[image]

РН сверхлегкого класса - есть ли у них будущее

РН "Таймыр"
 
1 5 6 7 8 9 10 11
RU Alexandrc #02.03.2021 14:45
+
-
edit
 

Alexandrc

аксакал

Всё, записываем Rocket Lab в предатели :F

Rocket Lab to go public through SPAC merger and develop medium-lift rocket - SpaceNews

Rocket Lab, a developer of launch vehicles and smallsats, will merge with a SPAC to support development of a larger launch vehicle. //  spacenews.com
 

   88.0.4324.18288.0.4324.182
RU Alexandrc #06.04.2021 11:51
+
+1
-
edit
 

Alexandrc

аксакал

Из откровений freinir-а:
"Основной проект не представляется возможным реализовать. Он слишком рисковый для инвестора, так как многое приходится делать первыми и аналогов у нас в стране нет. А на другие проекты, например РН сверхлегкого класса, нет заказчиков", - ответил Пушкин.
 
   89.0.4389.11489.0.4389.114
RU Alexandrc #08.04.2021 10:58
+
-
edit
 

Alexandrc

аксакал

Вот еще о перспективах легких ракет от S7 из заметки в Союз-7 от S7 Space [Alexandrc#08.04.21 10:56]
Пожалуй, самое необычное для частной компании, это отсутствие какого-либо интереса к рыночным перспективам легкой ракеты. Фактически, компания делает продукт, но не прилагает усилия к поиску его потребителей. И, на мой взгляд, тому можно найти объяснение. Скорее всего, ракета легкого класса, какой бы эффективной или многоразовой она ни была, не окупится в пусках с «Морского старта». Стоимость обслуживания космодрома, созданного для ракеты почти тяжелого класса, перевесит все выгоды легких ракет.
 
   89.0.4389.11489.0.4389.114

MSV2

новичок

Думаю будущее таких ракет - воздушный старт. Крайне желательно с существующих высотных и высокоскоростных носителей при минимальных их переделках.
Например с использованием в качестве первой ступени МиГ-31, Ту-22М3, Ту-160.
Сразу же растут показатели полезной нагрузки для той же массы ракеты, снижение стоимости выведения грузов, гибкости траекторий и оперативности применения.

В таком случае данные РН безусловно найдут свое применение в военной сфере, да скорее всего и в гражданской.

На перспективу, крайне целесообразно при разработке ПАК ДП и ПАК ДА предусмотреть возможность использования их в качестве первой ступени для запуска РН.

ПАК ДП сможет теоретически изначально дать большую скорость и высоту РН, а ПАК ДА, если будет использоваться схема - летающее крыло, сможет запускать относительно тяжелые РН со спины.
   87.087.0

Дем
Dem_anywhere

аксакал

бан до 27.09.2023
MSV2> Думаю будущее таких ракет - воздушный старт.
Использование существующих самолётов не окупается, ибо пилотируемые а это дохрена расходов на безопасность.
   87.087.0

MSV2

новичок

MSV2>> Думаю будущее таких ракет - воздушный старт.
Дем> Использование существующих самолётов не окупается, ибо пилотируемые а это дохрена расходов на безопасность.

Значит беспилотные, тем более при современных технологиях, что ПАК ДП, что ПАК ДА, по идее, можно и нужно делать беспилотными.
   87.087.0
Это сообщение редактировалось 12.04.2021 в 12:05
+
-
edit
 

spam_test

аксакал

Дем> Использование существующих самолётов не окупается, ибо пилотируемые а это дохрена расходов на безопасность.
Переделать МиГ-31 в беспилотный?
   89.0.4389.11689.0.4389.116
+
-
edit
 

Дем
Dem_anywhere

аксакал

бан до 27.09.2023
s.t.> Переделать МиГ-31 в беспилотный?

