Т.Б.>> Согласен, согласен. Это как при запуске нового аппарата, взамен утраченного. Только без стоимости самого аппарата.
Fakir> Это только нижняя грань. А дальше - и новое оборудование, и амортизация буксира, и прочая, прочая, см. выше.
Прости, но это схоластика уже. Сюда же пиши перерыв в сервисе на время пока закажут, произведут и запустят и прочее, прочее, прочее. Буксир - он многоразовый, его вообще государство должно делать и отрабатывать независимо от всей коммерческой требухи. Просто потому что он ему зачем-то нужен (я напомню что десять лет назад про ремонт и ВШОС речи не шло, а картинки буксира уже были, а до того - Паром). Это значит что амортизация пойдет по статье "Опытная эксплуатация" в первые 20 лет. А запчасти... ну сколько там тех запчастей? на любою железку счет идет на первые сотни тысяч скорее всего, ну на очень первые миллионы. Короче, запчасти точно на сдачу
Т.Б.>> Ты сознательно смешиваешь целевую аппаратуру и служебную?
Fakir> Целевая накроется с большей вероятностью. И более того: она может накрыться за промежуток после отказа служебной, даже если именно из-за него спутник исходно вырубился и год ждал съёма.
Всё может быть. Более того, за этот год спутник вообще может снести метеоритом или очередным Иридиумом. И что теперь, не чинить чтоли?
Fakir> Спутник на орбите облучается всем подряд, и приобретает электрический заряд. Чаще отрицательный, но бывает и положительный - зависит от высоты и др. параметров орбиты, космической погоды и т.п. Если его не сбросить (это в принципе стараются делать) - это может приводить к неприятным последствиям от сбоев до отказов. Пробои там всякие, и привет. Проблема известная, хотя степень тяжести её оценить и трудно. Так-то в штатном режиме с этим понемножку борются, но оставь спутник в мёртвом состоянии на годик - там накопится, и статикой может попрошивать. Вполне отлична от нуля вероятность, что сдохнет если не всё, то даже то, что было живо.
Мне кажется (но я не уверен) что тут ты немного давишь на эмоции. Любой из этих вопросов решаем, если задаться целью его решить. Если нет темы ремонта, то и решать не нужно, вот и не заморачиваются.
Тут главное правило очень простое и универсальное - производителю ремонт не выгоден, эксплуатанту - выгоден. Мы скорее эксплуатанты, на сторону производим мало. Космос просто изначально оказался идеальной средой для производителя - починка крайне затруднена.
Т.Б.>> Сама по себе пилотируемая космонавтика без полетов куда-либо - цельнотянутая за все выступающие.
Fakir> Работа в орбитальной лаборатории. Просто полноценная орбитальная лаборатория, со спокойным вдумчивым изучением кучи процессов в условиях невесомости - от биологических до технологических. Наметок дофига, а нормальной спокойной продолжительной работы не было и нет, чтобы каждый момент по шляпку раскрутить. Потому что нужно, чтобы непрерывно несколько человек занимались именно своей экспериментальной работой, одной, по своему профилю, а не то ремонтом станции, то еще чем, и швец и жнец и на дуде игрец.
Fakir> За всё время существования ПК там лабораторных человеко-лет - смешное количество.
Fakir> И нет, такие вещи автоматами не заменяются полноценно.
Тут соглашусь, но это немного "боковой" тренд к ремонту.
Мне давно уже видится ОС как гибрид из жилого модуля и (помимо прочих необходимых, типа пропульсионного и энергетического) некоего модуля, выполняющего функцию гаража у Кузьмича, у которого нет машины. Так чтобы верстаки, тисочки, точило, 3D-принтер (и не один), печка для спекания, фрезер и гидро-стенд. И еще много чего. Пусть агрегаты для ОС дорабатывают прям по месту, а не растягивают борьбу, как с Электроном, на десяток лет. Может набор посуды сделают, чтобы не из туб, а супчик было где сварить и из чего съесть, может стиралку наконец забубенят или душ, чтоб ничего не заливало, но можно было нормально помыться. Когда итерация по нескольку лет длится, то счастья добиться непросто, а вот если по месту можно допилить и экипаж с руками...