Реклама Google — средство выживания форумов :)
На протяжении 2000-х гг. в отечественной авиационной промышленности производство гражданской авиационной техники стремительно уменьшалось, в то время как внутренний российский рынок был открыт для самолетов зарубежного производства. За 2000–2008 гг. российские авиакомпании закупили около 280 магистральных пассажирских самолетов иностранного производства. В общем пассажирообороте воздушного транспорта России доля самолетов иностранного производства выросла с 18% в 2000 г. до 89% в 2011 г.94
Несмотря на такие масштабные программы закупок зарубежной техники, руководство российской авиационной промышленностью не сумело извлечь никаких преимуществ в форме офсетных программ, таких как организация сборки поставляемых самолетов на мощностях российских производителей или поставки комплектующих российского производства для закупаемых самолетов.
В мировой практике общепринятым механизмом государственной поддержки и наращивания компетенций собственной авиационной промышленности, применяемым в преимущественно странах с развивающейся авиационной промышленностью, является реализация офсетных программ при закупках зарубежной техники, в рамках которых государства-импортеры могут выдвигать встречные требования к локализации продукции (формирование совместных предприятий или сборочных центров), приобретению комплектующих, произведенных местными производителями для включения в производственную цепочку приобретаемой техники.
Так, условием подписания контракта на поставку 60 самолетов Boeing 787 для шести китайских авиакомпаний на сумму в 7,2 млрд долл. США в 2005 г. являлось включение китайских производителей в базу поставщиков для программы Boeing 787, в результате чего китайская компания Chengdu Aircraft Industry была выбрана поставщиком руля направления для программы Boeing 787, а затем вошла в программы Boeing 737MAX и Boeing 787-10.
В Индии широко развернута программа «Make in India», охватывающая 25 секторов экономики, согласно которой при поставках технологичной продукции в Индию иностранные производители должны локализовать значительную долю от стоимости продукции на территории Индии. Доля индийских производителей в конечной цене продукции в рамках данной программы может достигать 50%.
В Китае в 2015 г. была принята программа «Made in China2025», в рамках которой оказывается массивная поддержка производителям высокотехнологичной,в том числе авиационной продукции.
Отметим, что количественные показатели ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002–2010 годы и на период до 2015 года» выполнены не были. Так в период реализации федеральной целевой программы за 6-летний период с 2005 по 2010 гг. планировалось продать 200 самолетов, в то время как на практике было продано только 46