MSV2> ...
Да, как варианты.
   87.087.0
RU Alexandrc #04.06.2021 13:42
+
-
edit
 

Alexandrc

аксакал

Роман Жиц: мы создаем экосистему для частной космонавтики в России

В мире высокими темпами идет развитие частной космонавтики – от создания ракет-носителей и спутников до пилотируемых кораблей и орбитальных станций. У всех на... РИА Новости, 04.06.2021 //  ria.ru
 
В мире высокими темпами идет развитие частной космонавтики – от создания ракет-носителей и спутников до пилотируемых кораблей и орбитальных станций. У всех на слуху выдающиеся достижения американских компаний SpaceX, Blue Origin, Virgin Galactic и Rocket Lab, есть успехи у китайских "частников", но при этом о российских коммерческих космических компаниях не слышно почти ничего. О том, что необходимо сделать, чтобы в России стали воспринимать всерьез частные космические компании, какие прорывные проекты сейчас осуществляются, и как им может помочь "Роскосмос", в интервью корреспонденту РИА Новости Андрею Красильникову рассказал руководитель направления "Аэронет" Национальной технологической инициативы по частной космонавтике Роман Жиц.

– Роман Юрьевич, какие космические проекты сейчас реализует "Аэронет"?

– Два основных продукта, которые "Аэронет" помогает разрабатывать силами частных компаний, – это ракета-носитель сверхлегкого класса и межорбитальный буксир. Помимо этого, мы оказываем поддержку частной компании "Спутникс" в создании универсальной спутниковой платформы, проект которой прошел акселерацию в "Аэронет" для того, чтобы получить грант Национальной технологической инициативы (НТИ) на свою реализацию.

– Вы много лет работали в Исследовательском центре Эймса НАСА. На ваш взгляд, почему в последние десятилетия заметен всплеск коммерческого космического рынка в США?

– Начну с того, что космонавтика в США всегда была частной. Государственное там только агентство НАСА, которое выполняет очень важные функции: определяет цели, которые нужно достичь на национальном уровне в космосе, использует деньги налогоплательщиков для финансирования частных американских компаний, чьими руками эти цели достигаются, и практически бесплатно делится с ними знаниями и технологиями, которые НАСА генерирует в виде отчетов, статей и патентов.

Действительно, в последние 15 лет в Штатах стало заметно появление новых космических компаний, но они не возникли сами по себе. Дело в том, что в 90-е годы американский аэрокосмический бизнес был монополизирован крупными компаниями Boeing и Lockheed Martin, которые затем в разы вздули цены на пусковые услуги. Поэтому НАСА, не желая тратить огромные деньги на покупку услуг, стало стимулировать новых частников. И вот сейчас, благодаря новым частным компаниям, не боящимся брать на себя технологические риски, на американском рынке возникла ожесточенная конкуренция, ставящая под вопрос уже выживание космического бизнеса старых компаний.

Кроме того, новые компании имеют харизматичных основателей, движимых не только желанием сделать деньги, но и альтруизмом, который они как разумные бизнесмены пытаются поставить на коммерческую основу. А старыми компаниями управляют советы директоров – это группы людей с большими деньгами, которым абсолютно все равно, на чем делать деньги. Как правило, они движимы показателями годовой прибыли, у них нет видения дальней перспективы, они всегда стараются уйти от любых рискованных решений и поэтому возникает стагнация.

Старые компании, напоминающие разжиревших котов, стараются все свести к минимальным модификациям уже выпускаемых образцов космической техники, а новые – и это хорошо видно на примере компаний SpaceX Илона Маска и Blue Origin Джеффа Безоса – строят принципиально новые прототипы для летных испытаний и за счет их итеративного улучшения довольно быстро доводят новую технику до коммерческой эксплуатации.

– А почему такого нет в России?

– У нас первые попытки создать частную космонавтику начались 10 лет назад. Тогда в инновационном сообществе бытовала иллюзия, что достаточно горящего энтузиазма в глазах – и мы все сможем. Но опыт показал, что нельзя сделать космическую технику на коленке в гараже – этот подход не работает.
Проблема наших пионеров частной космонавтики, таких как "Космокурс" и "Лин Индастриал", заключалась в том, что они двигались практически в одиночку. Когда они начинали, не существовало, прежде всего, достаточной нормативно-правовой и нормативно-технической базы для частных космических компаний. Если частная компания сделала какое-то изделие, которое должно функционировать в космосе, оно должно пройти испытания и сертификацию. А у нас в стране исторически сложилось так, что вся космонавтика была государственная, и к этому процессу как регулятора космической деятельности нужно привлекать "Роскосмос", у которого тогда еще не было отработанного регламента работы с частниками.
К тому же, зачастую, инженерный уровень коллективов частных космических компаний недостаточно высокий, не хватает профильных специалистов и сертифицированного программного обеспечения. Иными словами, в отличие от США у нас еще не развита вся необходимая поддерживающая инфраструктура для космических частников.

