DDR>>>В субботу случайно попалась на блошином рынке в Augustów-е книжка-брошюра-справочник по ВМС Польши от 1945 по 1980 ...
Попробую пенести информацию из книжки сюда ...
Может кому то интерес имеется ...
Перевод механический, так что если какие неточности, пардон ...
Дополнения, уточнения приветствуются ...
Подводные лодки
Первое поколение подводных лодок ВМС Польской Народной Республики включало: "Sęp" ("B-11", затем кратковременно "P-11», затем "291"), "Ryś" (ex"R","B-12") и „Żbik"(ex-„Ż", „B-13"). Следует добавить, что „Sęp" действительно можно разделить на все три поколения подводных лодок, потому что он использовался в учебных целях в то время, когда единицы следующих двух поколений уже находились на вооружении. Корабли, составлявшие ядро нашего подводного флота, представляется целесообразным представить его в рамках первого поколения.
ORP "Sęp"-близнец знаменитого "Orzel", прославившегося побегом из Таллинна, "Orzeł", потерянный у Гельголанда, был построен в Нидерландах на верфи Rotterdamsche Droogdok Maatschappij. Спущенный на воду 17 октября 1938 года, он прибыл в Гдыню 18 апреля 1939 года. Война застала "Sęp" в порту Hel, откуда он отправился в патрулирование в обозначенный сектор Балтийского моря. До 16 сентября 1939 года он участвовал в боевых действиях, в которых не добился успехов. Из-за протечки корпуса, что затруднило выполнение маневров с погружением, он вошел в шведские воды. Он был интернирован в Nynäshamn, затем недолго оставался в Stavnäs и Vaxholm, а затем - до конца войны - на озере Mälaren, к западу от Стокгольма.
После окончания боевых действий вопрос о реституции "Sęp"(вместе с ним "Ryś" и „Żbik", также интернированных в Швеции) был решен военно-морской миссией Польши, прибывшей в Стокгольм 23 августа 1945 года. Результатом успешных переговоров со шведскими властями, комплектования экипажей из числа членов польской группировки в Швеции и начала подготовки к обратному пути в страну. Утечка в корпусе "Sęp" устранена в сухом доке в Стокгольме осенью 1939 года. В свою очередь, неисправности механизмов и аккумуляторов, вызванные 6-летним перерывом в работе механизмов и аккумуляторов, оперативно устраняли укомплектованные экипажи трех кораблей (всего 51 человек, в том числе 17 на "Sęp"). А также на частично спущенных на воду подводных лодках "Ryś" и „Żbik", поднят флаг ВМС Польши. Затем эти корабли вместе с катерами „Batory" и „Dar Pomorza" покинули Стокгольм и через четыре дня, 25 октября 1945 года, бросили якорь на Гдынском рейде. Официальная церемония встречи состоялась 28 октября в военно-морском порту Гдыни.
ORP „Sęp", вместе с ним и две другие подводные лодки "Ryś" и „Żbik" были включены в состав ВМС 30 ноября 1945 года, таким образом 15 декабря 1945 года была сформирована эскадра подводных лодок, которая находилась в непосредственном подчинении командующего ВМФ.
Этот дивизион был первой морской боевой единицей формирующегося флота. Однако полное выполнение задач, поставленных перед дивизионом, требовало от подводных лодок более тщательного "лечения", чем временные меры по ремонту, проводимые в период до их возвращения в страну. Капитальный ремонт ORP "Sęp", был отбуксирован 29 марта 1946 г. на судостроительный завод № 13 в Гдыне (ныне верфь Парижской коммуны). В октябре 1947 года, после 18 месяцев на верфи, корабль снова начал военно-морскую кампанию. Восстановление технической работоспособности практически полностью обновило характеристики корабля периода его новизны. Напомним, с учетом нескольких послевоенных изменений: водоизмещение 1110/1650 тонн, габариты 84х6,7х4,2 м, вооружение - одна 105-мм морская пушка Bofors, замененная вскоре после возвращения корабля в Польшу на 100-мм. Пушка советского производства, уже не экранированная в связи с демонтажом характерного ранее корпуса „Sęp", соединенного с боевой рубкой (это орудие было снято с палубы в рамках вывода из эксплуатации артиллерии на всех наших подводных лодках в конеце 1950-х гг.) Одно спаренное 40-мм зенитное орудие Bofors тип 36, гидравлически выдвигающееся за пределы боевой рубки из водонепроницаемой камеры внутри, использовалось для хранения пушки в сложенном состоянии (эта пушка оставалась на „Sęp", до конца своей службы), 12 550 мм торпедных аппаратов с калибровочными вставками 533 мм, в том числе 8 неподвижных (2xII в носу и 2xII в корме) и 4 поворотных (1xII под палубой за боевой рубкой и 1xII под палубой перед боевой рубкой), 20 торпед, 2 дизеля Sulzer общей мощностью 3483,9 кВт (4640 л.с.), 2 электродвигателя Brown-Boveri суммарной мощностью 808,5 кВт (1100 л.