Один из наемников переслал Русской службе Би-би-си сообщение, которое рассылают в их внутренних ветеранских чатах: "Господа! Кто хочет покушать "сало", пишите мне. Действующих сотрудников без косяков на пикник не приглашают. Долги ФССП - по****. Загран - по****. Справки - по****. ЛДНР, Крым приглашаем очень. У кого были проблемы с трудоустройством у нас - звоните. Кто был уволен у нас по каким-то причинам - звоните. Повторяю, на пикник приглашаем покушать "сало".
Еще осенью 2021 года бывшие наемники жаловались, что в "ЧВК Вагнера" перестали принимать тех, кто родился на территории Крыма или самопровозглашенных ДНР и ЛНР, опасаясь, что среди них могут оказаться украинские диверсанты. При этом в объявлениях подчеркивают, что работа по прежним контрактам не приостанавливается и перебрасывать обратно в Россию наемников из африканских стран пока не планируется.
"Парни, всё в штатном режиме, без изменений. Африка под землю не провалилась. Когда концерт Газманова в Киеве - не знаю. Единственное, авиарейсы на юге отменили, учитывайте это, добирайтесь другим транспортом до Краснодара", - предупреждают потенциальных новичков в одном из объявлений.
За несколько недель до войны, рассказал собеседник Би-би-си, ветеранов "Вагнера" набирали в новые формирования - под командованием, как он утверждает, "действующих офицеров ГРУ". Им якобы сделали шевроны с названиями новых ЧВК, после чего, как рассказывает он, они выполнили некое задание "на харьковском направлении", получили зарплаты по 2100 долларов за месяц и вернулись по домам.
Однако, по мнению Гендельмана, главным фактором, который повлиял на ход боевых действий, стал размер украинских вооруженных сил. Российские войска, по его словам, "столкнулись с настолько большим противником, что забуксовали чисто физически".
"Главная проблема, с которой столкнулась российская армия в Украине, - это громадный размер украинской армии. Это не какие-то качественные показатели, не какое-то хитроумное применение [вооружений]. Главное - масса. Мы видим, что по-прежнему размер имеет значение. Все украинские вооруженные силы в сумме - ВСУ, тероборона и все остальные - они по личному составу превосходят группировку вторжения российской армии. Именно из-за этого и происходят все российские проблемы в этой войне", - считает израильский эксперт.
Оценка численности российских и украинских сил на фронте сильно затруднена из-за того, что обе стороны ее скрывают. Перед началом вторжения, по разным оценкам, суммарная численность сил России и вооруженных формирований ДНР и ЛНР составляла от 150 до 200 тысяч человек.
Численность вооруженных сил Украины в настоящее время составляет 261 тысячу человек, однако, по словам министра обороны страны, еще 100 тысяч входят в отряды территориальной обороны.
По словам Гендельмана, "обе армии происходят из общего советского прошлого, но прошло уже много лет, и пути несколько разошлись". Он считает, что положительные качества украинской армии, о которых сейчас довольно много говорят в западной прессе и блогосфере, даже несколько преувеличены - прежде всего, за счет того, что российская армия "долго держится за оперативные планы, которые оказываются устаревшими по отношению к реальной обстановке на местности".
По мнению Роба Ли, в Донбассе в определенных местах Россия могла и может добиться перевеса, но в среднем соотношение наступающих и обороняющихся сил в этом регионе едва ли сильно превышает один к одному.
Помимо размера группировки, Украина смогла хорошо подготовить именно этот регион к обороне и теперь свободно маневрирует, перебрасывая подразделения на угрожаемые участки, что также осложняет действия России.
Правда ли, что Украина сможет поставить под ружье миллион?
Слова министра обороны Украины о том, что страна должна быть способна мобилизовать и вооружить миллион человек, в российской прессе восприняли буквально, как планы создать миллионную армию.
Однако выяснилось, что речь шла не о конкретных мобилизационных планах, а просто о цели, о том, к чему должно быть готово украинское государство.
"Запущены процессы, которые обеспечат повышение обороноспособности Украины. Это касается как закупок, так и производства военной продукции. Мы концентрируемся на необходимости обеспечить один миллион человек, которые будут противостоять противнику", - написал он.
8 мая, выступая в эфире национального телемарафона, министр пояснил, что общее число военнослужащих и сотрудников силовых ведомств в Украине уже превысило миллион человек.
Эта цифра, по его словам, включает в себя 261 тысячу военнослужащих, 100 тысяч членов территориальной обороны, 45 тысяч пограничников, 45 тысяч национальных гвардейцев, 90 тысяч полицейских, а также силы Службы безопасности Украины и спецназ Главного управления разведки министерства обороны.
В России, при штатной численности военнослужащих вооруженных сил России, установленной законом в 1 013 628 человек, всех сотрудников силовых ведомств более чем в два раза больше.
По подсчетам издания "Проект" (признан властями РФ нежелательной организацией), в феврале 2020 года в России было около 2,6 млн людей, занятых в силовых ведомствах. При этом сама армия традиционно недоукомплектована, и в ней, согласно публикации "Проекта", на тот момент было 794 тысячи военнослужащих.
В масштабном конфликте в Украине, где России противостоит регулярная армия, выяснилось, что роль современных систем вооружений скромнее.
Как подчеркивает Давид Гендельман, на этой войне выяснилось, что "размер по-прежнему имеет значение": "Все эти надежды, которые возлагали на какое-то современное высокоточное оружие, дистанционное поражение, [будто] все решат роботы, звездные войны… Но мы видим, что в по-настоящему крупном конфликте это пока не так. По-прежнему нужна масса, по-прежнему нужна оперативная плотность на километр фронта, количество личного состава и так далее".
