Стремительная товаризация современного поля боя проявилась во всей красе в последние дни, когда повстанцам-хуситам в Йемене, по сути, удалось установить в Красном море блокаду — даже не имея военно-морского флота. На протяжении всей истории человечества контролировать моря (а, следовательно, и торговлю) могли лишь самые богатые из стран — только им было по карману отряжать значительную часть национального дохода на строительство серьезного флота. Но процесс товаризации решительно изменил расстановку сил.
Ключевым моментом в блокаде Красного моря стало успешное поражение торгового судна иранской противокорабельной ракетой. Информация о конкретной модели ракеты скудна, но нет никаких сомнений, что она стоила существенно дешевле ракет ПВО на вооружении западных военных кораблей. В репортажах уже подчеркивалось, что ВМС США тратят ракеты за два миллиона долларов штука, чтобы сбивать беспилотники хуситов за 2 000 долларов.
Характер нового вооружения ставит и более глубинные вопросы. Когда блокада только началась, раздались призывы к ВМС США и их союзникам бомбить хуситов, чтобы вынудить их капитулировать. Но что именно они собрались бомбить? Эти новые ракеты и беспилотники можно свободно перебрасывать по всей подконтрольной хуситам территории, а запускать — и вовсе дистанционно. Даже когда ВМС США определят цель, ею может оказаться дешевая пусковая установка или, в лучшем случае, пустой грузовик.
Возможно, пришло время пересмотреть наши траты на вооружение и военные закупки. Пожалуй, пора задуматься и о наших возможностях на новом, “товаризованном” поле боя: что нашим вооруженным силам под силу, а что нет. Судя по всему, многое в новой обстановке сулит преимущество стороне, воюющей на “своем поле”. Тот же флот издавна служит излюбленным инструментом демонстрации силы в отдаленных регионах мира. Но если военным кораблям так легко и дешево угрожать “коммерческим” оружием, их полезность на театре военных действий значительно снизится.
Насколько можно судить, ракетное вооружение катамаранов ВМС КСИР типа Shahid Soleimani составляют шесть крылатых ракет размещенные в наклонных ПУ по бокам судна, а также ячейки вертикального пуска для зенитных ракет малой дальности и средней дальности, размещенные в центральной части надстройки за рубкой. Как заявил сегодня во время церемонии ввода корабля в строй начальник Генерального штаба ВС Ирана генерал Багери: «Это первый военный корабль Исламской Республики Иран отечественной разработки, оснащенный системами ПВО малой и средней дальности вертикального пуска».
Что касается артиллерийского вооружения, то оно похоже состоит из артиллерийской установки с одной 30-мм пушкой, а также 4х 20-мм пушек.
Одним из самых ярких экспонатов Военно-морского салона в Санкт-Петербурге стал инновационный корвет-тримаран, выполненный по схеме «судно с аутригерами» (САР).
На стенде ОАО «Зеленодольское ПКБ» демонстрировалась модель большого корвета «Русич-1» с мощным вооружением. Одновременно вышла статья главного конструктора кораблей САР Зеленодольского ПКБ Станислава Руденко с публикацией внешнего облика «Русича-1500», который планировалось представить на несостоявшийся конкурс корветов ОВР.
Автор сдержанно относился к неоднократным попыткам Зеленодольского (и других) ПКБ «сделать из корвета фрегат», однако проект «Русич-1» водоизмещением около 2400 тонн является яркой демонстрацией возможностей схемы САР в сравнении с корветом проекта 20386 (разработчик ОАО «Алмаз»), выполненным по классической схеме и с явным заимствованием идей американского LCS «Фридом». При практически одинаковом водоизмещении «Русич-1» имеет вдвое более мощное вооружение (с возможностью применения до 16 КРМБ из УВП), гораздо лучшую мореходность по условиям работы вертолетов и безэкипажных средств.
Следует отметить такой недостаток САР, как большой вес «мостов», которые в данной схеме не создают полезной плавучести. По этой причине при сравнении с кораблями классической схемы и при использовании в качестве материала корпуса обычной судостроительной стали диапазоном преимущества схемы САР являются как раз корветы. При дальнейшем увеличении водоизмещения значительно растет масса «мостов» и многие преимущества САР теряются. Однако в размерности корвета схема САР обеспечивает двойное превосходство по ТТХ, а также другие преимущества:
-очень высокую живучесть – обычный корвет «живет до первой ракеты», САР за счет «распахнутой» компоновки с высокой вероятностью сохраняет боеспособность после попадания ПКР;
-очень высокую мореходность по условиям как работы с вертолетом, так и спуска-подъема безэкипажных средств и быстроходных лодок;
-значительные полезные объемы, которые могут быть использованы для решения различных задач (в том числе при выполнении гуманитарных операций).
Только по схеме САР может быть выполнен малый корвет ОВР водоизмещением около 1000 тонн с обеспечением базирования тяжелого вертолета, наличием эффективных средств ПВО, поиска ПЛ, противолодочных ракет.
По словам Харитонова , испытания тримарана проводились в специальных имитационных бассейнах в различных условиях, включая ледовый режим.
Возражения корветам этой схемы имели явно выраженный характер «не пущать». «Проблемы со швартовкой»? Нет таких, различные схемы давно опробованы Зеленодольским ПКБ. «Докование»? Выполнена детальная проработка применительно к конкретным докам в базах ВМФ. «Эксплуатация в ледовых условиях»? Испытания модели САР в ледовом бассейне ЦНИИ им. Крылова показали выполнение требований ВМФ (уточнение: именно для схемы САР с короткими «каналами» между корпусами, у «классических» тримаранов в ледовых условиях действительно имеются проблемы). «Ни один еще не построен»? Так надо строить и проверять!
«Эксплуатация в ледовых условиях»? Испытания модели САР в ледовом бассейне ЦНИИ им. Крылова показали выполнение требований ВМФ (уточнение: именно для схемы САР с короткими «каналами» между корпусами, у «классических» тримаранов в ледовых условиях действительно имеются проблемы).