AlexanderZh> Возможно.
Как осуществляется вывод к ОС и стыковка с ней.
Корабль выводится ракетой на орбиту с неизбежными погрешностями. Чтобы не бороться с ними, корабль выводится на орбиту ниже ОС и сзади нее в угловых координатах.
На орбитах ниже угловая скорость ИСЗ больше, в результате ИСЗ на такой орбите в угловых координатах догоняет ИСЗ на орбите выше. Заодно на этой же орбите, называемой "орбита фазирования", поправляется наклонение орбиты. И все погрешности ракеты при выводе становятся просто временем, которое корабль проводит на орбите фазирования, догоняя ОС.
Данный этап выбирания погрешностей ракеты при выводе называется "фазирование".
После того, как корабль в угловых координатах "догнал" орбитальную станцию, он включает двигатель и ускоряется, строя переходную орбиту между орбитой фазирования и орбитой станции. Опять-таки, в реальном мире абсолютная точность недостижима, и выполнение этого маневра с промахом мимо цели в сотни метров уже хороший результат. Но это не важно, поскольку сблизившись на первые километры со станцией, корабль переходит из режима орбитальной навигации в режим стыковки. То есть движение корабля по законам Ньютона в трехмерном пространстве относительно цели. Соответственно корабль должен скорректировать свой вектор скорости, чтобы он стал направлен точно в Орбитальную Станцию, точнее - проходил на заданном расстоянии от нее, порядка ста-двухсот метров. И "затормозить" относительно ОС при максимальном сближении на те самые сто-двести метров. Здесь "заданный промах" позволяет работать двигателями, не беспокоясь о попадании их выхлопа на Орбитальную Станцию.
Весь цикл данных маневров называется "этап дальнего сближения", или просто дальнее сближение.
Хорошие системы управления и пилоты учитывают эффекты орбитальной механики и при ближнем маневрировании у ОС, это позволяет экономить топливо. Но потребный расход скорости или топлива на выполнение орбитальных маневров мал, первые десятки метров в секунду, и не-учет орбитальных эффектов при ближнем маневрировании увеличивает его от силы на метр в секунду.
После "торможения" у ОС, корабль по законам Ньютона смещается относительно ее, чтобы выйти как можно точнее на ось нужного стыковочного узла, и правильно повернутся относительно ОС, условно говоря: чтобы пол и потолок корабля соответствовали полу и потолку орбитальной станции.
Данный маневр называется "облет". Выполняется уже не на двигателе орбитального маневрирования, а на значительно более слабых маневровых двигателях, что делает маневр точнее, а риск повредить станцию попаданием на нее факела двигателя - меньше.
После облета экипаж корабля и станции готовятся к стыковке, затем экипаж корабля пристегивается и гасит все колебания и вращения, добиваясь как можно более точной ориентации корабля относительно станции. Данный этап называется "зависание".
После зависания корабль начинает сближение уже не со станцией, а с нужным стыковочным узлом. Опять же по ньютоновским законам, в которых эффекты орбитальной механики - лишь поправки, которыми в общем случае вполне можно пренебречь.
У "Союза" для этого сближения есть третий комплект двигателей - двигателя причаливания, еще более слабые, чем маневровые. "Прогресс" же прекрасно стыкуется без них.
Завершается этот этап захватом стыковочных агрегатов корабля и станции.
Называется "ближнее сближение".
Данный алгоритм в том числе позволяет стыковаться к нужному узлу вне зависимости от ориентации станции.
Это сообщение редактировалось 18.06.2020 в 07:35