Три года назад, когда в "Аэронет" НТИ создавали дорожную карту частной космонавтики, мы понимали, что для повышения вероятности успеха ее реализации нужна, по крайней мере, инфраструктурная поддержка "Роскосмоса". В госкорпорации тогда нам четко сказали, что на частную космонавтику денег не будет, однако в связи с проектом "Сфера" они проявили интерес к приобретению услуг запуска малых спутников нашей сверхлегкой ракетой. Для ее создания силами частных компаний "Роскосмос" заключил с нами соглашение и предложил свою помощь, как экспертизой процесса проектирования ракеты, так и инфраструктурой для испытаний самой ракеты и ее компонентов. В соответствии с этими договоренностями, мы уже провели конкурс инженерных записок по обоснованию облика ракеты и космического буксира, в котором участвовало шесть компаний с проектами ракеты и пять компаний с проектами буксира. Проекты рассматривались конкурсным жюри из 11 человек, среди которых были эксперты от "Роскосмоса", ЦНИИмаш и организации "Агат", а также представители от ФПИ и потенциальных инвесторов, в частности, VEB Ventures. Конкурсное жюри отобрало по три компании с лучшими проектами в обеих номинациях, которые теперь будут участвовать в следующем этапе конкурса – разработке аванпроектов ракеты и буксира.

Также с учетом уже полученного опыта работы с частниками "Роскосмос" поручил "Агату" разработать более дешевый финансовый механизм, чтобы частные компании могли "потянуть" испытания двигателей на стендах "Роскосмоса". Раньше такого не было: частники приходили в организации госкорпорации, и те выкатывали огромные счета, по инерции рассматривая эти компании как больших промышленных партнеров. Помимо этого, по инициативе "Роскосмоса" идет работа по сбору технической документации со снятием, где возможно, грифов секретности, чтобы сделать ее доступной частникам, эта работа будет завершена через год-полтора.

Таким образом, мы сейчас создаем экосистему, которая позволит частным космическим компаниям приходить в "Аэронет" и получать экспертную, сертификационную и испытательную помощь при поддержке "Роскосмоса". Мы считаем, что при наличии такой экосистемы у потенциальных инвесторов появится смысл вкладываться в космические проекты, поскольку у них будет более высокая степень уверенности в успехе самих проектов и прибыли, которые они принесут.

Помимо этого, ежегодно НТИ проводит ряд образовательных интенсивов для стартапов, в рамках которых те могут познакомиться с инвесторами и представителями корпораций, представить свои наработки, получить обратную связь и развивать их. Этим летом пройдет интенсив в Великом Новгороде "Архипелаг 2121", где индивидуальные разработчики и стартапы представят свои рабочие проекты и решения, в том числе в области космонавтики. По итогам интенсива они при желании смогут объединиться в команду и создать свою компанию.

– С чем связано, что российский коммерческий рынок покинул такой заметный игрок, как компания "Космокурс"?

– На мой взгляд, из-за того, что "Космокурс" сразу взялся за создание пилотируемой суборбитальной системы. Когда на борту человек, то требования к надежности и, соответственно, сложность проектирования возрастает на порядок. Для начинающей частной компании, тем более в России, эта задача была явно не по зубам, и большая часть усилий вынужденно "уходила в бумагу". Думаю, что даже у десяти потенциальных инвесторов на это не хватило бы ресурсов. Это первопричина, почему компания потерпела неудачу, хотя коллектив у нее был профессиональным.

– Расскажите о следующих этапах создания частных сверхлегкой ракеты и разгонного блока.

– "Аэронет" выступает основным партнером "Роскосмоса" в этом проекте. К своей цели мы совместно с частниками идем путем проведения конкурса, в котором на каждом этапе проводится отбор лучших проектов и последовательно уменьшаются технические и организационные риски их создания. Конкурс состоит из этапов инженерной записки, аванпроекта, эскизного проекта, рабочей конструкторской документации и создания прототипа.

