Lot-2> В музеях работают хранители фондов.
С точки зрения бюрократической (в хорошем смысле слова) процедуры - всё верно, тут не о чем спорить. Но это - в идеале. А применительно к местным музейно-выставочным центрам - это как сферический конь в вакууме. Когда сильно ограничены ресурсы (штаты/фонды/деньги/время), тут приходится быть на все руки мастером (моё предположение) - и архивариус и экскурсовод и историк--краевед-исследователь в одном флаконе. А ещё и справочное бюро по совместительству. И всё это за очень небольшое и не сильно стимулирующее, скажем так, вознаграждение.
Хорошо было в стране советов - что написано в учебнике, то и история, без вариантов. Ну, можно было поспорить о том какой смысл вкладывал Пушкин в 148-ю строку "Евгения Онегина", ну может ещё чего очень важного. Нет, я не утверждаю, что в СССР истории и историков не было - отнюдь. Но в массовом секторе было как-то, прямо скажем, проще, без изысков. Но тут пришла перестройка, грянула гласность, демократия задемократизировалась буйным цветом и из неведомых закоулков хлынули потоки "абсолютно правдивой инфы об ужасающих фактах истории", затапливая всё и вся. Примерно как в половодье, когда со льдом по реке несет не только лед, но и коров с курятниками и отчаянно матерящегося тракториста дядю Васю на его Беларуси. В итоге даже то, что было правдой, исказилось, порой, настолько, что до сих звучит отголосками. И оставило след во всё тех же фондах. Не забывайте, что много где существуют кружки и объединения местных краеведов, по патронажем местных же центров музейных искусств. И это не плохо, если бы не одно но (которое уже обсуждалось ранее).
Lot-2> Господа историки атрибутируйте правильно, вам только спасибо скажут, но не в музеях/архивах.
Настоящих историков мало (и не только по корочке, а по духу, знаниям, навыкам и опыту). Опять же, всякие разные там исторические школы, непримиримые позиции по одним и тем же вопросам и т.д. и т.п. Про доморощенных (энтузиастов) я вообще молчу - их мнение вообще мало кем учитывается (ну так было раньше, в классическом понимании исторических изысканий). Но дело то даже не в этом, а скорее в донесении "истины" (то, в чем убежден я, может быть неубедительным трепом для соседа, а все собранные факты и доказательство - чисто фейки и гуляй отседова, умник нашелся) до широких (или узких) масс.
А вот тут-то и возникает проблема: где делиться историческими находками? Ну кроме очевидных мест - личных блогов и специализированных форумов (вроде этого) и сайтов? Ах, да, есть ещё и "народная энциклопедия" - вики-пуки-педия. Почему пуки? Потому что однажды она очень громко обделалась, когда её пользователи начали "пороть отсебятину" в статьях, перевирая факты и делая собственные далеко идущие выводы. Ок, ошибки учли, теперь стратегия подачи инфы в вики - чистый, голый, ничем не прикрытый копипаст с обязательным указанием источника. Чем более официозный источник - тем лучше, пусть в нём и написан откровенный и устаревший бред сивой кобылы (а зачастую просто исходно недостоверные данные, устаревшие и даже на тех самых официальных сайтах давно удаленные от греха подальше).
А ещё в вики есть такая штука как запрет на
ОРИСС - т.е. даже если ты нашел все правильные аргументы и подкрепил их неоспоримыми фактами и свидетельствами, то основываться на собственных выводах при написании статьи в вики -
не имеешь права. Вам, уважаемые энтузиасты истории, ничего не напоминает? Ба! Да этож любой исторический архив! Хочешь чем-то поделиться - сдавай в музей. Хочешь, чтобы твои изыскания были услышаны или, хотя бы, просто где-то упомянуты - пиши научную статью, а лучше диссертацию. А там как пойдет. И тогда, быть может, кто-то сошлется на твои "писюльки" и черканет пару слов. Но будь готов к тому, что придет другой редактор и вычеркнет все ссылки на твои изыскания, как на сомнительные. Правда следующий может снова их вернуть, а тот, что после него - снова вырезать. И упаси бох тебя что-то там доказывать - это никому неинтересно. Главное - соответствовать набору бюрократических процедур, а истина третье, а то и четверостепенна.
