.
С-3 - утром 24 июня 1941г. после гибели подлодки немцы подобрали из воды около 20 человек из экипажей С-1 и С-3 и эвакуируемых рабочих: военком С-1 младший политрук Брыкин Александр Ефимович (поднят с воды, пленен погиб в плену), радист С-1 старшина 1-й ст. Носарев Валентин Григорьевичм (поднят с воды, пленен, освобождён, был жив на 2005г.), строевой С-3 старший краснофлотец Валюнин Андрей Федорович (поднят с воды после боя и пленен, освобождён после войны). Шла речь о пленении механика/моториста?
М-81 - 1 июля 1941г. сразу после подрыва лодки с воды подняты: командир БЧ-5 старший инженер-лейтенант Б.В. Ракитин, старшина 1-й статьи П.С. Семин (сброшены взрывом с мостика) и штурманский электрик стар-шина 1-й статьи В.С. Преображенский (всплыл в воздушном пузыре из IV-го отсека уже со дна).
М-94 - 21 июля 1941г спустя час после торпедирования подняты с воды: командир лодки капитан-лейтенант Н.В. Дьяков (погиб, командуя М-97, в сентябре 1942г.), рулевой ст. краснофлотец С.Ф. Компанеец (в 1943г. на М-90), старшина мотористов И.А. Лаптев (сброшены взрывом с мостика); позднее из ЦП методом шлюзования вышли 8 человек - инженер-капитан-лейтенант В.С. Шиляев (погиб на М-175 в январе 1942г), боцман старшина рулевых-сигнальщиков Н.А. Трифонов (погиб на "Калеве" в октябре 1941г.), старший рулевой старший краснофлотец Г.М. Холоденко, командир отделения гидроакустиков старшина 2-й ст. П.С. Малышенко, старшина торпедистов Митрофанов и торпедист Голиков, старшина трюмных Н.Р. Линьков (погиб на Щ-408 в мае 1943г.), Шипунов.
С-11 - 2 августа 1941г спустя 6 часов после подрыва лодки через кормовой ТА вышли три подводника: торпедист старший краснофлотец Н.А. Никишин, комендор краснофлотец В.В. Зиновьев, электрик краснофлотец А.В. Мазнин.
С-5 - 28 августа 1941г после подрыва лодки с воды подняты: командир лодки капитан 3 ранга А.А. Бащенко, командир БПЛ Н.П. Египко, комиссар БПЛ Г.М. Обушенков, военком лодки А.Н. Кольский (?погиб на Щ-308 в октябре 1942г.), командир БЧ-2-3 старший лейтенант П.Н. Матвеев, боцман мичман М.И. Дмитриев (воевал на "Лембите"), комендор Антоненко (сброшены взрывом с мостика), старшина 2-ой ст. Г.И. По(-а)севкин (по-гиб на "Калеве" в октябре 1941г.) и ??командир Таллиннского военного порта??? - всего 9 человек (?).
Щ-301 - 28 августа 1941г после подрыва лодки подняты с воды: командир лодки капитан-лейтенант И.В. Грачев, командир отделения трюмных А.В. Пивоваров (оба погибли на Щ-405 в июне 1942г.) и еще 10 человек выбросились из тонувшей лодки и погибли позднее на транспортах: электрик краснофлотец В.С. Пышкин, рулевой краснофлотец Ю.М. Шептев, помощник командира ст. лейтенант Матрос И.М. умер от ран на буксире(?катере)
С-8 - в октябре 1941г. после подрыва, возможно, несколько подводников вышли через кормовой ТА, но погибли и их тела были обнаружены на берегу о. Эланд.
С-34 - 11-12 ноября 1941г после подрыва лодки несколько подводников попытались выйти из затонувшей лодки, 14.11.41 на болгарском побережье в районе Созополя были обнаружены тела старшего лейтенанта В.Л. Душина и боцмана главстаршины Ф.Д. Терехова в гидрокостюмах.
