перегрев>>>> Требования к гарантийному сроку изделия устанавливаются в ТЗ...
m.0.> m.0.>> При разработке, в эксплуатации - задается в ТУ, как и требования изготовителя к условиям хранения\эксплуатации изделия.
перегрев>> ТУ не появляется само по себе на ровном месте. ТУ это только один из множества конструкторских документов входящих в комплект конструкторской документации. Сначала появляется комплект КД на опытный образец, потом по этому комплекту изготавливается опытный образец, потом опытный образец изготавливается и испытывается, а комплект КД корректируется по результатам таких испытаний и изготовления. И если по итогам этой шняги комплект КД обеспечивает выполнение требований ТЗ ему присваивают литеру "О".
m.0.> Серьезно? Вот никогда бы не подумал.
Не благодарите
перегрев>> перегрев>> Да, для РЭА, например, гарантийный срок чаще всего рассчитывается...
m.0.> m.0.>> Нет, первоначально рассчитывается всегда, так же всегда перерассчитывается при вводе в состав изделия вновь разработанного блока или исключения старого.
перегрев>> Вы просто абсолютизируете свой личный опыт...
m.0.> Нет, просто излагаю Вам определенные требования вышеуказанного пункта ТУ любой авиационной (и не только) радиоэлектроники.
Именно абсолютизируете. Ни в каких ТУ никогда не пишут как на этапе отработки было подтверждено то или иное требования. Судя по тому, что Вы пишете, ваш опыт это опыт серийного завода, которому разработчик передал подлинники и вместе с ними право внесение изменений. Поэтому ТУ для Вас икона с которой всё начинается. А на самом деле сначала вообще нету никаких ТУ. Изготовление опытного образца происходит по безлитерному комплекту документации, а ТУ входящие в комплект абсолютно официально называются
проектом ТУ
перегрев>>... Я же написал, что гарантийный срок на РЭА чаще всего подтверждают расчетным методом. Но бывают случаи когда гарантийный срок на такую технику подтверждают проведением специальных испытаний.
m.0.> Разницу между определениями "чаще всего" и "всегда" улавливаете?
Конечно. Именно поэтому и написал "чаще всего". Было бы всегда написал бы "всегда"
перегрев>> перегрев>>... Это определяется требованиями отраслевой нормативной базы, чего она допускает, чего нет...
m.0.> m.0.>> Нет, в части радиоэлектронных средств из состава КБО авиационных объектов эти параметры задается в ТУ на эти средства (в части раздела надежность и др.), а определяются требованиями эксплуатации объекта с одной стороны и возможностями элементной базы в заданных условиях ВВФ с другой. Аналогично для БРА.
перегрев>> А как можно определить, что возможности элементной базы в условиях заданных внешних воздействующих факторов обеспечивают именно такой гарантийный срок? Вариант "Мамой клянусь" заведомо не проходной.
m.0.> Ну почему же, смотря кому: можно и маму упомянуть вместо расчетов и согласования дока, правда довольно быстро окажешься за воротами - дураки и неучи никому не нужны.
Угу. Вместо расчетов... Что как бы тоже есть способ подтверждения. А если расчетом показатель подтвердить невозможно? Ваша РЭА, помимо элементной базы, состоит из много чего. Например в ней наверняка есть корпуса, стойки, шасси, которые, сюрпрайз, внезапно красятся. Каким расчетом Вы подтвердите, что ЛКП обеспечивает заданный срок сохраняемости? Если что, в ТУ на ту же краску устанавливают гарантийный срок на продукт в банке (таре), а не ЛКП нанесенное этой краской. А на ЛКП каким образом Вы гарантийный срок подтвердите? Расчетом? Покажите мне такой "расчет". А не подтвердите, ПЗ при присвоении литеры "О" пошлёт в неблизкое пешее путешествие из-за невыполнения подпункта о) пункта 4.10 ГОСТ 2.902, который буквально требует
данные о соответствии используемых покрытий, способов термообработки требуемым режимам работы, гарантийным срокам и условиям эксплуатации изделий ВИ
Причем на нормальной фирме без данных, подтверждающих гарантийный срок того же ЛКП Вы и до ПЗ не дойдёте...
m.0.> Еще раз - все параметры раздела надежность в ТУ рассчитываются и это выполняется на основе параметров ТУ (или стандартов изготовителя) по каждому используемому элементу схемы.
Для начала ГОСТ 2.114 "ЕСКД. Техническая условия" вообще не предусматривает в ТУ раздела надежность. Данные по надежности включают в раздел "Технические требования" (подраздел "Основные параметры и характеристики (свойства)"), а вот раздел "Гарантии изготовителя" вышеупомянутый ГОСТ вполне себе предусматривает... Ну это так, к слову.
А что касательно "ещё раз" так я повторю, что если на Вашем заводе делают так, то это совсем не означает, что так делают всегда и везде.
m.0.> И как сказал в предыдущем посте это очень муторная, занудная и кропотливая работа: сначала работу проверяет сектор надежности, а затем это же делает ПЗ. Для примера: согласование небольшого блока массой 0,5 кг из 6 плат имс может по первому разу занять до полугода и более.