Сейчас готовим конкурс на аванпроект, который планируем начать в августе. Он будет рассчитан на полгода, причем техническое задание на аванпроект будет максимально близко по уровню детальности к отраслевому, и сейчас мы проводим его согласование с ЦНИИмаш. В результате отберут по две команды на этап эскизного проекта.

Конкурс на эскизный проект продолжительностью 9 месяцев начнется в марте 2022 года и будет иметь две части: первая – расчетная, вторая – создание макетов-демонстраторов технологий с частично работающими системами. По итогу выберут по одной компании-интегратору на ракету и буксир – эти головники, в свою очередь, образуют кооперацию с теми командами, которые не дойдут до финала конкурса.
По оптимистичной оценке, прототипы ракеты и буксира начнут создаваться со второй половины 2023 года с возможным выходом на запуск первого летного образца в 2025 году.

Пускать сверхлегкую ракету планируется с действующих космодромов, скорее всего, это будет Восточный. "Роскосмос" не против частного космодрома, но его создание займет длительное время, прежде всего из-за согласования безопасности, полей падения, с военными.

– Каковы техническая и экономическая составляющие проекта?

– Проведенный конкурс инженерных записок показал, что частные компании нашли решения, позволяющие сделать сверхлегкую ракету массой не более 20 тонн и стоимостью пуска не выше трех миллионов долларов. Эталоном для сравнения мы выбрали американскую сверхлегкую ракету Electron с ценой пуска 5-5,5 миллиона долларов. Мы понимаем, что к тому времени, когда наш продукт попадет на международный рынок, пусковые услуги, наверняка, будут дешевле. Поэтому надо искать способы, которые позволят частной компании не только производить ракету и оставаться в прибыли, но и пускать ее за цену, которая через пять лет будет чуть ниже или на уровне конкурентов.

Наша ракета планируется двухступенчатой, скорее всего, с кислородно-метановыми двигателями. Ей предстоит выводить полезную нагрузку массой 250 килограммов на орбиту высотой 500 километров. Соответственно, использование буксира массой 80 килограммов в качестве опциональной третьей ступени ракеты позволит доставлять спутники массой до 150 килограммов на орбиты высотой от 800 до 1500 километров.

Мы оцениваем стоимость создания ракеты в сумму от 3,5 до 5 миллиардов рублей. По расчетам компаний, примерно после 10-15 пусков уже можно выйти в ноль, по нашим прикидкам – после 20-30 пусков. С учетом международной конкуренции мы можем рассчитывать, как минимум, на 10-15 пусков в год, из них 5-6 – для российских потребностей.

Аванпроекты ракеты и буксира будут финансироваться за счет "Аэронет". Каждому участнику аванпроекта мы заплатим по три миллиона рублей за работу над проектом ракеты и по миллиону за буксир, при этом каждый из участников должен принести равную сумму для софинансирования своей работы.

Если НТИ одобрит финансирование на инфраструктурный проект по созданию транспортной космической системы, то на эскизный проект и создание макетов-демонстраторов технологий "Аэронет" сможет выделить около 250 миллионов рублей.

– Какие еще задачи планируются для разгонного блока?

– Варианты буксира с электроракетными двигателями, предложенные в инженерных записках, достаточны для того, чтобы отправить полезную нагрузку массой 40-50 килограммов на отлетную траекторию к Луне. Если цена пуска ракеты с буксиром будет порядка четырех миллионов долларов, то университеты типа МГУ и МГТУ смогут позволить себе запустить небольшой аппарат к Луне или Марсу. Он мог бы решать уже не только популяризаторские, но и научные задачи. Еще одной задачей для буксира может стать сервисное обслуживание между орбитами.

– А как идет создание спутниковой платформы компанией "Спутникс"?

– Компания сознательно старается перейти от "кубсатов" к спутникам массой порядка 200 килограммов, которые имеют очень хорошие перспективы благодаря гораздо большему полезному функционалу. По прогнозам, лет через пять основная часть спутников будет такой размерности, и "Спутникс" имеет хорошие шансы найти спрос на свою платформу на международном рынке. Их платформа позволит делать спутники для дистанционного зондирования Земли, связи и интернета вещей. К ней уже имеется определенный интерес со стороны иностранных заказчиков.