Л-2 - 14 ноября 1941г после подрыва лодки моторист В. Щербина, электрик И.П. Бойков (погиб на Щ-405 в июне 1942г.), боцман (?) Н.С. Квасков (?если боцман, то погиб на Щ-405 в июне 1942г.) самостоятельно пере-брались с кормы лодки на борт эсминца.
Щ-211 - 22 ноября 1941г после потопления (подрыв на мине?), возможно, несколько подводников попытались выйти из затонувшей лодки. 25.8.42 на болгарском берегу у села Шкорпиловцы (район мыса Святого Атанаса) обнаружено тело помощника командира старшего лейтенанта П.Р. Борисенко (полуразложившийся торс без рук, без ног, с биноклем на шее, надпись на робе, документы) - возможно, выброшено штормом из затонувшей лодки.
Щ-214 - 19 июня 1942г после торпедирования лодки с воды были подняты электрик Д.Ф. Плешаков и моторист Н.В. Полтавцев (погиб в плену).... при обнаружении торпеды на мостике находились военкомком Ф.С. Корольков, вахтенный командир лейтенант А.А. Емелин и сигнальщик И.А. Романенко.
М-33 - 22-25 августа 1942г после подрыва, возможно, четверо подводников пытались выйти через рубочный люк, но из-за большого расстояния (7 миль) до берега не добрались.
М-60 - 22 сентября 1942г после подрыва, возможно, восемь подводников пытались выйти через рубочный люк, но из-за большого расстояния (7 миль) до берега не добрались.
С-7 - 21.10.42 после торпедирования лодки подняты с воды командир капитан-лейтенант С.П. Лисин, сигнальщик А.К. Оленин, комендор В.С. Субботин, трюмный В.И. Куница.
Щ-323 - 1 мая 1943г после подрыва лодки подняты с воды дивизионный штурман М.С. Солдатов, штурман лодки А.А. Шишаев (сброшены взрывом с мостика), штурманский электрик старшина 1-й ст. П.А. Евдокименко (всплыл через рубочный люк), краснофлотецы И.А. Харченко и А.М. Назаров (краснофлотец с ПБ "Аэгны", шел в качестве пассажира) уцелели после выхода из КТА; из 11 человек, вышедших через кормовой ТА, погиб-ли уже после выхода: главстаршина М.Г. Гладков, торпедист С.Г. Киселев, старшина 1-й ст. Д.Д. Трубин ….
Щ-406 - начало июня 1943г. после подрыва один из подводников вышел из затонувшей лодки, финны вечером 6 июня 1943г. обнаружили его тело в гидрокостюме и дыхательном аппарате на о. Ристисаари
С-9 - 13-14 августа 1943г после подрыва, возможно, несколько подводников попытались выйти из затонувшей лодки - 4.9.43 на берегу о. Сескар найдено тело старшего рулевого старшины 2-ой статьи К.Т. Дикого в маске ИСА-М.
М-51 - 22 сентября 43г после катастрофы с воды подняты помкома старший лейтенант Костюченко, штурман лодки лейтенант Вороненко, старшина 2-й ст. рулевой Шатров, краснофлотец сигнальщик Плетнев… под руководством командира отделения мотористов старшины 1-ой статьи Н.И. Скрипченко через люк 4-го (кормового) отсека затонувшей лодки вышли мотористы ст. краснофлотец Н. Колоколов и краснофлотец В. Степанян, электрик ст. 2-й ст. Ю.П. Липаткин (утонул, не доплыв до берега), ст. краснофлотец В. Виноградов, краснофлотец (?) В.Е. Приймак, а еще пятеро - боцман главстаршина Г,Ф, Рябушко, акустик ст. краснофлотец Н.А. Соколиков (вернулся и утонул в ТА), краснофлотец Жуков, … ?командир отделения штурманских электриков Г.И. Матвеев, …. … … во главе со старшиной Кулаевским - через торпедные аппараты.
Щ-138 - 18 августа 1943г на переводе из Николаева-на-Амуре в Совгавань для ремонта в шторм оторвались понтоны, лодка затонула, три моряка всплыли с глубины 9 м….
Проходило о находке на болгарском побережье еще нескольких тел подводников в 1941г., но я так и не докопался до источников информации