Реклама Google — средство выживания форумов :)
“Бристоли” – это по сути всё те же “бенсоны”, “гливсы” и “ливерморы”, разница только в некоторых элементах вооружения. В начале 1941 г. решили устанавливать дополнительное зенит-ное (2x2 “бофорса” и 4х1 “эрликона”) и усиленное противолодочное вооружение (дополнительный бомбомет) – за счет башни ГК № 3.
Соответственно, было принято решение что все последующие ЭМ серии (начиная с DD-453) будут вооружены четырьмя (а не пятью) 127-мм орудиями и отличаться усиленной ЗА и ПЛО.
Первым в таком варианте был построен эсминец «Bristol» (DD-453). Соответственно, по-следующие ЭМ этого типа с подобными изменениями зачастую относятся к отдельному (и одно-имённому) подтипу. Но принципиальных конструктивных отличий от предыдущих кораблей не было, – т.е. в общем это по-прежнему модификация того же типа “Бенсон”/”Гливс”.
– Корректно ли будет всех этих красавцев разбить на 4 подгруппы (подсерии) в рамках од-ного типа (тип “Гливс”, к примеру):
1. подсерия “Бенсон”
2. подсерия “Гливс”
3. подсерия “Ливермор”
4. подсерия “Бристоль”?
– В принципе да, вполне корректно – хотя это в большей степени вопрос личного желания, как именно их подразделять; по этому поводу единого стандарта просто нет, т.к. разные авторы и историки делают это по-разному: одни подразделяют по разработчику детального проекта (“Бет-лехем” или “Бат”/”Гиббс энд Кокс”), другие – по силовой установке, третьи – по времени закладки (соответственно “довоенные” и “военные” подсерии), и т.д.
Фридман, например, отдельного подтипа “Бристоль” не выделяет вообще: по его класси-фикации, к типу “Бенсон” относятся все эсминцы проекта от “Бетлехем” (трубы, уплощённые с боков: DD-421 – DD-422, DD-425 – DD-428, DD-459 – DD-460, DD-491, -492, DD-598 – DD-617), а в подтип “Гливс”/”Ливермор” он включает все корабли проекта от “Бат”/”Гиббс энд Кокс” (трубы, в сечении круглые: DD-423 – DD-424, DD-429 – DD-444, DD-453 – DD-458, DD-461 – DD-464, DD-483 – DD-490, DD-493 – DD-497, DD-618 – DD-628, DD-632 – DD-641, DD-645 – DD-648).
Т.е. он счел “бристоли” не отдельной подсерией а модификацией предыдущих, причем им-провизированной и не однородной (что является правдой – уже на момент вступления в строй в ходе достройки они получали разные модификации и входили в строй разными: на одних кормо-вой ТА снимался – на других вначале нет, на одних третье орудие ГК снималось ещё до вступле-ния в строй – на других вначале оставалось (но все равно снималось позже), и т.д. и т.п.). Так что он “раскидал” “бристоли” по подтипам “Бенсон” и “Гливс”/”Ливермор”, т.е., грубо говоря, – по форме труб. А поскольку мнение Фридмана в этих вопросах фактически представляет мнение U.S. Naval Institute, – то такой подход, как минимум, имеет право на существование и должен считаться вполне “респектабельным”.
Истина заключается в том, что все эти эсминцы по базовому проекту были чрезвычайно близки: начальная разница была скорее косметической, а поскольку многие из них входили в строй уже в военное время и по первому военному опыту модернизировались прямо в ходе достройки (причем по-разному), разница между кораблями внутри одной подсерии даже на момент вступления в строй уже могла быть больше, чем между некоторыми кораблями из разных подсе-рий.
А когда началась война и пошли массово модификации “по месту и необходимости”, то вообще все перемешалось; так что уже где-то с 1942-43 гг. разделять их по построечным сериям теряет смысл, проще окрестить их всех вместе например “1620-1630-тонным типом” (такой тер-мин тоже употребляется, например у того же Фридмана); хотя все они вступали в строй более или менее перегруженными, так что на практике это водоизмещение было значительно превышено.
©
По программе 1938-го финансового года предусматривалась постройка восьми эсминцев (DD-421 — DD-428). Велась параллельная разработка двумя фирмами — «Bethlehem» (DD-421, DD-422 и DD-425 — DD-428) и «Gibbs & Cox» (DD-423 и DD-424). По сравнению с эсминцами типа «Симс», после подрыва на мине английского эсминца «Хантер» (англ. Hunter) в 1937 году у берегов Испании, было заменено линейное расположение энергетической установки на эшелонное, число паровых котлов увеличивалось до 4-х, что вызвало появление второй трубы и неизбежный рост водоизмещения. Первоначально схема вооружения была такой же, как на «Симс» — 5 127-мм/38 орудий Mark 12, 4 12,7-мм зенитных пулемёта и 3х4 533-мм ТА (2 стояли побортно на верхней палубе)[2].
