gals>> Сообщают об попытке атаковать корабль ЧФ РФ
3X> Теперь регулярно будет, ВМФ ведет контроль траффика грузовых судов, а это раздражает нату
На Черноморском театре военных действий назрели явные перемены. Россия перехватывает инициативу, уничтожаются украинские порты, началась морская блокада украинского побережья. В этих условиях стоит ожидать ответных действий Украины на море – в том числе таких атак, как были предприняты во вторник против патрульного корабля «Сергей Котов». Какие сюрпризы ждать от киевского режима на Черноморье и что нужно сделать для их отражения?
// vz.ru
На Черноморском театре военных действий назрели явные перемены. Россия перехватывает инициативу, уничтожаются украинские порты, началась морская блокада украинского побережья. В этих условиях стоит ожидать ответных действий Украины на море – в том числе таких атак, как были предприняты во вторник против патрульного корабля «Сергей Котов». Какие сюрпризы ждать от киевского режима на Черноморье и что нужно сделать для их отражения?
Сразу после отмены зерновой сделки Россия предприняла массированные удары по украинским портам. Кроме того, Россия провела учения, в ходе которых отрабатывалось уничтожение надводной цели силами авиации и ракетного катера, а также захват судна без его уничтожения. ФСБ России объявило, что 22 июля в трюме иностранного судна, двигавшегося в Ростов-на-Дону, были обнаружены следы взрывчатки.
Судовой трафик в черноморские порты Украины (кроме дунайских) почти полностью прекратился. Удары по портам на Дунае сократят и движение судов в этом направлении. Блокада Украины де-факто стала реальностью. Турция и США отказались защищать идущие в украинские порты суда, несмотря на все призывы Зеленского.
Российское командование объявило, что следующие на Украину суда будут рассматриваться как перевозящие оружие. Реакция Украины не заставила себя ждать. Следом за Россией власти Украины объявили, дословно: «с 21 июля 2023 00:00 по киевскому времени все суда в черноморских водах, направляющиеся в порты Российской Федерации или во временно оккупированные порты Украины, могут рассматриваться для оценки риска как суда, перевозящие военные грузы». Кроме того, Украина «запретила» судоходство в Керченском проливе. Этот наглый ход показывает, что Украина готова действовать против судоходства в российские порты.
Преимуществом Украины является американская разведка всех видов – от радиоэлектронной до спутниковой, включая полеты беспилотников и самолетов-разведчиков над Черным морем. Они обеспечивают украинской стороне беспримерную ситуационную осведомленность. Нельзя исключать также то, что Украина может еще иметь противокорабельные ракеты или организовать вылет боевой авиации против кораблей Черноморского флота или даже против торговых судов.
Такова на текущий момент обстановка на Черноморском театре военных действий. Отталкиваясь от нее, можно выделить те угрозы, с которыми наша страна может столкнуться, если ВМСУ решат активизироваться. И то, какие способы противодействия стоило бы рассмотреть.
Стоит превентивно организовывать наблюдение за западной частью Черного моря, чтобы исключить прорывы брандеров к торговым судам. Для этого у России есть морская авиация, в том числе противолодочные самолеты Ил-38Н с комплексом «Новелла», имеющим в своем составе радиолокационную станцию, способную засечь катер на очень большом расстоянии. Есть вертолеты, есть катера и беспилотные летательные аппараты. Сил и средств много, и на их базе можно создать эффективную оборону. Но без стопроцентных гарантий.
Отдельно необходимо учитывать риски атаки Украины на Крымский мост и работающие на переправе паромы. Риск новой атаки очень высок, и от российских Вооруженных сил, Росгвардии и ФСБ потребуется сделать все необходимое, чтобы не допустить повторения произошедшего.
Если же говорить об атаке на паромы и использующиеся как паромы большие десантные корабли (БДК), то тут есть три специфических нюанса. Первый – Украина может использовать террористические методы и попытаться провести внутрь судна или корабля машину со взрывчаткой.
Вторая проблема – сам характер переправы. Паромы ходят по расписанию и стоят под загрузкой заранее известное время в заранее известных местах. Украина имеет крылатые ракеты Storm Shadow/Scalp и одноразовые ударные беспилотники, которые достают до причалов, используемых паромами и БДК. Атака кораблей на этих стоянках может быть выполнена в любой момент.
Еще одним видом угроз является возможность использования Украиной торговых судов для нападений и диверсий. С такого судна может быть высажена диверсионная группа на моторных лодках. Такое судно может быть нагружено взрывчаткой и где-то подорвано.
На случай же вмешательства флота какой-то третьей страны необходимо быть готовыми немедленно применять всю имеющуюся морскую штурмовую авиацию, в том числе с Балтики, и вертолеты Ка-52К, имеющие хороший ударный потенциал.
В целом же стоит вспомнить слова Черчилля: «В море две линии обороны. Одна проходит по базам противника, вторая по вашим собственным базам». На первом этапе СВО российский флот владел инициативой и заставлял противника обороняться. Зерновая сделка по понятным причинам привела к ряду ограничений действиям ВМФ России. Сейчас зерновая сделка закончена. И если заставить противника обороняться по урезу воды на его берегу мы пока не можем, то сделать море опасным для него и менее опасным для нас – вполне.