Реклама Google — средство выживания форумов :)
С китайской космонавтикой, на мой взгляд, сложилась довольно странная ситуация. С одной стороны, Китай — лидер во многих областях этой сферы, а с другой — о его достижениях известно чаще всего лишь специалистам или увлекающимся любителям. Даже о том, что в настоящее время работают только две орбитальные станции и при этом одна из них построена именно Китаем, часто забывают.
За последние годы КНР удалось отметиться множеством космических достижений, которые сделали бы честь любой космической державе: возврат грунта с Луны, луноходы, марсианская научная миссия, первая в истории автоматическая стыковка на лунной орбите. Лидерство Китая по количеству космических запусков тоже стало уже привычным. При этом все это Китай делает в очень высоком по современным меркам темпе
Таким образом, китайская "белая книга" очень четко показывает весь масштаб космических амбиций страны. Если китайская космонавтика продолжит развиваться в том темпе, который она поддерживает сейчас, и сумеет реализовать все поставленные в документе задачи, то это станет очень серьезной заявкой на мировое космическое лидерство. По крайней мере по масштабу и разнообразию выполненных космических задач.
Российские ракетостроители традиционно плохо относятся к моноблокам огромных диаметров - намучались с Н-1 и "Энергией". По железной дороге их не перевести, а страна у нас огромная. Вот и пришла отечественная космонавтика к модульным конструкциям "Ангары" и "Енисея", удобно влезающим в Ж/д формат.
Американцы (а теперь и китайцы) идут к огромным моноблокам - так удобнее, надёжнее и дешевле. Транспорт решается морским путём. Китайцы под ракеты тяжёлого класса разработали всю цепочку космической промышленности. Построили новый завод в Тяньцзине на берегу моря - отгрузка сразу на корабль. Космодром Вэньчан на острове Хайнань - удобная выгрузка крупногабаритов.
Разработку тяжёлой ракеты начали в начале 2000-х годов. Новые заводы, космодром, двигатели. С опасного диметилгидразина перешли на чистые водород и керосин. Целая линейка носителей под разные нужды (сейчас из них летали только базовый "Чанчжэн-5" и "Чанчжэн-5В").
Четыре боковых ускорителя, на каждом по два двигателя YF-100 закрытого цикла на керосине и кислороде. Сделан на основе российского РД-120, но тяга у китайца в полтора раза выше (1340 кН против 883 кН). Один боковой ускоритель "Чанчжэн-5" на старте даёт тягу 2400 кН и удельный импульс 300 с, один боковой ускоритель "Ангары" - 1920 кН тяги и 310 с удельного импульса.
На первой ступени "Чанчжэн-5" стоят два двигателя YF-77 открытого цикла на водороде и кислороде. Тяга каждого двигателя - 510 кН на уровне моря и 700 кН в вакууме. Удельный импульс 310 с на уровне моря и аж 430 с в вакууме (благодаря водороду сильное превосходство над "Ангарой"). Диаметр первой ступени 5 метров.
У "Ангары" тяга первой ступени 1920 кН, у "Чанчжэна" - 1020 кН. Но в вакууме "Чанчжэн" сильно экономичнее "Ангары" (439 с против 340 с).
На второй ступени всё печальнее для "Ангары". Водородный блок для "Ангары" и её версия "Ангара-5В" пока только в планах с туманными сроками и перспективами, а у "Чанчжэна-5" уже готов и летал три раза.
На второй ступени стоят два двигателя YF-75D, уже использовавшиеся на "Чанчжэн-3В", но здесь они усилены. Закрытый цикл, водород и кислород. Есть возможность многократного включения.
Тяга - два по 88 кН (176 кН), у "Ангары-5" - РД-0124 с тягой 294 кН. На верхней ступени важнее удельный импульс, чем тяга. Тут 442 с китайца против 359 с "Ангары". Преимущество водорода налицо.
По грузоподъёмности. У "Чанчжэн-5" - солидные 25 тонн. "Ангара-5" - 24 тонны. По цене что у "Ангары", что у "Чанчжэн-5" точных данных нет. Но на коммерческом рынке "Чанчжэн" "Ангаре" не конкурент. Американцы своими санкциями забанили китайской космонавтике возможность запускать спутники с американскими комплектующими (сегодня они стоят на большинстве спутников в мире).
Зато китайцы завалили свой носитель внутренними заказами. Уже летали два экспериментальных спутника связи и прототип нового космического корабля (это отдельная тема). На июль запланирован старт марсианского зонда с марсоходом "Тяньвэнь-1", на конец 2020 года - "Чанъэ-5", которая должна привезти с Луны образцы грунта. На 2021-2022 годы - запуск трёх модулей китайской многомодульной станции, на 2024 год - двух огромных космических телескопов. Плюс спутники связи и лунные зонды. В общем, заказов навалом даже без международной коммерции.