"Спутникс" уже получил положительное заключение ЦНИИмаш по эскизному проекту своей спутниковой платформы. Более того, по мнению ЦНИИмаш, некоторые решения, предлагаемые в платформе, интересны и для "Роскосмоса". Через два года "Спутниксу" предстоит создать летный прототип и, если он покажет свою работоспособность, то не исключено, что платформа будет покупаться "Роскосмосом".
 
   91.0.4472.7791.0.4472.77
RU ДимитриUS #08.06.2021 07:02
+
-
edit
 

ДимитриUS

опытный

//  topwar.ru
 

В космос на метеоракете: проекты сверхмалых космических ракет-носителей

На первый взгляд метеорологическая ракета МЕРА абсолютно непригодна для использования в качестве основы для создания сверхлёгкой ракеты-носителя, но в то же время есть некоторые нюансы, позволяющие оспорить эту точку зрения.

Метеоракета МЕРА является бикалиберной двухступенчатой, причём функцию разгона выполняет только первая ступень, вторая - после отделения летит по инерции, что роднит этот комплекс с зенитными управляемыми ракетами (ЗУР) зенитных ракетно-пушечных комплексов (ЗРПК) «Тунгуска» и «Панцирь». Собственно, на базе ЗУР для ЗРПК указанных комплексов метеорологическая ракета МЕРА и создана.

Первая ступень представляет собой композитный корпус с размещённым в нём твёрдотопливным зарядом. За 2,5 секунды первая ступень разгоняет метеоракету до скорости 5М (скоростей звука), что составляет порядка 1500 м/с. Диаметр первой ступени составляет 170 мм.


Метеорологическая ракета МЕРА

Изготовленная методом намотки композитного материала первая ступень метеорологической ракеты МЕРА является крайне лёгкой (по сравнению со стальными и алюминиевыми конструкциями аналогичной размерности) – её вес составляет всего 55 кг. Также её стоимость должна быть существенно ниже решений, изготавливаемых из углепластика.

Исходя их этого, можно предположить, что на базе первой ступени метеорологической ракеты МЕРА может быть разработан унифицированный ракетный модуль (УРМ), предназначенный для пакетного формирования ступеней сверхлёгких ракет носителей.

По сути таких модулей будет два, отличаться они будут соплом ракетного двигателя, оптимизированного соответственно для работы в атмосфере или в вакууме. В настоящий момент максимальный диаметр корпусов, изготавливаемых АО «КБП» методом намотки, предположительно составляет 220 мм. Возможно, что существует техническая возможность изготовления композитных корпусов большего диаметра и длины.

С другой стороны, возможно, что оптимальным решением станет изготовление корпусов, размер которых будет унифицирован с какими-либо боеприпасами для ЗРПК «Панцирь», управляемыми снарядами комплекса «Гермес» или метеорологическими ракетами МЕРА, что позволит снизить себестоимость единичного изделия за счёт увеличения объёмов серийного выпуска однотипной продукции.

Ступени ракеты-носителя должны набираться из УРМ, скрепляемых параллельно, при этом разделение ступеней будет осуществляться поперечно – продольное разделение УРМ в ступени не предусматривается. Можно предположить, что ступени такой ракеты-носителя будут иметь большую паразитную массу по сравнению с моноблочным корпусом большего диаметра. Отчасти это так, однако малая масса корпуса из композитных материалов позволяет во многом нивелировать этот недостаток. Может получиться, что корпус большого диаметра, выполненный по аналогичной технологии, будет гораздо сложнее и дороже произвести, а его стенки для обеспечения необходимой жёсткости конструкции придётся делать значительно толще, чем у УРМ, соединяемых пакетом, так что в конечном итоге масса моноблочного и пакетного решений будет сопоставима, при меньшей стоимости последнего. И с высокой вероятностью стальной или алюминиевый моноблочный корпус будут тяжелее, чем пакетный композитный.


Концепт сверхлёгкой ракеты-носителя МЕРА-К на базе КРМ, выполненных на основе первой ступени метеорологической ракеты МЕРА (изображение выполнено на основе модульной РН «Таймыр» компании «Лин Индастриал»)

Параллельное соединение УРМ может осуществляться с помощью плоских композитных фрезерованных элементов, располагаемых в верхней и в нижней части ступени (в точках сужения корпуса УРМ). При необходимости дополнительно могут использоваться стяжки из композитных материалов. Для снижения себестоимости в конструкции должны максимально применяться технологичные и дешёвые промышленные материалы, высокопрочные клеи.