с.), надводная скорость 35,2 км / ч (19 узлов. ) и под водой 16,7 км / ч (9 узлов), дальность плавания 12964 км при 18,5 км / ч (7000 миль при 10 узлах), под водой 18,5 км при 9,25 км / ч (100 миль при 5 узлах), экипаж 56 (62) человек. Первую военно-морскую кампанию после ремонта, в ноябре 1947 года, „Sęp", начал с курса подводного плавания для всего дивизиона. Курс длился до февраля 1948 года (тогда "Ryś" и „Żbik", еще ремонтировались). С ноября 1949 г. по апрель 1950 г. были организованы аналогичные курсы на всех подводных лодках дивизиона для вновь прибывших офицеров, выпускников Морской офицерской школы. В 1951 г. „Sęp" участвовал в интенсивных тренировках команды в море. В том же году он и "Ryś" совершили первый в послевоенной истории польского флота зарубежный визит в Ригу, а в 1952 году тренировочные усилия экипажа „Sęp", увенчались присвоением звания ведущего военного корабля. Следующие годы службы „Sęp", также прошли кропотливо и с учетом боевой готовности, однако со временем его судьба постепенно сводилась к роли учебного корабля. В первую после ремонта военно-морскую кампанию, в ноябре 1947 года, он проявил большую заслугу в практической подготовке подводников. Он также представлял ВМФ за пределами страны: с последующими визитами он был членом отряда наших кораблей в Лондоне (1962 г.), Копенгагене (1963 г.), Гетеборге (1964 г.) и Стокгольме (1967 г.). Его вывели из состава флота 15 сентября 1969 года, после чего разделали на металл.
Идентичные единицы "Ryś" и „Żbik" первого поколения были построены во Франции по первым заказам Польши в межвоенные годы. Это были подводные минные заградители. "Ryś" был спущен на воду 22 апреля 1929 года в Ateliers et Chantiers de la Loire (Нант). „Żbik" спущена на воду 14 июня 1930 года со стапеля в Chantiers Navals Franęais (Кан). Здесь стоит напомнить, что „Wilk" входил в эту серию, спущенный на воду 12 апреля 1929 года в Шантье Огюстен Норманд (Гавр). Его боевой опыт во Второй мировой войне, в которой он участвовал с тактическим номером «Н-63» после прорыва из Балтийского моря в Англию, был самым продолжительным по сравнению с идентичными единицами. В октябре 1951 года его отбуксировали в Польшу, но из-за серьезного износа механизмов корабля за время службы восстанавливать техническую работоспособность „Wilk" было невыгодно, и вскоре он был списан.
"Ryś" и „Żbik" судьба войны привела, как уже упоминалось, к тому же месту интернирования, что и «Sęp». Первый из минных заградителей вошел в территориальные воды Швеции 17 сентября 1939 г. из-за плохого состояния механизмов и малого количества топлива, после многих маневров, чтобы уклониться от атак противника. Второй, также не полностью технически работоспособный (в основном из-за урагана) и с десятком больных членов экипажа, был интернирован 27 сентября 1939 года. Судьба обоих кораблей, включая их возвращение в Польшу, совпала с одним и тем же периодом в истории уже обсуждаемого „Sęp". Стоит добавить, что "Ryś" прибыл в Гдыню с 16 членами своего бывшего экипажа, а „Żbik" - с 18-ю. Ремонт на судоремонтном заводе "Ryś" начался 6 мая 1946 года и продолжался до конца 1948 года, „Żbik" с 8 июля 1946 года „Żbik" оставался на верфи, которую покинул в начале 1949 года. В результате капитального ремонта эксплуатируемые механизмы были восстановлены до параметров, составляющих характеристики кораблей довоенного периода: водоизмещение 980/1250 т, габариты 78,5х5,9х4,2 м, вооружение - одна 100-мм пушка, один спаренный 13,2-мм зенитный пулемет система Гочкиса, 6 торпедных аппаратов 550 мм, в том числе 4 неподвижных в носовой части и 2 поворотных под кормой, 10 торпед (во время службы в ВМС Польши "Ryś" и „Żbik" по-прежнему использовали французские 550 мм. торпеды типа 1924V, 38 мин; 2 дизельных двигателя внутреннего сгорания Виккерсa общей мощностью 1323 кВт (1800 л.с.), 2 электродвигателя общей мощностью 882 кВт (1200 л.с.), c надводной скоростью 26,9 км / ч (14,5 узлов) и 17 подводных, 6 км / ч (9,8 узлов), дальность плавания 4630 км при 18,5 км / ч (2500 миль при 10 узлах), под водой 185,2 км при 9,25 км / ч (100 миль при 5 узлах); экипаж 46 (54) человек. Модернизированные подводные лодки "Ryś" и „Żbik" долгие годы служили в составе ВМС Польши, сначала в составе первого боевой дивизиона, а затем в качестве учебных частей. В этой роли они внесли большой вклад в воспитание кадров экипажей подводных лодок. Также они очень успешно выступали на тренировочных соревнованиях. „Żbik" в 1953 году получил звание отличного корабля. ORP "Ryś" был выведен из состава ВМС с 8 сентября 1955 года, а ORP „Żbik" - на следующий день, 9 сентября 1955 года. Оба корабля были сданы на металл.
