Реклама Google — средство выживания форумов :)
Оригинальный проект в июле 1942 года представили в ГАБТУ военинженер 3-го ранга Н.М. Мадатов и старший техник-лейтенант Д.Н. Рутковский, служившие, как ни странно, в ВВС Тихоокеанского флота. Они предложили «Реактивный танк РТ», в конструкции которого явно прослеживались «авиационные» ноты.
Реактивный танк представлял собой металлический бронированный короб обтекаемой формы, поставленный на колёсный ход и оснащённый реактивным двигателем. Зимой предполагалось заменять колеса лыжами. Кабина была рассчитана на двух человек – водителя и стрелка. Экипаж располагался внутри лёжа и пристёгивался к ложементу ремнями.
Вооружением РТ были шесть направляющих с реактивными снарядами РС-82, сгруппированных в две батареи, между которыми устанавливался авиационный пулемёт ШКАС. Оружие размещалось в башне, наводящейся по вертикали и горизонтали. Стрельба могла вестись как на ходу, так и с места, запуск РС – как залпом, так и одиночно.
Интересным был движитель танка – серии зарядов от реактивных снарядов РС-132 в трубках, расположенных в корме, связанных единой электрической системой зажигания. Скорость движения регулировалась за счёт количества горящих зарядов. Питание электросистемы осуществлялось от щелочного аккумулятора. Такой движитель обеспечивал высокую проходимость, т.к. колеса или гусеницы не имели привода и не буксовали в грязи или мягком грунте.
Тактика применения также была интересной. Реактивные танки размещались либо в ближнем тылу, либо непосредственно на передовой, выпускались навстречу идущим танкам противника и расстреливали их РСами прямой наводкой, после чего подавляли из пулемёта пехоту. Малые габариты, броня и скорость должны были сделать РТ неуязвимым для артиллерии и ружейно-пулемётного огня. Авторы считали, что моральный эффект от внезапного применения окажет парализующее действие на противника. Общий вес с экипажем оценивался в 750–800 кг, максимальная скорость в 100 км/ч, до которой РТ должен был разгоняться за шесть секунд, запас хода – 15 км по ровной и 10 км по гористой местности.
9 декабря 1942 года проект попал в ГАБТУ, а 15 января 1943 года был отклонён ввиду того, что обзор из РТ был бы затруднён, рабочее положение экипажа утомительно, управление затруднено или невозможно. Кроме того, бронепробиваемость РС-82 составляла всего 25 мм, а взрывчатые вещества, используемые в качестве топлива, были в дефиците.
Хорошо проработанный вариант танка-истребителя разработали заместитель главного инженера Томского подшипникового завода С.В. Пинегин и его коллега – главный инженер филиала Куйбышевского подшипникового завода Н.М. Федосеев. В середине июня 1942 года они изобрели не только машину и оригинальные траки для неё, но и проработали концепцию её боевого применения. По их мнению, проект под обозначением П-Ф-1 предназначался уничтожения танков, замены мотоцикла в разведке, а также как массовая тактическая машина поля боя.
П-Ф-1 представлял собой машину на гусеничном ходу на колёсах-пневматиках, пригодную для всех времён года кроме зимы (зимой предполагалось использование аналога, аэросаней П-Ф-2). Рассчитывался П-Ф-1 на одного бойца. При габаритах кабины 1,8×1×1 метр танк имел клиренс 0,2 метра. Вес конструкции без бойца оценивался всего в 280 кг, скорость на гусеницах и колёсах – 60 и 100 км/ч соответственно.
Вооружался танк двумя 90-мм реактивными миномётами с четырьмя минами (воздушными торпедами) весом по 20 кг. Вспомогательным оружием был пистолет-пулемёт на турели с углом обстрела 360° и углом подъёма 120°. При борьбе с танками П-Ф-1 должны были действовать аналогично торпедным катерам на море, реализуя концепцию «москитных» отрядов лёгких и дешёвых сухопутных торпедоносцев.
Проект был хорошо описан и иллюстрирован, и имел определённый потенциал, но дальше бумаги не пошёл.
Фамилия автора следующего изобретения осталась неизвестна, как и точная дата, но его можно отнести к 1942–1943 гг. Это был танк для десантных подразделений, который мог бы выбрасываться на парашюте. Проект явно опередил своё время, подобная техника была построена позже.
Проект был достаточно детально проработан и снабжён схемами: проводился расчёт веса корпуса, узлов, деталей и вооружения. Помимо расчёта машины, были рассчитаны площадь и грузоподъёмность купола парашюта.
Танк предполагалось делать одноместным. Он оснащался бы серийным авиационным пятицилиндровым звездообразным мотором М-11Г мощностью 100 л.с. – такой устанавливался на самолёте По-2. Вооружение закладывалось в виде единой установки из 47-мм полуавтоматической танковой пушки и пулемёта ДТ. Бронирование также было довольно реальным: 30-мм лобовая броня, 20-мм крыша и борта, 10-мм днище и 25-мм корма. Общий вес машины в снаряжённом состоянии, включая танкиста, оценивался автором в 2600 кг.
Кроме того, завод имени Кирова изготовил несколько самоходок по типу СУ-1-12 с установкой 76-мм полковой пушки за щитом на шасси грузовиков ЗИС-5.