Администрация США подтвердила информацию СМИ о поставках в Россию беспилотных летательных аппаратов из Ирана. "По нашей оценке, Россия получила от Ирана БПЛА серии Mohajer-6 и Shahed за несколько дней в августе. На российские транспортные самолеты погрузили оборудование БПЛА на аэродроме в Иране, затем они вылетели из Ирана в Россию. Это мы видим, таковы наши оценки", - заявила на брифинге пресс-секретарь Белого дома Карин Жан-Пьер.
Об отправке Ираном в Россию первой партии беспилотных летательных аппаратов ранее сообщила американская пресса - газета Washington Post и телеканал CNN.
Газета ссылается на неназванного представителя разведывательной службы, а телеканал - на представителя администрации Джо Байдена.
Сообщается, что беспилотники "Мохаджер-6", "Шахед-129" и "Шахед-191" были отправлены в Россию 19 августа.
При первых испытаниях аппаратов российские военные столкнулись с рядом сбоев в их работе, передает Washington Post. Какого рода были эти сбои, газета не уточнила.
Дроны Ирана
Несмотря на ограничения в доступе к иностранным технологиям Иран - довольно известный производитель беспилотной авиации. Эта страна очень давно находится под международными санкциями и у нее есть большой опыт выживания в таких жестких условиях.
"Иран развивает отрасль БПЛА еще с 80-х годов и придает ей большое значение. Поэтому он имеет всю линейку, в которой как тактические, так и стратегические, как разведывательные, так и ударные. Иран привык жить под санкциями, добывать всё нужное для военной промышленности и развивать ее несмотря на санкции. Даже такие более сложные области как баллистические ракеты большой дальности и ядерный проект развиваются, несмотря на все преграды, уж тем более БПЛА", - рассказал Би-би-си израильский военный эксперт Давид Гендельман.
Иран не может самостоятельно проектировать военные самолеты, но за время действия санкций научился неплохо изучать иностранные технологии и копировать их. Таким образом иранцы смогли даже построить собственный истребитель, изучив устройство американского Northrop F-5.
У иранской промышленности богатый опыт производства запчастей для военной авиации, доставшейся ей в наследство еще со времен монархии. Кроме того, Иран, вероятно, может закупать различные запчасти и комплектующие за границей в обход санкций.
Еще в 1980-х годах, во время войны с Ираком, в Иране обратили внимание на возможности беспилотной авиации. Иранская программа создания собственных БПЛА была запущена после войны, которая закончилась в 1988 году.
В 1990-х эта программа активно развивалась, и к 2010-м у Ирана был уже солидный опыт не только производства дронов, но и их применения, в основном в разведывательных целях.
Иранские дроны, по мнению экспертов, разрабатывались с использованием технологий, полученных при изучении добытых образцов западных беспилотников.
По данным Центра исследования военных беспилотников американского Бард-колледжа, на 2019 год в Иране имелось 179 дронов первого, второго и третьего классов.
Первый класс - тактические беспилотники, квадрокоптеры и самолеты, второй и третий - средние и тяжелые БПЛА, которые, в зависимости от высоты полета, относят к классу средневысотных и высотных беспилотных летательных аппаратов с длительной продолжительностью полета (medium-altitude или high-altitude long-endurance UAV - MALE UAV или HALE UAV).
MALE UAV - это тот самый класс, к которому принадлежит и турецкий Bayraktar Tb2.
"Мохаджер-6", доставленный в Россию, принадлежит по этой классификации к дронам второго класса. Это целое семейство беспилотников, первый из которых, по данным Globalsecurity.Org, иранцы использовали для разведки в Афганистане еще в конце 1990-х. Тогда же они экспериментировали с вооружением дрона, устанавливая на него гранатомет РПГ-7.
"Мохаджер-4" появился в 2002 году, и несколько разведывательных беспилотников Иран передал группировке "Хезболла", которая попыталась применять его в противостоянии с Израилем.
Последняя версия этого дрона "Мохаджер-6", выпуск которой начался в 2018 году, несет управляемую бомбу "Каем" (Qaem).
Несмотря на общее название, "Шахед-129" и "Шахед-191" очень разные аппараты. Возможно, потому что их прототипами послужили разные западные беспилотники.
