Реклама Google — средство выживания форумов :)
Морские дроны-камикадзе, которые украинские паблики именуют «Микола-3», участвовали в атаках на Севастополь 29 октября. Власти Украины до последнего времени не признавали причастность к удару по российским кораблям, в том числе задействованным в «зерновой сделке». Но Зеленский в ролике однозначно указал на ответственность режима за вероломную атаку:
«Мы будем аккумулировать деньги для флота морских дронов. Думаю, абсолютно каждый понимает, что это и для чего… Как это работает – все уже видели. И это только для защиты нашей морской акватории».
Каждый такой «Микола-3» (непонятно, где «Миколы»-1 и «Миколы»-2) достаточно опасный беспилотник. В отличие от воздушных дронов, его непросто обнаружить, а заряд взрывчатки от несет несоизмеримо больший.
При этом ничего экстраординарного в конструкции катера нет. Это 5,5-метровая лодка полной массой до одной тонны, с автономностью до 60 часов и максимальной скоростью в 80 км/ч. Взрывчатки плавающий камикадзе может взять до 200 кг, однако масса полезной нагрузки может варьироваться от удаленности целей.
В Крыму были обнаружены выброшенные на берег дроны, в которых присутствовало не более 50–60 кг взрывчатки. Вероятнее всего, и в Севастополь зашли «Миколы» не с двумя сотнями ВВ.
Украинские источники утверждают, что плавающий дрон способен передавать до трех потоков видео в HD качестве на удалении от оператора до четырехсот километров. Это возможно только при наличии на борту катера спутникового терминала Starlink, что украинские пропагандисты старательно вымарывают из всех источников. В резонансной рекламе об этом также ни слова.
Илон Маск сейчас, хотя и занят всецело Twitter, но традиционно непредсказуем – не ровен час отрубит спутниковый интернет, и катера превратятся в беспомощные корыта. Space X нервно относится к милитаризации собственной продукции, пусть даже в интересах Украины. Во всех характеристиках изделия эксперты на той стороне скромно пишут о «специальном соединении, защищенном от средств РЭБ противника».
Между тем на всех доступных изображения в корме беспилотника расположена новая прямоугольная антенна спутникового терминала Starlink. Катер собран практически на 100 процентов из гражданских комплектующих, за исключением, конечно, бронированного корпуса, взрывчатки и пары контактных взрывателей на носу, очень похожих на авиационные.
Странам НАТО сейчас очень важно наглядно продемонстрировать все плюсы и минусы тактики использования плавающих камикадзе. Поэтому, несмотря на все договоренности, националисты еще не раз направят «Микол» на российские объекты.
Создание «первого в мире флота» на Азовском и Черном морях позволит кратно увеличить численность дронов. При массированной атаке российских кораблей как на рейде, так и в портах, это станет серьезной проблемой. Подобные тактические приемы неизбежно будут апробированы – украинский конфликт выступает полигоном для натовской войны будущего.
При этом уничтожение пресловутого 73-го специального центра морских операций в Очакове, где готовят операторов подобной техники, дела не решит. Как уже было сказано выше, «Микола-3» (не исключаем, что это не единственное наименование системы) может управляться практически с любого ноутбука. Теоретически организовать это несложно.
Российскому флоту и армии решать эту проблему можно двумя путями.
Первый – это искать эффективные способы противодействия атакам таких изделий. Только вот в классическом соревновании снаряда и брони первый всегда будет чуть быстрее. Инициатива также будет на стороне националистов, а затраты российской стороны всегда будут несоизмеримо выше.
Второй способ – это методическое уничтожение каналов поставки подобной техники, а также поиск возможностей глушить злополучный Starlink.
Если говорить об эффективности, то, конечно, здесь очень спорно оценивать наверняка. Надо отдать должное Украине, нам бы неплохо поучиться, как они за три месяца полностью задавили информацию с мест.
Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба обвинил в теракте против Черноморского флота «людей доброй воли». Его слова приводит РИА Новости.
Отвечая на вопрос, кто стоит за террористическим актом в акватории Севастополя, если не украинская сторона, он сказал: «Люди доброй воли».