Когда история "Ryś" и „Żbik" подошла к концу, подводные лодки второго поколения уже были в составе флота. Эти единицы, построенные в 1948–1952 годах в Советском Союзе, представляли собой улучшенный тип «М» (Малый) серии «XV». После непродолжительной службы на Балтийском флоте СССР они были переданы в аренду ВМС Польши: „Kaszub" (сначала “М-100”, затем – “Р-100” и, наконец, “301” - в июне 1954; „Mazur" (“М-101”, «H-101», “302»”) - в сентябре 1954 г .; „Krakowiak" („M-102", „P-102", „303") i „Ślązak" („M-103", „P-103", „304")- в ноябре 1954 г .; „Kujawiak" („M-104", „P-104", „305") i „Kurp" („M-105", „P-105", „306")- в мае 1955 г.
Характеристики этих кораблей были следующие: водоизмещение 283/353 тонн, габариты 49,5х4,4х2,6 (нос) - 2,8 (корма) м; вооружение - одна 45-мм пушка, разобранная на рубеже 1958-1959 гг., 4 торпедных аппарата 533 мм, 4 торпеды; 2 дизеля типа 11-Д общей мощностью 882 кВт (1200 л.с.), 2 электродвигателя типа ПГ-17 общей мощностью 321 кВт (436 л.с.), надводная скорость 29 км / ч (15,7 узлов) и 14,5 км / ч (7,8 узла) в воде, дальность полета на поверхности 5 558 км при 15 км / ч (3000 миль при 8 узлах), 167 км (90 миль) под водой; экипаж 31 человек. Эти небольшие подводные лодки были очень полезны в относительно мелком Балтийском море, полном островов, шхеров и отмелей. Они также вышли за пределы Балтийского моря, например, в 1957 году экипажи, „Krakowiak", „Kujawiak" и „Kurp" полностью справились с тяготами автономного плавания в Северное море.
После того, как эти интенсивно используемые единицы были выведены из состава флота, они взяли на себя «подводную вахту» в начале 1960-х годов, на их месте и по сей день продолжают действовать на подводные лодки третьего поколения, также полученные из Советского Союза.
Они относятся к классу, известному как "W". Это средние по размеру, с мощным вооружением, торпедами, с очень большой дальностью действия. Их данные: водоизмещение 1100/1600 тонн, габариты: длина 75 м, ширина 7,3 м, вооружение - торпедные аппараты. 533 мм, мины; силовая установка - дизель-электрические двигатели мощностью 2940/1838 кВт (4000/2500 л.с.), скорость на поверхности 31,5 км / ч (17 узлов), а под водой 27,8 км / ч (15 узлов). В ходе обучения они подтверждают свое умение вести борьбу с надводными кораблями, подводными лодками и транспортом противника, а также вести разведку у его берегов.
До недавнего времени среди этих кораблей был „Orzeł" („292").Sokół" („293") - один из них. Оба корабля были наследниками имен и традиций своих героических предшественников. ORP „Orzeł" за время своей службы (начавшейся 30 декабря 1962 г., закончившейся ровно 21 год спустя: 30 декабря 1983 г.) предоставил многочисленные доказательства того, что он достоин своего названия (на службе с 24 октября 1964 г.), либо другой корабль этой серии - ORP „Bielik" („295").
Единицы третьего поколения, отобранные из команды подводных лодок, приняли участие в многочисленных визитах вежливости и совершили ряд учебных походов, во время которых посетили многие порты. Они посетили Копенгаген (1963), Гетеборг (1964), Ленинград (1964), Стокгольм (1967), Мурманск (1968), Роттердам (1968), Росток (1974), Карлскруне (1978). Вышеупомянутый поход в Мурманск в мае-июне 1968 года был одним из испытаний подводных лодок и их экипажей на устойчивость к тяготам длительного плавания вдали от базирования. Тогда было пройдено в общей сложности 5000 морских миль, 1000 из которых были в подводном положении. Отличным примером такого испытания было навигационное плавание в Северное море и Атлантику в июне 1964 года. В нем приняли участие ORP „Orzeł" и ORP „Sęp", которые, несмотря на свой возраст, отлично справились со своей задачей.