"Шахед-129" - более старая разработка, он летает с 2012 года. Как говорится в докладе "Вооруженные дроны на Ближнем Востоке" (Armed Drones in the Middle East) Королевского объединённого института оборонных исследований, он, вероятно, был создан после изучения израильского дрона Hermes 450, который каким-то образом попал в руки иранских инженеров.
"Шахед-191" был разработан в Иране после громкой истории с американским разведывательным дроном.
4 декабря 2011 года американский дрон RQ-170 Sentinel пропал в западной части Афганистана, недалеко от границы с Ираном, и спустя несколько дней его показали по иранскому телевидению.
В заявлении министерства обороны США говорилось, что он был утрачен в результате некой технической неполадки. Иранские военные утверждали, что перехватили его управление при помощи своей аппаратуры и посадили на своей территории.
В каком техническом состоянии был аппарат после жесткой посадки, неизвестно.
После аварии в Иране был построен БПЛА "Шахед-171", который внешне был очень похож на американский дрон. "Шахед-191", который теперь Тегеран передал России, является уменьшенной версией иранской копии RQ-170.
Насколько совершенны иранские беспилотники, сказать трудно, потому что Иран не раскрывает такую информацию.
Однако, известно, что как минимум у этих беспилотников могут быть проблемы с двигателями. Как говорится в докладе "Военная мощь Ирана", выпущенного Разведывательным управлением министерства обороны США в 2019 году, Иран был вынужден использовать двигатели и другие компоненты, разработанные на Западе, поскольку домашние разработки моторов не были достаточно успешными.
Как и "Мохаджер", " Шахед-129" и "Шахед-191" могут использовать оружие для нанесения ударов по земле.
Дроны в украинском конфликте
Однако ударные миссии вряд ли станут основными для этих беспилотников.
Главная ценность дронов класса MALE UAV - долгая продолжительность полета и способность вести наблюдение, разведку и целеуказание.
Именно такую же роль в последнее время выполняют их "одноклассники" - турецкие БПЛА Bayraktar Tb2, которые стоят на вооружении украинской армии.
В докладе американской неправительственной организации "Вместе против ядерного Ирана" (United Against Nuclear Iran - UANI), который называется "Угроза иранской программы дронов", горится, что Иран использовал в Ираке и Сирии беспилотники "Мохаджер", "Шахед-129", причем про эти дроны говорится, что они наносили удары по наземным целям.
Но даже если Иран и смог применить оружие против слабовооруженных групп в Сирии, в боевых действиях против регулярной армии Украины, имеющей системы ПВО и РЭБ, сделать это будет непросто.
В России имеются разработки дронов класса MALE, компания "Кронштадт" выпускает дрон "Орион", причем в декабре 2021 года говорилось, что эти беспилотники даже наносили удары по целям в Сирии.
Эти дроны производятся на заводе в подмосковной Дубне, причем в конце июня руководство компании объявило, что предприятие начнет работать в три смены.
В российской прессе появлялись сообщения об использовании этих дронов в ходе конфликта в Украине, а украинское агентство УНИАН в апреле передавало, что ВСУ удалось сбить такой БПЛА.
И Россия, и Украина использовали китайские беспилотники в ходе конфликта, что побудило китайскую компанию Da-Jiang Innovations (DJI), ведущего в мире производителя гражданских беспилотников, прекратить в апреле продажи в обе страны.
Тем не менее, у россиян остался доступ к AeroScope, программному обеспечению для наблюдения, которое используется в дронах DJI, чтобы устанавливать ориентиры как собственно украинских дронов DJI, так и их операторов.
Китай также предоставил российским военным значительную помощь как электронными компонентами, так и сырьем, жизненно важными для продолжения операции. В июне пять китайских компаний были обвинены в пособничестве российским военным и внесены официальными лицами США в черный список.
Технические характеристики дрона-камикадзе Shahed-136:
Длина: 3,5 м
Размах крыла: 2,5 м
Дальность: 1800 – 2500 км
Вес: ~ 200 кг, полезная нагрузка 50 кг
Скорость: + 185 км/ч
Время нахождения в полете: 10-12 ч
Двигатель: двигатели MD 550 или 3W