Эсминцы, построенные по проекту «Bethlehem», стали именоваться эсминцами типа «Бенсон», а по проекту фирмы «Gibbs & Cox» — типа «Гливс». Корабли не сильно отличались между собой. В основном различия касались энергетической установки. Единственное заметное внешнее отличие — форма дымовых труб. У «Бенсона» они имели плоские бока, а у «Гливса» — округлые. Кроме того, «Гливс» был на десять тонн тяжелее. Так как проекты между собой отличаются не существенно, в ряде источников они именуются типом Бенсон/Гливс[3]. В некоторых источниках, корабли типов «Бенсон» и «Гливс» считают одним и именуют эсминцами типа «Бенсон»[4].
Благодаря хорошо зарекомендовавшей себя энергетической установке, 8 следующих эсминцев DD-429 — DD-436 программы 1939 года строились по проекту фирмы «Gibbs & Сох». При эксплуатации эсминцев типа «Симс» с флота начали поступать негативные отзывы на побортное расположение торпедных аппаратов. Их сильно заливало, что вело к поломкам и повышенной коррозии. В это время появился новый пятитрубный ТА, поэтому на кораблях, заложенных по программе 1939 года, в проект были внесены изменения. Они получили два пятитрубных ТА, расположенных в диаметральной плоскости и место для запасных торпед[2]. Также изменения коснулись энергетической установки — были повышены параметры пара (температура пара была повышена с 700°F(371 °C) до 825 °F(440 °C)). Масса силовой установки составила 693 дл. тонн для типа «Бенсон» и 699 дл.тонн для «Гливс»[5]. Удельный вес установки составил 13,98 кг/л. с., что было хуже чем у других эсминцев начала войны (плата за эшелонное расположение энергетической установки). Также было увеличено количество пулемётов с 4 до 6. Эти изменения удалось внедрить и на эсминцах программы 1938 года — DD-423 и DD-424. Первым эсминцем, заложенным по изменённому проекту, стал USS Livermore (DD-429). В силу этого в ряде источников встречается обозначение проекта фирмы «Gibbs & Cox» как тип Гливс/Ливермор.
Предвоенную программу завершали восемь эсминцев DD-437 — DD-444, заказанных по программе 1940 года. Эти эсминцы также строились по проекту фирмы «Gibbs & Сох».
США усиленно готовились к войне. Поэтому, несмотря на появление проекта «большого» эсминца типа «Флетчер», было решено продолжить строительство более простых в производстве эсминцев типа «Бенсон»/«Гливс». В мае 1940 года были заказаны первые 12 единиц (DD-453 — DD-464). В сентябре 1940 года были заказаны ещё 15 единиц (DD-483 — DD-497). Часть из них были заказаны по проекту фирмы «Bethlehem». На всех кораблях этих и последующих серий энергетическая установка выполнялась по проекту «Gibbs & Сох». При этом внешнее отличие между двумя проектами (форма дымовых труб) сохранилось. Эти эсминцы вступили в строй со значительной перегрузкой: их стандартное водоизмещение составляло 1840—1910 тонн вместо 1620—1630 проектных, скорость в итоге осталась на уровне 35 узлов.
Практически сразу после вступления США в войну был размещен заказ ещё на 41 корабль (DD-598 — DD-628 и DD-632 — DD-641), в феврале 1942 г. — на последние 4 (DD-645 — DD-648). Две заключительные серии предназначались для службы в Атлантике и должны были строиться по откорректированному проекту с заменой средней 127-мм установки (№ 3) на 2×2 40-мм «бофорса» и 4×1 20-мм «эрликона». Одновременно решили усилить противолодочное вооружение. К двум бомбосбрасывателям на корме добавили Y-образный бомбомёт на квартердеке с запасом в 10 глубинных бомб. В конечном счёте, возросший верхний вес отрицательно сказался на остойчивости и для его уменьшения в августе 1941 года было принято решение отказаться от кормового ТА. В начале 1941 года было принято решение, что все эсминцы, начиная с DD-453, будут вооружены четырьмя 127-мм орудиями. Первым в таком варианте был построен USS Bristol (DD-453). В ряде источников все построенные, начиная с DD-453, эсминцы относят к подтипу «Бристоль».
Так как промышленность США не справлялась с производством 40-мм «бофорсов», часть эсминцев получили вместо них счетверенный 28-мм автомат. Штатные «бофорсы» впервые появились на USS Coghlan (DD-606).