Правда на деле в качестве источников в той же вики фигурируют ссылки на газетные статьи родом из 90-х и начала 00-х, со всем присущим им бредом, непроверенностью и спорностью утверждений. Или ссылки на какие-нибудь сайты "вожу экскурсии по сопкам", где Васёк-экскурсовод каждый раз, посещая новую бухту, сопку или камень делает новые географические открытия и нарекает их цветастыми именами, типа "Пик Дракона", "бухта Пиратов-мертвецов", "Долина атлантов" с непременным "порталом в Шамбалу". Иногда это правят, иногда в таком виде оно висит годами... Но вообще, тема географии в эпоху гугло и яндекс-карт это отдельная головная боль, уже столько всего "на открывали" пользователи (а редакторы перенесли это на карты), что впору учреждать академию по закрытию "открытий" 21-го века.
так куда прикажете работать? В стол (личный блох)? Ну по большому так оно и происходит. И быть может однажды количество перерастёт в качество, кто ж знает.
Lot-2> Там своя кухня и каждый раз они не будут переименовывать, менять всю документацию по той, или иной фотографии. Все названия, подписи условны. Чисто для музея подпись - это инвентарный номер.
Есть очень сильное подозрение, что источником вала ошибок, что мы наблюдаем в ГК является сам ГК. Програмизды что-то написали по ТЗ (как шумели, как шмогли), а музейщики, которых обязали обязательно что-то в поля понаписать - что-то и как-то понаписали. Т.е. переатрибутировали фонды по-новой. И такое ощущение, что те, кто в базу забивали описания, оригиналов не видели - один подобрал фонды для сканирования, другой - отсканировал (не глядя), а третий описывал своими словами то, что видел на фото из папки на компутере. Вполне возможно, что где-то и школьников на летних каникулах привлекали - ну примерно такой уровень адекватности встречается очень часто. Короче говоря, даже классный инструмент в руках дилетанта (а ведь наверняка задумка была неплохая) - кусок дерева/железа, коим можно и голову себе расшибить, а то и глаз выбить. Опасно и травматично.
Кстати и к самому ГК претензий много - ничего более неудобного, чем "бесконечная лента" сложно было предложить (на порносайтах - норм, в самый раз, но тут-то другая специфика всё же). А листать это как вообще? даже если упереться рогом и пару суток мотать прокруткой вниз, на 60-ти тысячах пролистанных фотках очень велика вероятность что браузер рухнет и ты не успеешь сохранить даже эти заветные 2,5 гигабайта (которые тоже не всегда корректно сохраняются). И это уровень местных музеев средней руки, центральные - далеко за 100 тыс. (только фото, не считая предметов и документов). Про тэгирование фото я просто молчу: "море, люди, берег, корабль" - догадайся, что это "траулер им. 50-ти летия октября принимает эстафету социалистического соревнования" - ой вэй...
Но и это не всё. Самое печальное, что изначально верно атрибутированные экспонаты живут в фондах своей отдельной жизнью - например случай, когда
ПЯТЬ версий одного и того же фото в фондах одного и того же музея атрибутированы по-разному? А это как вообще? Вообще никакого контроля нет, получается? При том, что исходное фото - вот оно, у вас хранится, правильно подписано, более того, есть (у вас же, в собственных фондах) документ о передаче (под роспись и опись) от автора, где он все верно указал и расписал? Это что, тоже правильная работа с фондами? Или всё-таки что-то неладное в датском королевстве творится? Но всегда можно сослаться на отсутствующих, тех, кто до нас тут дел наворотил, а мы кагбэ и не причем, вроде.
Это я к чему: да, архивы и музеи - это прежде всего связанные с историей бюрократические процедуры и системы хранения. Но по факту, зачастую, мы наблюдаем не историческую бюрократию, а бюрократическую историю, со всеми вытекающими. Ну и склад артефактов в придачу, в котором если знаешь номер ячейки хранения - тебе это вынесут, а нет - объясняй - не объясняй чего хочешь, покрутят пальцем у виска (втихушку) и вежливо отправят восвояси. Сделали бы хотя б в ГК поле принадлежности к альбому - ведь многие старые фотки именно в них и хранятся - сколько бы вопросов с датировкой/местом и привязкой к событию отпали бы сами собой... Ну да - мечтать не вредно.
parohod>> Кстати, непрофессиональные музейщики ведут себя как правило гораздо адекватнее
А кто это за звери? Из частных музеев?