Аналогичным образом ступени РН могут соединяться между собой композитными трубчатыми или арматурными элементами, причём конструкция может быть неразборной, при разъединении ступеней несущие элементы могут контролируемо разрушаться пирозарядами. Причём для повышения надёжности пирозаряды могут располагаться в нескольких последовательно расположенных точках несущей конструкции и инициироваться как электроподжигом, так и непосредственным воспламенением от пламени двигателей вышерасположенной ступени, при их включении (для отстрела нижерасположенной ступени в случае, если электроподжиг не сработал).


Строительная композитная стеклопластиковая арматура обладает высокой прочностью, малой массой и высокой коррозионной устойчивостью. Не исключено, что она вполне может применяться при изготовлении несущих элементов сверхлёгкой ракеты-носителя

Управление РН может быть реализовано аналогично тому, как это сделано на японской сверхлёгкой РН SS-520. Также может быть рассмотрен вариант установки радиокомандной системы управления, аналогичной устанавливаемой на ЗУР ЗРПК «Панцирь», для корректировки полёта РН как минимум на части траектории полёта (а возможно, что и на всех этапах полёта). Потенциально это позволит уменьшить количество дорогостоящего оборудования на борту одноразовой ракеты, вынеся его на «многоразовую» машину управления.

Можно предположить, что с учётом несущей конструкции, соединительных элементов и системы управления, итоговое изделие сможет выводить на НОО полезную нагрузку массой от нескольких килограммов до нескольких десятков килограммов (в зависимости от количества унифицированных ракетных модулей в ступенях) и составить конкуренцию японской сверхлёгкой РН SS-520 и другим аналогичным сверхлёгким ракетам-носителям, разрабатывающимся российскими и зарубежными компаниями.
Для успешной коммерциализации проекта расчётная стоимость запуска сверхлёгкой РН МЕРА-К не должна превышать 3,5 млн долларов (такую стоимость запуска имеет РН SS-520).

Помимо коммерческого применения РН МЕРА-К может применяться для экстренного вывода космических аппаратов военного назначения, размеры и масса которых также будут постепенно уменьшаться.
Также наработки, полученные в ходе реализации проекта РН МЕРА-К, могут быть использованы для создания перспективных вооружений, например, гиперзвукового комплекса с конвенциональной боевой частью в виде компактного глайдера, сбрасываемого после подъёма РН в верхнюю точку траектории.
   91.0.4472.7791.0.4472.77
RU Дем #08.06.2021 10:45  @ДимитриUS#08.06.2021 07:02
+
+1
-
edit
 

Дем
Dem_anywhere

аксакал

бан до 27.09.2023
ДимитриUS> В космос на метеоракете: проекты сверхмалых космических ракет-носителей
Как на днях сказал Рогозин - "Ракет у нас много. Нам запускать нечего."
   89.089.0
RU ДимитриUS #08.06.2021 11:58  @Дем#08.06.2021 10:45
+
-
edit
 

ДимитриUS

опытный

ДимитриUS>> В космос на метеоракете: проекты сверхмалых космических ракет-носителей
Дем> Как на днях сказал Рогозин - "Ракет у нас много. Нам запускать нечего."
все относительно - допустим с малой ракетоносителем за 3 муе сложно будет с пиндосами и прочими конкурировать

ну а если ценник будет раз в 5-10 меньше? зурка панциря стоит недорого, меньше 100туе - стоимость бустера в ней лишь малая часть - что мешает в пакет связать 4 иль 6 бустеров (толстых от гиперзвукового варианта зур) + сверху прикрутить малый спутник массой пару десятков кг и запулить все это в ближний космос, используя опять же типовую радиокомандную систему управления от панциря ;)

либо берем авиационный кинжал/искандер, вместо БЧ засовываем полезную нагрузку и с Миг-31к с высоты 17км на скорости 2-2,5М тоже в космос пулякаем?? - это ж тоже будет недорого, ведь все части авиационной ракетной системы уже в наличии, бери да используй :p
   91.0.4472.7791.0.4472.77
RU Дем #08.06.2021 12:43  @ДимитриUS#08.06.2021 11:58
+
-
edit
 

