Т.Б.>> Шаттл конечно рисовали под обслуживание неких неведомых объектов, до которых дело так и не дошло. Но в реальности, он не годится для ремонта спутников в силу убогости диапазона орбит, на которые его можно пускать, как по наклонение, так и по высоте. Собственно, и Хаббл отремонтировать смогли лишь только по причине, что выводился он в этот убогий диапазон.
Fakir> А теперь вспоминаем, что на перспективу шаттл рассматривался как основное средство выведения (хоть и с РБ) - и к какому выводу приходим..?
Fakir> "Вот ведь странно! Я заметил, что по железной дороге в какую сторону не поедешь, непременно прибудешь на станцию, и, как правило - с буфетом."
Ну не стоило так подставляться-то...
Шаттл, конечно же, рассматривался как основное средство выведения. С РБ, естественно, иначе большинство интересных орбит - вне достижимости. Ну ок, спутник с помощью РБ вывели, а с ремонтным шаттлом что делать в таком случае, неужели планово отправлять пару астронавтов с MMU и чемоданом запчастей на разгонном блоке в сторону целевой орбиты?
Fakir> С ЭРД всё совсем непонятно. При таких орбитах - большой вопрос, сколько это будет стоить по времени по ХС. Очень уж хитрый кейс. См. выше - сомневаюсь, что хоть кто-нибудь его считал. Во всяком случае, я никогда нигде не видел расчётов по таким межорбитальным перелётам с малой тягой.
Малой тягой = умножай ХС на два, не ошибешься. 15 км/с - величина для какого-нибудь СПД не запредельная. Ну может где-то выгадать можно будет, что-то выиграть, срезав на повороте, но х2 - это с гарантией. Ну а время - это и сам понимаешь от чего зависеть будет. Поглядим на буксир, тогда и прикидывать можно будет по времени.
Fakir> Типичный спутник - ~100-300 млн. Не уверен, что сейчас есть мало-мальски серьёзные за ~50. Дороже - бывают, до миллиарда, но не очень часто.
Fakir> Ремонт за год (что оптимистично для данного орбитального расклада, это скорее нижняя граница) - во что обходится? Во-первых, затраты на сам ремонт + издержки от годового простоя спутника. Последние можно грубо оценить как (цену спутника)/(срок службы) - т.е. пусть 200/15, т.е. ~ 15 млн. Это граница снизу, т.к. как правило убытки от простоя больше - репутационные издержки, снижение надёжности доступа к услугам, и т.п..
Это ты считаешь случай идеального сферического спутника в вакууме. А в реальности может быть совсем не так. К примеру, есть у тебя (у нас, у них - не важно) группировка из десятка спутников. А лучше из двух десятков спутников. Однотипных. ГСО или ССО, опять же, не важно - для наглядности какой-то один тип возьмем. Было 20, стало 19. Плановые задачи раскидали с веселым матерком на оставшиеся 19, немного потеряв где-то в оперативности или в ёмкости или в гибкости (в зависимости от типа спутника).
И тут наступает развилка - можно подождать очередной борт, который и так планируется через пол года или полтора года, а можно отремонтировать. Одна беда - новый борт, он уже под определенные задачи планировался, а им придется затыкать дыру. Ну или часть времени-ёмкости отдавать "за того парня", потому что новый обычно более толстый по возможностям, чем старый и можно отщипнуть кусочек. А если ремонтировать, то возможности растут штатно, по планам, кроить нигде не надо (ну если только на время ремонта). И стоит это удовольствие - пару-пяток тонн рабочего тела, да блок для замены. Ну и амортизация буксира конечно, но если он не штучная фиговина, то чего ему стоить как пол Спектра?
Fakir> Затраты на собственно ремонт = (прямые затраты) + (амортизация буксира) + (амортизация станции и всех работ по её поддержанию). Буксир прослужит ну хорошо если лет 10. При таких целевых орбитах сделает за свой срок службы хорошо если десяток ходок туда-обратно. Стоить будет уж наверняка не меньше 200-500 млн. (без учёта покрытия затрат на разработку). Т.е. амортизационных издержек только на буксир от 20 млн.
Хм... не стоит так считать. Допустим, у тебя аппарат за 200 млн и он на 7-ом году сломался. будете за 35-40 млн продлевать еще лет на 5, при условии что платформа вообщем-то знакомая, понятно что там ломается и что можно подшаманить, чтобы ресурс удвоить?
Fakir> Казалось бы, ну пусть даже стоить будет 100-200 (оно конечно уже сопоставимо с новым спутником, хоть и без учёта запуска... но всё-таки). В конце концов, не всем понадобится.
Если брать МО как стартового заказчика, то не припомню чтобы они выбрасывали танки или самолеты после поломки. Чинят и не вертят носом. А уж если под это дело появится платформа ремонтопригодная, с высокой степенью унификации - будут только за.
Ну это всё конечно теория, как там на практике будет - хз. Может вообще окажется проще тащить буксир с запчастями и "рукой" и менять блоки на месте. И по времени втрое выигрыш и по рабочему телу очень прилично должно быть... Это при условии что свободный буксир болтается подле станции, запас подменных модулей имеется, конструкция спутников типовая. Сломался - загрузили, полетел ремонтировать. Для этого люди на орбите не нужны, но это уже частности
Fakir> Но надо не забывать, что если даже всех удастся уговорить на такую смену парадигмы - это будет означать, что по построению число поломок спутников резко - на порядок!!! - возрастёт по сравнению с сегодняшним. И очевидно, что такое число ремонтов просто не потянуть, как минимум одной станцией - нужна целая индустрия. Всё это как-то мыслимо и имеет какие-то свои плюсы, но переход к такому новому положению дел должен занять никак не менее 10-20 лет, следовательно, на практике неосуществим. На каждом отдельно взятом моменте времени выгод не возникает.
Это само собой. Не факт что такое вообще будет, не факт что выгоды будут сильно заметными, дело будет не быстрым и т.п., но сам принцип ремонта - он мне нравится. Он мне кажется разумным. Естественно, не для группировок, где тысячи однотипных спутников - такие и стоят копейки и резервирование решает. А вот десятки-сотни разнотипных, но с унификацией по платформе - самое оно для таких ремонтных дел.
Fakir> И это мы еще не касались вопроса, насколько вообще ремонтопригоден накрывшийся на высокой орбите спутник. Можно почти не сомневаться, что во многих случаях, притащив его на станцию, обнаружишь, что ремонту не подлежит - дешевле взять новый.
Диагностика. Насытить датчиками сверх того что принято сейчас. Сделать возможной поблочную замену. Да, это будут другие спутники, да они будут не такие оптимальные и вылизанные по массе. Но если у тебя летает телескопчик, то оптика может жить довольно долго, а заменить гироскопы, долить в бак и добавить "диск" - это по массе все-таки меньше, чем выводить новый телескоп
Fakir> Боюсь, не имеющемся техническом уровне ремонтная концепция неоправдана экономически и нереализуема.
Fakir> Необходима расшивка ряда узких мест, до того это неработоспособно.
Ну, понятное дело, под это надо специально проектировать... и это может не сработать - много неизвестных - но чем просто болтаться на ОС, можно хотя бы попытаться причинить пользу