Я вот что подумал, если мотать весь двигатель кольцевой намоткой то оживальные и округлые части не будут ли пытаться "сползти"? Или у ровинга достаточная цепкость? И можно ли укрепить от расползания несколькими диагональными витками?
tatarin> ... если мотать весь двигатель кольцевой намоткой то оживальные и округлые части не будут ли пытаться "сползти"?
Будут! Особенно если на сухую. Это лучше делать поверх продольной намотки пропитка у которой уже начала схватываться. Так у витков будет к чему прилепться.
tatarin> ... И можно ли укрепить от расползания несколькими диагональными витками?
tatarin> Я вот что подумал, если мотать весь двигатель кольцевой намоткой то оживальные и округлые части не будут ли пытаться "сползти"? Или у ровинга достаточная цепкость? И можно ли укрепить от расползания несколькими диагональными витками?
Продольное движение подачи нитки сделать немного запаздывающей. Или руками мотаем?
Новый движок для нового проекта Р63-LoRa (контроллер от pinko).
Намотан в 2 слоя из угля 12К, толщина кожуры всего 0,46мм, КМС-0,35.
Масса топлива 1650г, ПИ-2730Н*с(рассчетный).
5,5 стандартных шашек диаметром 50мм, канал 17мм.
В последней версии в состав был добавлен PVC(2%) за счет уменьшения ЭДЭ с 18 до 16%, гореть стало помедленней, а воспламеняться наоборот более инергично. Ожидаю что средняя тяга упадет до 80кгс, а время работы мотора увеличится до 3,4-3,7с. Критику уменьшили с 16,5 до 16мм (высокое давление не любим, оно времени работы вредит, а быстрые ускорения нам противопоказаны).
Бумажные корпуса уже уходят в прошлое, вытесняясь недорогими композитами. Однако всё равно хочется поработать с бумагой и скотчем. Как я понял, лучшие результаты на форуме (около 30 атм.) удалось получить склеив ватман эпоксидкой. Тоже стал клеить корпуса и проверять их на прочность давлением воздуха. Был слегка удивлён, когда корпус из одного витка "Снегурочки" не держал давление (не накачивался). Не мог найти утечку, поэтому смазал всю поверхность мылом. Воздух лихо выходил по всей поверхности! Такая же фигня с несколькими витками на ПВА. На очереди ЖС и нитролак.
Mihail66> На карамелях летал исключительно на ЭК-0,2 на ПВА.
Такая же фигня.
Попробовал 2 слоя 1 атм;
9 слоёв 8 атм;
15 слоёв 10-12 атм.
Сначала утечка незначительная, потом резко увеличивается. Проверял автонасосом. Предполагаю, что максимум можно достичь при намотке 25-35 слоёв. Потом в намотке появляются пузыри. Либо надо использовать какое-то подобие станка для равномерного уплотнения намотки.
Это так же может объяснять быстрый нагрев корпуса.
Mikhal> Сначала утечка незначительная, потом резко увеличивается. Проверял автонасосом. Предполагаю, что максимум можно достичь при намотке 25-35 слоёв.
Не, тут определенно что-то не вяжется (или у вас ПВА не той системы). Я на ПВА мотал РСТ-250 в 3-4 слоя, а РСТ это по определению "небо в клеточку" и ничего не пропускало. Или приходится принять, что ТЗП из малярного скотча так герметизирует, что и корпус уже не нужен.
Mihail66> или у вас ПВА не той системы.Или приходится принять, что ТЗП из малярного скотча так герметизирует, что и корпус уже не нужен.
ПВА универсальный в банках по 1 литру. Подозреваю, что малярный скотч пропитан мастикоподобным клеем, который может очень хорошо герметизировать. Тоже попробую испытать.
При большом количестве слоёв утечка может быть не заметна на глаз, особенно если время работы меньше 1 секунды. Возможно так же, что проницаемость бумаги для воздуха выше, чем для карамельных газов.
Я ЭК-0,2 не разжился, мотал корпуса из "Снегурочки".
Mihail66> Нужно хорошо пропитывать электрокартон (или ватман) и никаких пузырей не будет
Почему-то у меня наоборот, при длительном контакте бумаги с ПВА бумага пучится и потом трудно намотать ровно. Я лью полоску вдоль корпуса, размазываю её линейкой вдоль намотки и не мешкая наматываю, сильно прижимая оправку к столу.
Кто-то на форуме проводил испытания на прочность бумаги с ПВА, и долго пропитанная бумага показала худший результат.
Как-то попался мелованный ватман, его пропитать вообще не получилось, и корпуса получились очень слабые.
Попробовал ЖС. Удалось накачать до 6 атм. Но пузыри по корпусу всё равно немного шли.
Mikhal> Как-то попался мелованный ватман, его пропитать вообще не получилось, и корпуса получились очень слабые. Mikhal> Попробовал ЖС. Удалось накачать до 6 атм. Но пузыри по корпусу всё равно немного шли.