Дем
Dem_anywhere

аксакал

бан до 27.09.2023
ДимитриUS> ну а если ценник будет раз в 5-10 меньше?
Скорей если где-то в районе 3.5 млн рублей... и плюс заказ минимум на десяток, а лучше сотню, запусков в год.
Ибо если даже у Маска с посадкой старшипа не получится, то 150 тонн за 150 млн уе он закидывать вполне сможет.
   89.089.0
RU Alexandrc #15.08.2022 10:38
+
+1
-
edit
 

Alexandrc

аксакал

Интересный отчётик:

Вольный пересказ от Pro Космос:
Рост рынка малых РН замедляется:
данные отчёта Northrop Grumman

Northrop Grumman выпустил ежегодный отчёт по мировому рынку малых (сверхлёгких) ракет-носителей (до 1 т на НОО). Рост сегмента замедляется, появляется всё меньше новых носителей и всё больше уходит с рынка поскольку спрос значительно отстаёт от ожиданий. В каталоге Northrop числится 166 проектов, включая 48 перспективных (к примеру, ABL Space Systems и Relativity Space).

Тем не менее, пока лишь 11 малых ракет-носителей хоть раз совершили один успешный пуск и имеют полётное расписание (10 без Astra 3.3). Этих героев стоит перечислить поимённо: Minotaur 1 и Pegasus XL от Northrop Grumman, Rocket Lab Electron, Virgin Orbit Launcher One и шесть китайских РН (Ceres-1, Hyperbola-1, Jielong 1, Kuaizhou-1A, Kaituozhe-2 и Long March 11).

Драйверы и сдерживающие факторы

Основным драйвером всё больше становится не коммерческий, а государственный сектор, и особенно военные, заинтересованные в носителях для «пусков по требованию» (программы DARPA ALASA/DLC, а также NASA VCLS и ESA FLPP). Бум космических стартапов в Китае объясняется целенаправленной политикой государства по трансферту и конверсии уже отработанных военных ракетных технологий (к примеру, твердотопливные Hyperbola-1 на основе DF-11/15 и Kaitouzhe-2 на основе DF-31). К слову, американский Minotaur I — тоже конверсионный (две ступени Minuteman II).

Основной сдерживающий фактор развития сегмента — конкуренция со стороны средних и тяжёлых носителей (запуск попутной нагрузки). Стоимость одного кг выводимой нагрузки по-прежнему остаётся высокой, особенно если сравнить с многоразовой Falcon 9 ($2700). При этом потребность рынка постепенно смещается к верхнему пределу для малых носителей. Подавляющая часть выводимой ими полезной нагрузки — микро- (20-200 кг) и миниспутники (200-500 кг). Поэтому перспективна разработка, прежде всего, более мощных носителей промежуточного класса, особенно ввиду наметившегося тренда на развёртывание мегасозвездий.
 
   104.0.0.0104.0.0.0
Это сообщение редактировалось 15.08.2022 в 10:56
RU Бывший генералиссимус #15.08.2022 12:03  @Alexandrc#15.08.2022 10:38
+
+3
-
edit
 
Alexandrc> Интересный отчётик:
Alexandrc> https://digitalcommons.usu.edu/cgi/...
Alexandrc> Вольный пересказ от

Моё такое не очень скромное мнение, что все бросились разрабатывать малые и сверхмалые ракеты, просто потому, что на их разработку (и доводку) нужно меньше денег. А дальше рассчитывают привлечь инвесторов, стрясти денег с них на разработку ракет востребованного размера.

Даже Маск шёл ровно тем же путём.
   104.0.0.0104.0.0.0
RU Alexandrc #15.08.2022 12:49  @Бывший генералиссимус#15.08.2022 12:03
+
+1
-
edit
 

Alexandrc

аксакал

Б.г.> Даже Маск шёл ровно тем же путём.

Вполне логичный путь, главное в OTRAG не впасть :D
   104.0.0.0104.0.0.0
KZ Верный союзник с Окинавы #15.08.2022 12:59  @Бывший генералиссимус#15.08.2022 12:03
+
+1
-
edit
 
Б.г.> Даже Маск шёл ровно тем же путём.

Но в совсем другое время...
   2222
RU Бывший генералиссимус #15.08.2022 13:36  @Верный союзник с Окинавы#15.08.2022 12:59
+
+1
-
edit
 
Б.г.>> Даже Маск шёл ровно тем же путём.
В.с.с.О.> Но в совсем другое время...

