Д.В.> Плоды тяжких размышлений
Д.В.> Скачайте файл или обновите браузер
Дмитрий, я вот тоже прочитал и сам теперь в тяжких размышлениях.
Извини, но это похоже на обсуждение формы парусов в становление эпохи паровых двигателей.
Поясню почему.
Рассмотрим тяжёлые ракеты с массой 700 тонн и РЗТ первой ступени в 500 тонн.
Одна - РД-276 с УИ 288
Вторая - РД-0146 с УИ 299 и 311 (6 страница)
ХС 1 - 3539
ХС 2 - 3674 разница 135 м/с
ХС 2' - 3822 разница 283 м/с
Разница между двигателями - 60 лет. Разница по итогу их работы - первые проценты. Да, расчёт гораздо сложнее чем я привёл, так как и масса баков больше у метановых, и УИ у них потом растёт быстрее, и тягу надо учитывать, и так далее. Но разницы при сопоставимых параметрах тяги даже в десяток процентов вряд ли получится. Опять же пример Ф-9 показывает, что не так уж важно, какие параметры у первой ступени. Если можно тупо увеличить ракету. А первая ступень - самая тяжёлая часть ракеты и работающая в самых тяжёлых условиях её полёта.
В вакууме - там да, каждая секунда УИ на счету, равно как и каждый килограмм топлива/сухой массы.
То есть для реализации проекта на перспективу нужно совершенствовать вакуумные ступени, но атмосферные - только в плане надёжности допиливать. Ну, может ещё по цене.
Второе.
Какой предел массы вообще можно поднять супертяжем? 500 тонн? 1000 тонн? А если больше потребуется?
Может пора начать прорабатывать теорию и практику орбитальной сборки на орбитальной верфи? Рано или поздно ракеты упрутся в предел грузоподъёмности или риска.
Вот давеча у Маска просто так сгорело 40 спутников. Пусть каждый стоит 10 млн уе + сам пуск. Итого - где-то 400 - 450 млн чистых убытков. Для него это приемлемые потери. А если ПН будет стоить 10 млрд, да строиться несколько лет, да риск её потери при пуске супертяжем без статистики полётов будет 50+%? Даже штатовцы на такое вряд ли решатся.
А у России - вообще нет опыта эксплуатации супертяжей (Энергии были при СССР и мало кто с той поры остался в строю), да и ПН отказывает чаще, чем хотелось бы. Фобос-грунт, Марс-96, да даже Наука при стыковке с МКС. Зато опыт пилотируемых полётов самый большой и не растерянный.
То есть я хочу сказать, что постройка и полёты супертяжей - это такой риск, что может прихлопнуть всю космонавтику, как по расходам, так и по репутационным потерям. И сроки реализации - как бы не на 20+ лет вперёд с такими темпами. К этому времени даже у китайцев массово залетают "старшипы" и появление ещё одной страны, умеющей это делать это что? Ну, ква, как говорится.
В общем, ИМХО, реальное будущее и перспективы, где Россия может конкурировать и опережать всех - это орбитальные верфи и орбитальные буксиры. Снабжаемые простым сырьём и топливом сверхдешёвыми высокосерийными "грузовиками", пусть даже с аварийностью 10%.
И для первой ступени пары лучше, чем гидразин/тетроксид придумать сложно. ИМХО.