Подолью масла в огонь
Вот два финальных испытания двигателей на простом (не пропитанном ничем) ватмане, склеенным жидким стеклом:
РДМ-60-5 №36 (НН-Фруктоза-Сорбит-S-Fe2O3 61,4%-25%-8%-5%-0,6%) Масса двигателя до испытания – 1,587кг; Масса двигателя после испытания – 0,261кг; Масса воспламенителя – 0,01кг; Масса отброшенная – 1,316кг; Коэффициент массового совершенства 0,198; Диаметр критического сечения до испытания – 13мм; Диаметр критического сечения после испытания – 18мм; Расчётная прочность корпуса – 30атм; Фактический запас прочности – 1,7.
РДМ-60-5 №37 (НН-Фруктоза-Сорбит-S-Fe2O3 61,4%-25%-8%-5%-0,6%) Масса двигателя до испытания – 1,6кг; Масса двигателя после испытания – 0,25кг; Масса воспламенителя – 0,01кг; Масса отброшенная – 1,34кг; Коэффициент массового совершенства 0,187; Диаметр критического сечения до испытания – 13мм; Диаметр критического сечения после испытания – 18мм; Расчётная прочность корпуса – 30атм; Фактический запас прочности – 1,8.
Да там даже заглушка была плоская и короткая, на столько, что и представить сложно, что она вообще может чего-то удержать...
Вроде бы у меня таких испытаний много, и тут некоторые всё мешают в общей статистики в хаос! Но это был успех, и что важно никакая не случайность, как кто-то тут думает, что типа просто повезло. Нет! Не повезло, условия работы в этих двигателях были созданы такими, что им в принципе не могло повезти. А именно я специально задал запас прочности на уровне 1,5 от максимальной разрывной прочности ватмана в его сильном направлении, совпадающим с колцевой намоткой. При таком подходе, не может быть никакого везения (Я не знаю ни одного прецедента!), то, что там работало - оно работало, если бы там был хоть малейший косяк, в тот же миг бы всё разнесло.
Это я всё к тому, что тогда я решал схожие проблемы и справился с этим на 100% успешно.
Т.е. рабочие давления были для 6-и слоёв ватмана на диаметре 60мм (10...15)атм, тогда как прочность корпуса оценивалась на уровне (25...30)атм. И это подтвердилось позже, на более длинных вариациях двигателей, когда рабочие давления повысились до (20...25)атм, и эти корпуса начало рвать без следов теплового воздействия именно по причине исчерпания их механической прочности. Или же я тогда выжал из бумаги всё, что мог. Потом захотелось большего, но не хотелось мотать больше слоёв и пересел на стеклопластик...
П.С. Вообще тот момент этих двух испытаний делит всю мою ракетную практику на До и После да и не только мою. Там была получена информация, которая отвечает на вопрос: почему бумага не работает у любителей: ("Serge77> Костян1979, не верь, у него ещё ни один двигатель нормально не отработал." (Споры с SashaPro [Serge77#18.05.09 19:39]) ), и где у НИХ ошибки, а не в ГОСТовских формулах, использующимися в машиностроении из покон веков.
П.П.С. Если сейчас и тебе удастся с этим разобраться, то таить дальше этот секрет, оставляя за собой реальное преимущество, больше не будет смысла. Это будет сильный удар по местным "авторитетам"!
Mikhal> ПВА универсальный в банках по 1 литру. Подозреваю, что малярный скотч пропитан мастикоподобным клеем, который может очень хорошо герметизировать. Тоже попробую испытать.
Я использовал ПВА в банках по 3 литра, но это никак не меняет сути. ПВА после высыхания образует пленку, которая не пропускает воздух. Советую поменять марку клея, если такая петрушка.
Для малярного скотча используется клейкая смесь на основе поливинилбутираля, воспламеняется она крайне хренова, поэтому в качестве ТЗП очень подходит.
Mikhal> Почему-то у меня наоборот, при длительном контакте бумаги с ПВА бумага пучится и потом трудно намотать ровно. Я лью полоску вдоль корпуса, размазываю её линейкой вдоль намотки и не мешкая наматываю, сильно прижимая оправку к столу.
И опять советую попробовать ПВА другой марки, что-то тут нечисто. Коробление и пузырение бумаги будет если ее не пропитать. Скажу больше, дисперсия ПВА не впитывается в бумагу, она для него как фильтр. Бумага мокнет только лишь от воды, и при этом из нее уходит воздух. Ну и конечно же при намокании бумага разбухает и нужно правильно ее ориентировать по направлению волокон. И тогда все будет герметично.
Mikhal> Кто-то на форуме проводил испытания на прочность бумаги с ПВА, и долго пропитанная бумага показала худший результат.
Ссылку дай.
Mikhal> Как-то попался мелованный ватман, его пропитать вообще не получилось, и корпуса получились очень слабые.
Вот я тоже с ватманом намучился, он очень отличается в зависимости от партии, всякий раз приходилось приноравливаться. С электрокартоном такой проблемы нет.