По словам Роба Ли, сейчас обе армии имеют современное вооружение и военную технику, но в разных областях та или иная сторона имеет свои преимущества.
"У Украины практически нет ВВС, их противовоздушная оборона также довольно устаревшая. И это преимущество России. Что касается личного снаряжения, то оно у Украины лучше. Это оптика, приборы ночного видения, персональная амуниция. И артиллерия. Это еще одна вещь, которую им поставляют США. Если же они получат еще и правильные боеприпасы, то у них будет еще большее преимущество".
Однако ни те, ни другие вооружения сами по себе не дают решающего превосходства над противником.
Отношение к ПВО меняется во всем мире, и, вероятно, успех украинской противовоздушной обороны станет одним из стимулов этих изменений.
С другой стороны, этот успех, вероятно, даст повод задать вопрос: насколько страны НАТО готовы к преодолению эшелонированной противовоздушной обороны?
Россия, например, обладает более совершенными противовоздушными и противоракетными системами, и, в случае военного конфликта, например, с НАТО, уверенности в том, что ее ПВО можно было бы легко подавить, нет.
В США со времен Вьетнамской войны отрабатывается тактика прорыва и подавления противовоздушной обороны, для этого создается специальное вооружение. Однако противорадиолокационные ракеты есть и в российских ВВС, но это, очевидно, не привело к масштабной победе в Украине.
При этом сложно сказать, какие выводы будут сделаны из этой ситуации для развития истребительной авиации. Пока что, как рассказал Би-би-си научный сотрудник Центра исследований международной и оборонной политики (Centre for International and Defence Policy) университета Квинс в Белфасте Максим Старчак, в украинском конфликте наземные системы выигрывают у авиации вчистую.
"Украина бережет свои немногочисленные силы. Воздушные бои - это слишком рискованно как для одной, так и для другой стороны. Война показывает, что эффективность ракетных комплексов как для атаки объектов, так и для противодействия авиации более высока", - сказал он.
Starlink оказался настоящим спасением для ВСУ, поскольку в самом начале вторжения в Украину в результате массированной хакерской атаки была выведена из строя телекоммуникационная спутниковая сеть Viasat, которой пользовались в том числе и украинские военные.
Британское правительство утверждало, что за то кибератакой стояли российские спецслужбы.
Российские средства РЭБ пытались в марте заглушить сигнал Starlink, однако специалисты SpaceX, как утверждают в Пентагоне, смогли справиться с этой проблемой.
"На следующий день [после того, как в прессе появились сообщения о попытках глушения сигнала] Starlink добавил строку кода и все исправил. И вдруг это [глушение сигнала] перестало действовать. С точки зрения технолога РЭБ, это просто фантастика… и то, как они это сделали, меня поразило", - сказал глава департамента РЭБ в администрации министра обороны США Дейв Тремпер.
Российская армия инвестировала в средства РЭБ гораздо активнее, чем многие европейские страны, говорит генерал Бэрронс. Эти средства должны были перехватывать беспилотники, в том числе турецкие ударные БПЛА "Байрактар ТБ-2".
Всего американские власти получают информацию от 200 коммерческих спутников, и снимки идут напрямую военному командованию США и Украины, говорили в американском агентстве геопространственной разведки.
США определенно помогают Украине со спутниковыми данными, и это довольно щекотливая тема, поскольку она чревата политическими осложнениями Вашингтона с Москвой. Возможно, отчасти поэтому снимки закупаются у коммерческих компаний, а не берутся напрямую с военных спутников.
В начале мая американская пресса выяснила, что США предоставили Украине информацию о местонахождении крейсера "Москва" перед тем, как тот был потоплен. Об этом рассказали Эн-би-си, Washington Post и New York Times со ссылкой на источники среди официальных лиц.
"Несомненно, что важнейшим уроком войны в Украине для НАТО станет важность артиллерии", - говорит генерал.
По его словам, до этого конфликта некоторые эксперты считали, что в современной войне можно обойтись без традиционной артиллерии - и полагаться лишь на высокоточное оружие. Бэрронс связывает это с тем, что западные армии были в некоторой степени введены в заблуждение борьбой с терроризмом и недавним опытом интервенций в Ираке, Афганистане и на Балканах.
В тех случаях противником НАТО были отряды и армии, у которых нет существенной авиации, ПВО, военно-морских сил и качественной артиллерии, не говоря уже о космическом потенциале. Для борьбы с ними было достаточно использовать авиацию, ударные дроны и отряды специального назначения - и некоторые эксперты предполагали, что этого же будет достаточно для других конфликтов.
Как бы то ни было, высокие потери бронетехники с обеих сторон в этом конфликте дали повод многим военным экспертам в разных странах вновь заговорить о том, что танк - устаревшее оружие, которому больше не место на поле боя.
Один из них - генерал-лейтенант Радж Шукла, в прошлом - главком учебного командования вооруженных сил Индии. В своей статье "Военные уроки Украинского конфликта" он пишет, что современные противотанковые средства ставят точку в эволюции танков на поле боя.
"Пришел конец комфортной эпохе, начавшейся в 1990-х с окончанием холодной войны. Я думаю, что конец ей пришел еще пять лет назад - но теперь он точно пришел", - сказал сэр Ричард.
Военные аналитики не жалуют нюансы, пишет Майкл Кофман, директор российской программы в Центре военно-морского анализа США. Если раньше западные экспертные круги преувеличивали российскую военную мощь, то в результате вторжения в Украину, скорее всего, недооценивают.
"Если бы альянсу выпало бы схожее испытание, вооруженные силы НАТО могли бы обнаружить, что и у них есть многие из тех проблем, которые Россия испытала в Украине", - пишет аналитик.