Реклама Google — средство выживания форумов :)
Сомнения Запада
Киев не получил от западных стран однозначного твердого отказа на просьбы о поставках современных истребителей - этот вопрос продолжает обсуждаться.
Дискуссия о том, насколько полезными могут быть для Украины иностранные самолеты, происходит не только на конфиденциальных совещаниях и встречах, но и в специализированной военной прессе и экспертном сообществе.
Одна из распространенных точек зрения такова: Украине не нужно передавать современные истребители, а лучше сфокусироваться на ракетах с дальностью, которая позволила бы украинцам уверенно поражать цели на оперативной глубине. Например, на боеприпасах GLSDB с дальностью 150 километров или даже ракетах MGM-140 ATACMS с дальностью до 300 км.
Один из сторонников такой точки зрения - глава комитета по вооруженным силам Сената США, выпускник Уэст-Пойнта Джек Рид. В начале февраля в американском издании Air & Space Forces, которое издает американская Воздушно-космическая ассоциация, был опубликован материал, в котором приводились его высказывания в дискуссии о необходимости поставок F-16 в Украину.
По словам Рида, украинские военные пилоты не могут использовать на 100 процентов даже те старые советские самолеты, которые у них есть, из-за опасности со стороны российской ПВО.
"Они взлетают и летят на уровне верхушек деревьев, пока не достигнут цели, выпрыгивают на самую безопасную высоту, на которой могут сбросить боеприпасы [...] Они потеряли несколько пилотов из-за этого", - сказал сенатор.
"Вы должны спросить себя, что добавил бы к этому F-16? Вы не сможете воспользоваться его дальностью, высотой и прочими преимуществами, потому что воздушное пространство этого совсем не позволяет", - считает Джек Рид. Он выступает за передачу Украине ракет ATACMS.
Другой сторонник этой идеи - военный эксперт, в прошлом американский военный летчик, Максимилиан Бремер. Он опубликовал в интернет-издании Defense News статью, в которой написал, что "любая попытка Украины завоевать преимущество в воздухе может стать дорогостоящей ошибкой".
"Вместо этого Украина должна твердо придерживаться своей успешной стратегии воспрещения доступа в воздушное пространство, а международная коалиция, поддерживающая Украину, должна продолжать поставлять Украине системы ПВО и боеприпасы", - считает он. По словам Бремера, Запад должен поставлять Киеву больше ПВО, чем сейчас.
Однако в Киеве считают иначе. Украинское руководство не перестает напоминать Западу, что ВСУ нужны истребители. И у Киева есть свои аргументы.
Во-первых, Украина использует старые советские МиГ-29 и Су-27, ресурс которых подходит к концу.
"Сегодня мы не можем воевать на равных с теми самолетами, которые у нас есть [...] Это устаревшая советская техника - морально и физически устаревшая. Мы не являемся производителями этого оборудования. Понятно, что она работает на пределе своих возможностей. Пилоты выжимают из него максимум возможного, что есть", - сказал в интервью Би-би-си официальный представитель Воздушных сил ВСУ Юрий Игнат.
Тактика украинской ПВО включает в себя не только применение наземных систем, но также и авиацию, которая действует совместно с ЗРК. И когда ресурс украинских самолетов будет исчерпан, российским истребителям и бомбардировщикам станет проще бороться с украинской противовоздушной обороной.
Хотя в прессе и появляются сообщения о том, что подготовка летного состава Воздушных сил Украины за границей уже ведется, сами представители ВС утверждают, что пилотов пока не готовят.
Как рассказал в интервью Times командующий авиацией украинских Воздушных сил генерал Сергей Голубцов, недавно из США вернулись два украинских летчика, которые протестировали саму возможность обучения на F-16.
"Они провели там три недели и на тренажере F-16 были обучены тому, как летать вместе двумя пилотами с использованием оружия. Результаты оказались очень хорошими: украинские пилоты могут научиться летать и управлять системами вооружения на F-16 менее чем за полгода", - цитирует его издание.
Речь идет, очевидно, о работе на двухместных F-16D, где второй член экипажа занимается вооружением.
Как подчеркивает Юрий Игнат, в результате этой проверки выяснилось, что украинские пилоты смогут освоить новые самолеты менее чем за полгода. По его словам, ВСУ уже подготовили первую группу из "нескольких десятков" летчиков, которые уже готовы отправиться на обучение в США.
Он также рассказал, что обучение за границей уже проходят специалисты Воздушных сил не из летного состава: "Подготовка украинских военнослужащих ведется по всей Европе. Это десятки тысяч людей, которых принимают Испания, Франция, Италия, Великобритания и Германия. Это военнослужащие ВВС - в частности, те, кто обучен системам ПВО, их очень много. Как и другие специалисты - говорят, есть офицеры боевого управления, которые из ВВС будут контролировать действия авиации на земле".
Таких специалистов для обеспечения полетов истребителей нужно в несколько раз больше, чем пилотов. По словам одного из российских экспертов, для 200 самолетов их понадобилось бы "примерно 10 тысяч человек с несколькими тысячами единиц различной техники и оборудования".
Судя по сообщениям в открытых источниках, на фронт попала только часть мобилизованных, остальные либо проходят подготовку в лагерях и на полигонах, либо держатся в резерве.
Оценки численности этих резервов очень разные - от 150 до 300 тысяч человек. Собственно, точных данных об общей численности мобилизованных, полученных из независимых источников, тоже нет.
Наконец есть еще направление, о котором рассказал польский генерал Вальдемар Скшипчак. По его словам, российские войска находятся в районе Брянска, Курска и Воронежа, где они восстанавливают силы, готовят мобилизованных и пополняют запасы, начиная с октября.
"Они проводят большую мобилизацию. И хотя она у них идет довольно хаотично, у них есть резерв в 1,2 миллиона человек. Из них 300 тысяч уже мобилизованных проходят соответствующую подготовку. Большая часть этих сил сейчас сосредоточена именно в районе Воронежа, Курска, Брянска", - сказал бывший командующий сухопутными силами Войска Польского.
"Я считаю, что Россия может ударить по Украине с этого направления и оттуда двигаться на юг, на запад от Харькова, вдоль реки Ворскла, которая впадает в Днепр. По этому сценарию под ударом оказываются Полтава и [город] Днепр", - считает он.
Снижение активности артиллерии в последние недели по обе стороны фронта может означать как нехватку боеприпасов, так и желание накопить их перед решительным ударом.