Mikhal> Попробовал ЖС. Удалось накачать до 6 атм. Но пузыри по корпусу всё равно немного шли.
ЖС пузырит при нагреве, поэтому я от него отказался в пользу ПВА.
Mikhal> Бумажные корпуса уже уходят в прошлое, вытесняясь недорогими композитами. Однако всё равно хочется поработать с бумагой и скотчем. Как я понял, лучшие результаты на форуме (около 30 атм.) удалось получить склеив ватман эпоксидкой..
1 метр ЭК 0.1\ЭД20\Этал45, диаметр оправки 25мм выдерживает давление в 60 кг. Утечки воздуха нет. На разрыв только гидроипытания. Проверять сжатым воздухом опасно!
Клеи на водной основе использовать не желательно, так как бумага размокает и будут пузыри.
SashaMaks>> Это "правильно" снижает прочность бумажного корпуса в 2 раза. Mihail66> А ты это проверял (для ПВХ)?
Нет, только для бумаги.
Про ПВХ не знаю, а ПВА на порядок менее жесткий, чем бумага. И даже толстый слой ПВА там ничего не держит и прочности не добавляет. А вот поворот при скрутке листа на 90° меняет прочность в 2 раза - это я проверял опытным путём и много раз и для разных типов бумаг. Да ты и сам постил эти данные для того же электрокартона.
Mihail66> Можно и не греть, он сам нагреется.
Я такое только про эпоксидку с ПЭПА знаю в больших количествах!
Работал с 2кг жидкого стекла, ничего не грелось, только остывало.
SashaMaks>>> Это "правильно" снижает прочность бумажного корпуса в 2 раза. Mihail66>> А ты это проверял (для ПВХ)? SashaMaks> Нет, только для бумаги.
Сорри, конечно же для ПВА (опечатался). Просто ты как-то так конкретно отписал про "в 2 раза". Интересно, это в сравнении с чем?
SashaMaks>... А вот поворот при скрутке листа на 90° меняет прочность в 2 раза - это я проверял опытным путём и много раз и для разных типов бумаг. Да ты и сам постил эти данные для того же электрокартона.
Про направление волокон я в курсе, но и там тоже не в 2 раза. Нужно на характеристики смотреть, там эти данные обычно приводятся.
SashaMaks> Я такое только про эпоксидку с ПЭПА знаю в больших количествах! SashaMaks> Работал с 2кг жидкого стекла, ничего не грелось, только остывало.
Mihail66> Просто ты как-то так конкретно отписал про "в 2 раза". Интересно, это в сравнении с чем?
С тем же листом бумаги, развернутым на 90°.
Не имеет значения, какой клей при этом используется.
Mihail66> Про направление волокон я в курсе, но и там тоже не в 2 раза. Нужно на характеристики смотреть, там эти данные обычно приводятся.
Важно, что от простого разворота листа можно потерять в прочности до 2 раз. И так получается, что именно при том развороте, что неудобно мотается, получается наибольшая разрывная прочность бумажного корпуса.
SashaMaks>> Я такое только про эпоксидку с ПЭПА знаю в больших количествах! SashaMaks>> Работал с 2кг жидкого стекла, ничего не грелось, только остывало. Mihail66> А надо не забыть завести движок.
Что-то я тебя не понимаю.
Я сушил свои корпуса, склеенные ЖС при 100°С и даже при 140°С и ничего не пенилось. А больше греть уже смысла не было, начинает бумага разлагаться и желтеть.
Причём именно грел, феном или над газовой плитой, сами они ни на 0,000000001° не нагревались.
SashaMaks> Важно, что от простого разворота листа можно потерять в прочности до 2 раз. И так получается, что именно при том развороте, что неудобно мотается, получается наибольшая разрывная прочность бумажного корпуса.
Да, тут я с тобой полностью согласен. Гнуть волокна распологая их по диаметру крайне не удобно.
SashaMaks> Что-то я тебя не понимаю. SashaMaks> Я сушил свои корпуса, склеенные ЖС при 100°С ...
А я не про сушку, а про работу мотора говорю. Там форму КС после отработки иной раз так закручивает, что страшно представить как там шашки до конца догорают. И к тому же любители ЖС зачастую рекомендуют из него не только корпуса делать, но и в качестве ТЗП использовать. Силикат сам по себе начинает пениться от высокой температуры и тем самым деформирует бронировки шашек со всеми вытекающими...
Mihail66> Гнуть волокна распологая их по диаметру крайне не удобно.
Зато прочность выше.
Mihail66> А я не про сушку, а про работу мотора говорю.
Т.е. про ТЗП...
А тут: Mikhal>> Попробовал ЖС. Удалось накачать до 6 атм. Но пузыри по корпусу всё равно немного шли.
Mihail66> Силикат сам по себе начинает пениться от высокой температуры и тем самым деформирует бронировки шашек со всеми вытекающими...
Это уже под самый конец работы двигателя происходит.