И что? У Вас делают так, у кого-то по-другому. Вы за всю промышленность то не расписывайтесь
m.0.> А далее уже отдел ГК на основе количества полетов объекта, времени включения и многого др. + хотелок ПЗ и ОКБ + упертости цехов + экономистов согласует гарантийные сроки и забивает их в ТУ и паспорт.
О как! У Вас и цеха на гарантийные сроки влияют? И экономисты гарантийные сроки согласовывают? И только после это гарантийные сроки в ТУ оказываются? А Чудны дела твои Господи! А скажите где в этом процессе ТЗ и литера? Или речь идёт о модернизации образца находящегося в серийном производстве?
m.0.> ...
m.0.>>> А правильность применения всей элементной базы как раз и контролирует сектор надежности + ПЗ. И это очень занудная и длительная работа.
перегрев>> Хм, строго говоря "гарантийный срок" не является показателем надежности...
m.0.> А где сказано подобное?
ГОСТ 27.002-89, например. В котором в частности сказано
Значения нормируемых показателей надежности учитываются, в частности, при назначении гарантийного срока эксплуатации (гарантийной наработки, гарантийного срока хранения), которые являются технико-экономическими (отчасти коммерческими) характеристиками объекта и не относятся к показателям надежности.
Добро пожаловать в реальный мир!
m.0.> Но параметры гарантийных сроков всегда определяются через согласованные параметры расчетов раздела надежности.
Надо добавлять "у нас на заводе". Потому, что первый документ в котором появляется значение гарантийного срока это ТТЗ (ТЗ) на разработку. Или у Вас ТЗ тоже цеха согласовывают?
перегрев>>... Каким образом "надёжники+ПЗ" могут проконтролировать "правильность применения элементной базы", если буквально вся "элементная база" в изделии абсолютно новая, только что разработанная, с пылу, как говориться, с жару и ни в каком справочнике никаких данных по интенсивности отказов и срокам сохраняемости для такой "элементной базы" просто нет?
m.0.> Хе, в таком случае никак - ни рассчитать разработчики не смогут, ни проконтролировать никто не сможет.
В ракетной технике основная масса элементов конструкции именно такая, абсолютно новая и только что разработанная. И как-то и гарантийные сроки подтверждают, и надежность, и много чего другого. Прикиньте!
m.0.>Но сомневаюсь что в состав БРА стратегов входят подобные элементы. Бо ежели в куцем ТУ на подобный элемент нет например указанных этих или других параметров, то жди беды. И такой случай был.
Можете не сомневаться. Тем более, что на хренову тучу критичных ответственных элементов в ракетной технике вообще ТУ нет. А ведь Вы надеюсь понимаете, что ракетная техника это не только и не столько БРА. И честно говоря не самая ответственная. Вышедший из строя блочок можно поменять, благо и система диагностики есть и возможности. А вот какой-нибудь клапанок или регулятор в котором почему-то осыпалось покрытие из нитрид титана поменять нету никакой возможности. А без этого клапанка вся эта машинерия превращается в бесполезный хлам.
m.0.> Поэтому в авиации по элементной базе такое невозможно, никто рисковать должностью или погонами не станет.
Ещё раз – ни авиационная, ни ракетная техника не ограничивается одной элементной базой. Там до хера чего разного имеется, кроме элементной базы присутствует.
m.0.> Поэтому ежели нет данных по серийному - запрос, ежели не могут родить - элемент из разработки в общем случае за борт. Правда на этапе разработки сложного изделия изготовитель может (и делает это) потребовать отстегнуть ему кусочек пирога для корректировки ТУ по этим параметрам.
Каким краем здесь вообще изготовитель решительно не пойму. За правильность применения покупнины отвечает исключительно разработчик, номер изготовителя в этом деле шестой. И ещё раз, КД на покупнину корректируют только в авиации. В ракетной технике оформляют ПРП. Вы ГОСТ то почитайте, он в сети есть
перегрев>> ... А поскольку датчиков с гарантийным сроком, которые влупили на "Сармат" у нас в стране нет, то только УКИ, только хардкор...
m.0.> m.0.>> Понятно. На памяти был всего один подобный случай,...
m.0.> m.0.>> Но все это ...
перегрев>> Да всё это может закончиться очень печально. Визитом "мультиплатформенных специалистов" в синих мундирах, уголовными делами и реальным лишением свободы. Прецеденты имелись.
m.0.> Даже не в этом суть. Например в темные года одна фирма шустро поставляла вычислительные платы (с импортными имс), подвергнутые жестким испытаниям и выполняла затем отбраковку. Ну и что?
Ну и ничего. Так пустячок, года на три – пять. При хорошем адвокате может получиться отпетлять на 293 "Халатность". В таких случаях компетентные специалисты из СК заботливо успокаивают: "Ну чего ты кипешуешь? Статья лёгкая, срока маленькие, отсидишь на полужопе и не заметишь!"
m.0.>Да, большинство прошедших испытания плат работали более менее прилично, но и отказы\сбои были нередки.
Скажите Вы допускаете ситуацию, когда всего один единственный отказ/сбой и
"Ху@к, вы слушали Маяк" объект стоимостью миллиардов восемь внепланово пополнил Тихоокеанскую спутниковую группировку?