Ну, да, он выкатил первый фалькон в ванденберге в 2004 году, когда это ещё не было общим местом. Но, в отличие от "Электрона", первый фалькон был задвинут в чулан, потому что маск быстро учился, и понял, что "здесь рыбы нет", ну, не то, чтобы совсем нет, но эксплуатацией лёгкой ракеты её не окупить, надо делать тяжёлую.

А, вот, "Электрон" летает, но лавры Маска Беку спать не дают, и он тоже хочет ракету побольше. И сразу многоразовую.
   104.0.0.0104.0.0.0
RU Дем #15.08.2022 14:56  @Бывший генералиссимус#15.08.2022 12:03
+
-
edit
 

Дем
Dem_anywhere

аксакал

бан до 27.09.2023
Б.г.> Даже Маск шёл ровно тем же путём.
Ну и его Ф1 стал второй ступенью Ф9
   103.0103.0
RU Бывший генералиссимус #15.08.2022 15:39  @Дем#15.08.2022 14:56
+
+2
-
edit
 
Б.г.>> Даже Маск шёл ровно тем же путём.
Дем> Ну и его Ф1 стал второй ступенью Ф9

как бы ни разу. Это всё равно, что сказать, что третья ступень "Союза" стала первой в проекте "Союз-2.1в"
   104.0.0.0104.0.0.0
KZ Верный союзник с Окинавы #15.08.2022 15:47  @Дем#15.08.2022 14:56
+
-
edit
 
Дем> Ну и его Ф1 стал второй ступенью Ф9

Они нифига не похожи...
   2222
RU Дем #15.08.2022 15:49  @Бывший генералиссимус#15.08.2022 15:39
+
-
edit
 

Дем
Dem_anywhere

аксакал

бан до 27.09.2023
Дем>> Ну и его Ф1 стал второй ступенью Ф9
Б.г.> как бы ни разу. Это всё равно, что сказать, что третья ступень "Союза" стала первой в проекте "Союз-2.1в"
Тут ничего общего. А там только диаметр другой, как у первой ступени.
   103.0103.0
KZ Верный союзник с Окинавы #15.08.2022 16:03  @Бывший генералиссимус#15.08.2022 13:36
+
+1
-
edit
 
Б.г.> А, вот, "Электрон" летает, но лавры Маска Беку спать не дают, и он тоже хочет ракету побольше. И сразу многоразовую.

Дело не только в лаврах, но и в банальной выгодности возить "оптом".

Да и в многоразовости какие-никакие навыки есть, почему бы не попробовать?
   2222
RU Бывший генералиссимус #15.08.2022 16:35  @Дем#15.08.2022 15:49
+
-
edit
 
Дем>>> Ну и его Ф1 стал второй ступенью Ф9
Б.г.>> как бы ни разу. Это всё равно, что сказать, что третья ступень "Союза" стала первой в проекте "Союз-2.1в"
Дем> Тут ничего общего. А там только диаметр другой, как у первой ступени.

Как - "ничего"? Ровно столько же - общий двигатель РД-0110. Правда, как и в случае Фалькона, переделанный (только наоборот, из пустотного варианта в земной).
   104.0.0.0104.0.0.0
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)
RU Бывший генералиссимус #15.08.2022 16:39  @Верный союзник с Окинавы#15.08.2022 16:03
+
-
edit
 
Б.г.>> А, вот, "Электрон" летает, но лавры Маска Беку спать не дают, и он тоже хочет ракету побольше. И сразу многоразовую.
В.с.с.О.> Дело не только в лаврах, но и в банальной выгодности возить "оптом".

Оно выгодно, когда ракеты расстреливаются "с колёс", и производство загружено.

В.с.с.О.> Да и в многоразовости какие-никакие навыки есть, почему бы не попробовать?

А что делает завод, когда ступени приземляются успешно? чем занимается? А что делает, когда не приземляются? Пылесосит рассованную по углам оснастку для производства первой ступени? А что с себестоимостью тех, что производятся вне графика на замену выбывшим?
   104.0.0.0104.0.0.0
1 5 6 7 8 9 10 11

в начало страницы | новое
 
Поиск
Поддержка
Поддержи форум!
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru