[image]

Электрические ракетные двигатели - 2019

Теги:космос
 
ZA Alexandrc #15.04.2019 18:40
+
-
edit
 

Alexandrc

аксакал

Сообщение было перенесено из темы Электрические ракетные двигатели - 2002.

Изготовление плазменных двигателей в России

Гигантские звездолеты с призрачно светящимися двигателями стали одним из постоянных атрибутов космической фантастики. В то же время плазменные двигатели уже по... //  habr.com
 

PS Предыдущие части:

Электрические ракетные двигатели

Я тут попробовал ознакомиться с материалами форума, касающимися электроракетных двигателей. Для чего эти двигатели нужны, конечно, все уже знают: для полета на Марс. Правда, те из них, которые не используются для этого полета, могут применяться (и уже применяются) для других, менее важных целей. Но дело не в этом. Дело в следующем. Тут было наговорено про ЭРД много всего. Конечно, не так много, как про ЯРД, но всё же. И, что характерно, умные мысли говорились. Но вот для изучения ЭРДов они (эти…// Космический
 

Электрические ракетные двигатели - 2002

Продолжение темы airbase.ru/forum/3/488/index.htm Электрические ракетные двигатели[/html_a]// Космический
 
   44
Это сообщение редактировалось 17.04.2019 в 10:56

RU Alexandrc #09.06.2020 13:41
+
-
edit
 

Alexandrc

аксакал

.Новые возможности двигателя СПД-140Д
В Опытном конструкторском бюро «Факел» (входит в Госкорпорацию «Роскосмос») проведено исследование одновременной работы двух стационарных плазменных двигателей СПД-140Д. Исследовался запуск двигателей как с объединенным, так и с независимым электропитанием. Продемонстрирована возможность запуска одного двигателя от другого.

Испытания двигателей проводились на стендовой базе ОКБ «Факел». Двигатели СПД-140Д были установлены в вакуумной камере испытательного стенда в одной плоскости. Для подтверждения включения одного двигателя от другого было выполнено несколько включений с различными положениями катода одного из двигателей.

В ходе испытаний подтверждена возможность функционирования двух СПД-140Д от одного катода, а также возможность работы одного двигателя от катода рядом стоящего двигателя, что расширяет возможности двигательной установки. Катод — наиболее критическая часть СПД в части обеспечения надежности функционирования двигательной установки.
 
   83.0.4103.6183.0.4103.61
+
-
edit
 

matvey

аксакал
★☆

Новый российский ионный двигатель успешно прошел огневые испытания

Разработчики отрабатывали алгоритмы управления двигателем //  tass.ru
 

Специалистами ГНЦ ФГУП «Центр Келдыша» (входит в Госкорпорацию «Роскосмос») успешно проведены огневые стыковочные испытания нового ионного двигателя ИД-200 КР мощностью до 3 кВт с удельным импульсом тяги до 4 500 секунд, блока управления расходом рабочего тела и разработанной НПЦ «Полюс» системы преобразования и управления СПУ-200 КР.

В настоящее время в Центре Келдыша ведется активная разработка ионных двигателей различной мощности. Особое внимание уделяется разработке и испытаниям модификаций ионных двигателей серии ИД-200, которые могут использоваться для коррекции орбиты космических аппаратов, а также для реализации миссий по освоению дальнего космоса.

Двигатель ИД-200 КР оснащен углерод-композитной ионной оптикой с повышенными механическими свойствами. В ходе испытаний отработаны алгоритмы управления двигателем. Составные части электроракетной двигательной установки планируется использовать в составе перспективных геостационарных космических аппаратов.
   2020
RU Alexandrc #30.09.2022 14:01
+
-
edit
 

Alexandrc

аксакал

Что-то везде получается разной степени некромантия :(
Первые тесты в космосе подтвердили работоспособность плазменного двигателя VERA
МОСКВА, 30 сентября. /ТАСС/. Импульсный плазменный двигатель VERA, разработанный в Национальном исследовательском ядерном университете (НИЯУ) (Московский инженерно-физический институт, МИФИ), был впервые протестирован во время реального космического полета и подтвердил свою работоспособность. Об этом в пятницу сообщили ТАСС в Sitronics Group.

"Прошли первые тесты импульсного плазменного двигателя VERA (Volume-Effective Rocket-propulsion Assembly) во время реального космического полета. Протестированная двигательная установка находится на борту наноспутника CubeSX-HSE-2 Высшей школы экономики (ВШЭ)", - подчеркнули в Sitronics Group.

Тестовые мероприятия состояли из нескольких контролируемых вручную разрядов в двигателе. Задачей тестов было проверить работоспособность всех систем. "Работоспособность двигательной установки была подтверждена: система зарядки конденсаторов по команде с Земли исправно заряжает конденсаторную батарею, система инициации разряда по команде с Земли исправно выполняет свою работу", - заявили в IT-компании.

Космическая миссия формата CubeSat 3U ВШЭ реализуется при поддержке Фонда содействия инновациям в рамках конкурса "Дежурный по планете". Платформа космического аппарата изготовлена компанией "Спутникс" (входит в Sitronics Group). Как сообщили в компании, для проведения более длительных тестов, позволяющих совершить заметный орбитальный маневр, требуется обновление программного обеспечения спутниковой платформы, чем сейчас занимаются инженеры "Спутникс".

В случае успешной демонстрации орбитального маневрирования ООО "Лазер Ай", малое предприятие института ЛаПлаз НИЯУ МИФИ, отвечающая за разработку двигательной установки VERA, в следующем году начнет ее серийное производство.

Двигатель VERA позволит малым спутникам занимать и затем эффективно в течение длительного времени поддерживать необходимые позиции в орбитальной плоскости. Кроме того, плазменный двигатель поможет решить проблему космического мусора. Оснащенные двигателями наноспутники могут в конце своей жизни самостоятельно снизить высоту орбиты, тем самым в 2-3 раза сократив время до сгорания в верхних слоях атмосферы.
 
   106.0.0.0106.0.0.0
+
-
edit
 

Naib

аксакал

Alexandrc> Что-то везде получается разной степени некромантия :(

И не говори. :(
Этим движкам уже лет 50+.
И к основным проблемам они в этом эксперименте даже не подползали ещё. А проблемы там серьёзные: джет гуляет по вектору, да к тому же дробится на плазмоиды.
   105.0.0.0105.0.0.0

энди

злобный купчик
★★★☆
Naib> И к основным проблемам
Аникеев сказал что стендовую базу для двигателей строят в Курчатнике и в Тринити к 2030 обещают летный экземпляры.
   105.0.0.0105.0.0.0

энди

злобный купчик
★★★☆
Naib> И да к тому же дробится на плазмоиды.
поэтому и импульсы
   105.0.0.0105.0.0.0
+
+1
-
edit
 

Naib

аксакал

энди> поэтому и импульсы

Не потому. Этот двигатель в принципе имеет только импульсный режим работы, разрядом конденсатора на электроды. Про плазмоиды - это внутренняя структура джета.
   105.0.0.0105.0.0.0
+
+1
-
edit
 

Naib

аксакал

энди> Аникеев сказал что стендовую базу для двигателей строят в Курчатнике и в Тринити к 2030 обещают летный экземпляры.

Недалеко от меня стоит стенд с установкой импульсной мощностью 10 МВт. BFG-10000, да...

Это очень старые двигатели. Alexandrc не зря про некромантию писал.
   105.0.0.0105.0.0.0
+
-
edit
 

энди

злобный купчик
★★★☆

Троицкий ТРИНИТИ планирует к 2024 году завершить разработку прототипа плазменного ракетного двигателя

Об этом шла речь 30 марта 2022 года на открытом научном семинаре Госкорпорации «Росатом» «Управляемый термоядерный синтез и плазменные технологии». В мероприятии, проведенном в комбинированном очном и дистанционном форматах, приняли участие более 200 представителей организаций Росатома, Роскосмоса, НИЦ «Курчатовский институт», Минобрнауки России. Участники семинара обсудили ход выполняемых исследований и перспективы создания плазменных ракетных двигателей с улучшенными характеристиками в России. Работы по этому направлению включены в третий федеральный проект комплексной программы «Развитие техники, технологий и научных исследований в области использования атомной энергии в Российской Федерации на период до 2024 года» (КП РТТН). Виктор Ильгисонис, научный руководитель федерального проекта, в своей вводной презентации подчеркнул важность разработки плазменных ракетных двигателей с повышенными техническими характеристиками для обеспечения (наряду с задачами по освоению дальнего космоса) возможностей более свободного маневрирования, множественных изменений орбиты космическими летательными аппаратами. //  www.atomic-energy.ru
 

«Разработку прототипа плазменного ракетного двигателя в ГНЦ РФ ТРИНИТИ планируем завершить в 2024 году. 1 На данный момент на квазистационарном плазменном ускорителе продемонстрирован удельный импульс выше 100 км/с для водородной плазмы в режиме однократных импульсов, что позволяет достигнуть целевых показателей прототипа при переходе в частотный режим работы и иметь тяговую мощность в 300 кВт при КПД выше 55%», – сказал руководитель проекта.
2 «На данный момент нами разработан эскизный проект на модуль электрореактивного ракетного двигателя максимальной мощностью 250 кВт, который включает четыре холловских двигателя номинальной мощностью 50 кВт и максимальной мощностью 65 кВт. Разработаны, изготовлены и испытаны макеты ключевых элементов этого модуля. К 2024 году мы планируем завершить его изготовление и приступить к испытаниям», – поделился он результатом проделанной работы.
3 Сергей Коробцев, заместитель начальника комплекса НИЦ «Курчатовский институт», рассказал о создании мощного безэлектродного плазменного ракетного двигателя (БПРД) и его конкурентных преимуществах. В частности, он отметил, что в настоящее время в НИЦ «Курчатовский институт» сооружается макет БПРД с ВТСП магнитной системой, в котором холодная плазма с плотностью до 5*1019м-3 создается при геликонном разряде в аргоне. Основная задача проводимых экспериментальных исследований – получение максимальной энергетической эффективности и технологическая отработка методов создания и нагрева плазмы. Разработка макета прототипа БПРД мощностью 100 кВт будет завершена уже в 2022 году, а далее на модернизированном стенде Е-1 будут исследоваться его основные характеристики. Среди основных преимуществ БПРД ученый выделил увеличение ресурса из-за отсутствия электродов, практически полное использование рабочего тела (газа), оперативное (без конструкционных изменений) регулирование в широком диапазоне отношения тяга-удельный импульс.
   107.0.0.0107.0.0.0
RU Alexandrc #04.03.2023 13:50
+
-
edit
 

Alexandrc

аксакал

Роскосмос впервые испытал электроракетный двигатель на криптоне для проекта «Сфера»
В интересах федерального проекта «Сфера» предприятия Госкорпорации «Роскосмос» — ОКБ «Факел» (входит в интегрированную структуру НПО Энергомаш) и ГНЦ «Центр Келдыша» — впервые испытали стационарный плазменный двигатель СПД-70М на криптоне.
Испытания двигателя прошли в ОКБ «Факел», показав его стабильную работу и надежные параметры запуска. Двигатель полностью соответствует требованиям для космических аппаратов проекта «Сфера».

Двигатель СПД-70М создан в ОКБ «Факел» и имеет мощность от 300 до 1200 Вт. В ГНЦ «Центр Келдыша» для него был разработан катод-компенсатор с эмиттером из пористого вольфрама, пропитанного соединениями бария.

Традиционно в качестве рабочего тела для плазменных двигателей используется ксенон. Но в последнее время его стоимость на рынке существенно выросла, что активизировало научные изыскания по применению более доступных рабочих тел. Одним из возможных вариантов может стать криптон, стоимость которого по разным оценкам в 5—10 раз меньше ксенона. При этом можно получить приемлемые параметры плазменных двигателей.

В декабре 2022 года Роскосмос начал научно-исследовательскую работу, одна из задач которой исследовать возможность использования в электроракетных двигателях альтернативных ксенону рабочих тел.
 
   110.0.0.0110.0.0.0
+
-1
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Alexandrc> Роскосмос впервые испытал электроракетный двигатель на криптоне для проекта «Сфера»


Мда... заголовки достойны "Сделаноунаса".


- Песня "Дорожная", исполняется впервые мною.
- Как впервые, её ж сто лет поют?!
- Мною - исполняется впервые.


ЭРД "АТОН" на криптоне Морозов со товарищи в МИРЭА (ЕМНИС, там) испытывали 20+ лет назад. Сейчас пЕарщики могут отмазаться только тем, что "Физику плазмы" не читали. Ну или сказать, что та лабораторная установка не совсем ЭРД.

Причём отмазаться, что то было на стендах, а это лётное испытание уж совсем настоящего ЭРД - тоже не выйдет.

И те опыты были если и первые (что тоже не факт), то далеко не последние.

Вот только навскидку, из сравнительно недавних публикаций:

2016

Разработка двигателя малой мощности для работы на криптоне

Применительно к таким миссиям, как удержание аппарата на орбите, повышение орбиты спутника, очистка орбиты от мусора, транспортные операции, так и разработка эффективного двигателя для исследования далекого космоса, используются электроракетные двигатели в качестве неоспоримой альтернативы химическим двигателям. Тем не менее даже лучшие решения, предлагаемые технологией электрореактивной тяги, все еще требуют оптимизации, несмотря на более чем полувековую историю. В настоящее время ксенон лучшее рабочее вещество для ионных и холловских двигателей, однако он очень дорог, поэтому более дешевые рабочие вещества выступают как альтернативные для перспективных электроракетных двигателей. //  cyberleninka.ru
 
совместно с НИИ ПМЭ МАИ было проведено исследование [1], которое показало, как меняются характеристики двигателя при переходе на криптон. Исследование проводилось на двигателе СПД-50М с модернизированной магнитной системой.

Параметры СПД-50М при работе на ксеноне и криптоне

Проведенные параметрические испытания двигателя при работе в различных режимах на ксеноне и криптоне свидетельствуют о том, что при ограничении мощности разряда величиной порядка 200 Вт:

— наилучшие тяговые параметры фиксируются при работе на ксеноне при расходе через ускорительный канал ~1 мг/с и повышенных до (250-300) В разрядных напряжениях;

— при работе двигателя на криптоне получаются значительно более низкие значения тяги, удельного импульса тяги и тягового КПД.

Вольтамперные характеристики (ВАХ) на ксеноне имеют традиционный характер, при работе на криптоне ВАХ более разнообразны (рис. 1), но в целом по сравнению с режимами работы на ксеноне для них характерен сдвиг начального участка возрастания разрядного тока в сторону более высоких напряжений и практически полное отсутствие участка с повышенными значениями разрядного тока.
 


2018

Сравнение характеристик модели двигателя с анодным слоем при работе на ксеноне, аргоне и азоте

Характеристики двигателя с анодным слоем зависят от используемого рабочего тела. При переходе от традиционно применяемого и хорошо изученного ксенона к другим рабочим телам необходимо знать, как изменяются основные параметры двигателя. Приведены результаты исследования работы лабораторной модели двигателя с анодным слоем в низковольтном режиме на ксеноне, аргоне и азоте. Получены вольт-амперные характеристики и зависимости ионного тока от напряжения разряда модельного устройства для каждого из рабочих тел. Проведено сравнение энергетического и массового коэффициентов полезного действия и сделана оценка энергетической цены тяги при работе двигателя с анодным слоем на азоте и инертных газах. //  cyberleninka.ru
 
Цели работы — исследование параметров модели ДАС при работе на азоте в низковольтном режиме и сравнение эффективности ее функционирования на инертных газах (ксеноне, аргоне) и азоте.

Подобные сравнительные испытания проводились в Италии, где в качестве источника тяги выступали стационарный плазменный двигатель [9] и радиочастотный ионный двигатель [10].

...

Исследуемая модель ДАС (рис. 1) имела следующие геометрические параметры: средний диаметр ускорительного канала Сср = 40 мм, межполюсной зазор Ь = 6 мм

Выводы
1. Энергетическая цена тяги ДАС при работе на азоте в 2,5 раза больше, чем на ксеноне, при этом не известен массовый состав ионов в пучке азота.
2. При заданных среднем диаметре и ширине ускорительного канала и сопоставимых расхо-
дах РТ на азоте ток насыщения разряда достигается при больших напряжениях, а среднее значение тока разряда в рабочем диапазоне напряжений в 2 раза больше, чем на ксеноне.
3. При близких расходах РТ получены схожие зависимости токового КПД для всех газов, тогда как массовый КПД двигателя при работе на азоте в среднем в 2 раза меньше, чем на ксеноне.
 


2019

Физика плазмы. T. 45, Номер 1, 2019

Физика плазмы. T. 45, Номер 1, 2019 //  sciencejournals.ru
 
О влиянии расхода ксенона и криптона через ускорительный канал на тяговую эффективность стационарных плазменных двигателей Морозова

В ряде работ проводились исследования особенностей работы и характеристик СПД на криптоне, который более чем на порядок дешевле ксенона и производится в достаточно больших объемах. Эти исследования показали, что в случае криптона характеристики имеют традиционный для СПД вид. Вместе с тем тяговая эффективность двигателя на криптоне на типичных для СПД режимах работы значительно ниже, чем при работе на ксеноне. Одной из основных причин такого снижения тяговой эффективности является недостаточно высокая эффективность переработки потока атомов криптона в ионы, которая зависит от многих факторов. Среди них важнейший – плотность расхода криптона в ускорительном канале, определяющая концентрацию плазмы в разряде. Достаточно полного изучения влияния этого параметра на работу и характеристики СПД на криптоне до сих пор не было проделано, большинство исследований проведено на одной модели и в ограниченном диапазоне расходов рабочего вещества. В предлагаемой работе приводятся результаты сравнительного исследования влияния расхода ксенона и криптона на характеристики СПД разного масштаба в расширенном диапазоне расходов рабочего вещества. Полученные результаты дали сведения о физических особенностях работы СПД на криптоне при его разных расходах через ускорительный канал двигателя и при разных геометриях выходной части ускорительного канала. Они должны быть полезны для разработки перспективных двигателей на криптоне.
 



А, хотя вроде в других источниках изощрённее сформулировано:
впервые испытали стационарный плазменный двигатель СПД-70М на криптоне.

И тут не придерёшься - СПД-70М ранее на криптоне не испытывали, максимум СПД-50М :) "Исполняется впервые мною."

То есть, вероятно, мужики сначала нормально и по-человечески сообщили о результатах, хорошие результаты, а потом пришли пЕарщики и в меру своего понимания сделали погромче.
   56.056.0

Xan

координатор

Alexandrc> Одним из возможных вариантов может стать криптон, стоимость которого по разным оценкам в 5—10 раз меньше ксенона.

А ещё есть иод, для которого не нужно тяжёлых баков.
И поглощать выхлоп в домашней вакуумной камере гораздо проще.
И попытки сделать движки уже были.
Куда они девались?
Или "двигатель должен быть дорогим"?
   99

Дем
Dem_anywhere

аксакал

☠☠
Alexandrc>> Одним из возможных вариантов может стать криптон, стоимость которого по разным оценкам в 5—10 раз меньше ксенона.
Xan> А ещё есть иод, для которого не нужно тяжёлых баков.
Маск вообще уже на аргон перешёл, который можно сказать бесплатный.
   110.0110.0

Xan

координатор

Дем> Маск вообще уже на аргон перешёл, который можно сказать бесплатный.

Ксенон при 6 атм и температуре +17 имеет плотность 1, как вода. Около критической точки.
Его хранить не слишком дорого.
Остальным нужны тяжёлые баллоны. Потому что они = сжатые газы. И вес баллона больше веса содержимого.

У иода один недостаток — корродирует некоторые "бытовые" материалы, вроде железа.
Но устойчивых к иоду материалов полно, не проблема.
   99

Дем
Dem_anywhere

аксакал

☠☠
Дем>> Маск вообще уже на аргон перешёл, который можно сказать бесплатный.
Xan> Ксенон при 6 атм и температуре +17 имеет плотность 1, как вода. Около критической точки.
Xan> Его хранить не слишком дорого.
Хранить может и недорого, зато он сам дорогой. На НК насчитали, что 10% стоимости спутника.
Xan> Но устойчивых к иоду материалов полно, не проблема.
Опять же - из этих материалов надо делать весь спутник. А это деньги.
И когда спутники тысячными партиями, а не один неимеющийаналогов - приходится задумываться.
   110.0110.0

Xan

координатор

Дем> Хранить может и недорого, зато он сам дорогой. На НК насчитали, что 10% стоимости спутника.

(Купить Йод кристаллический марка"Ч",ГОСТ 4159-79, 1 кг | МиниМед)

Первый попавшийся жадный магазин: 200 ... 300 баксов за кг — дорого для космоса???

А вот вообще по 60 баксов:

(Йод кристаллический, цена в Астане (Нур-Султане) от компании СтальЭнерго-96)

Xan> Но устойчивых к иоду материалов полно, не проблема.
Дем> Опять же - из этих материалов надо делать весь спутник. А это деньги.

Ну не из платины же делать!!! :D
Нержавейка, титан.
Защитная краска по алюминию.
Никакой экзотики.
   99

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Xan> А ещё есть иод, для которого не нужно тяжёлых баков.

Йод не очень хорош. И даже совсем не хорош. Особенно для СПД и ДАС. Металл, однако! Если на керамику в канале осядет и сформирует плёнку или дорожку - может и закоротить. Да и ионизуется похуже - а у СПД-ДАС ионизация происходит как бы сама собой, т.е. - в отличие от тех же ионников - нет отдельного специального узла-ионизатора рабочего тела.

Да и обращаться с йодом... возиться с подачей придётся прилично. Расплавлять, подавать, испарять... То еще удовольствие.
Йод еще может прокатить для ионников, но там ртуть как бы не лучше. Но с йодом хотя бы, кажется, не очень страшно. Хотя тоже...

Криптон с аргоном тоже не подарок, в плане хранения, но хоть других проблем нету.
   56.056.0

Xan

координатор

Fakir> Если на керамику в канале осядет и сформирует плёнку или дорожку - может и закоротить.

1. При +25 градусах давление паров 0,31 mmHg = 1/2500 атм. Это гораздо выше, чем давление космического вакуума! :)
И выше, чем давление в движке.
Так что оседать ему трудно.
2. Сопротивление метрового куба из йода 10 мегаом. Почти изолятор.
Сопротивление тонюсенькой микронной плёнки будет 10 ТОм.

Fakir> Да и ионизуется похуже

Если не склероз, потенциал ионизации близкий. Но — не знаю.

Fakir> Да и обращаться с йодом... возиться с подачей придётся прилично. Расплавлять, подавать, испарять...

Нет.
В баке его надо (может быть!) слегка подогреть. Он испарится в газ. Никакого плавления.
Дальше клапан и регулятор для газа.
Повторюсь: при обычной температуре у него давление паров порядка того, что нужно движкам.

Fakir> Йод еще может прокатить для ионников, но там ртуть как бы не лучше. Но с йодом хотя бы, кажется, не очень страшно. Хотя тоже...

Не, не "тоже". Вполне мирное вещество.
Давление паров, кстати, почти точно в два раза выше, чем у ртути (0,14 mmHg при +25).
ПДК ртути 0,005 мг/м3
ПДК йода 1 мг/м3 — в двести раз "приятнее".
Итого, учитывая "в два раза", и двухатомные молекулы йода — в 50 раз менее вредный, чем ртуть.
К тому же — не кумулятивный.

Кроме того, при испытании движков в вакуумной камере, не надо изо всех сил откачивать выхлоп, чтоб поддерживать вакуум.
Достаточно на пути струи поставить ловушку, охлаждаемую жидким азотом. И весь йод 100% осядет в ней.
   99

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Xan> 1. При +25 градусах давление паров 0,31 mmHg = 1/2500 атм. Это гораздо выше, чем давление космического вакуума! :)

И что?

Xan> И выше, чем давление в движке.
Xan> Так что оседать ему трудно.

Ничего трудного. Давление тут вообще не при делах. Важнее степень адгезии в первую очередь к керамике.
Немного будет играть температура, но в СПД ионы как раз сравнительно холодные.

Fakir>> Да и ионизуется похуже
Xan> Если не склероз, потенциал ионизации близкий. Но — не знаю.

Тоже навскидку не помню, тем более что скорее нужно будет еще смотреть потенциал ионизации молекулярного, а до кучи возможна каша с диссоциацией и наличием как молекулярных, так и атомарных ионов, что немножко неприятно (ИМХО не сильно, но всё-таки).
Так ведь часто дело не в только в потенциалах, но и в сечениях.


Xan> Не, не "тоже". Вполне мирное вещество.
Xan> Давление паров, кстати, почти точно в два раза выше, чем у ртути (0,14 mmHg при +25).
Xan> ПДК ртути 0,005 мг/м3
Xan> ПДК йода 1 мг/м3 — в двести раз "приятнее".

Да не в ядовитости дело.
Припоминаю несколько смутно, давно было (даже не уверен - в литературе, или от людей), что с металлами, повторюсь, для ЭРД, особенно типа СПД-ДАС, дела иметь очень не хотели. И именно по причине непредсказуемости электрического поведения.

Xan> Достаточно на пути струи поставить ловушку, охлаждаемую жидким азотом. И весь йод 100% осядет в ней.

Прямо так в лоб оно не сработает, чтоб на 100%. Струя кнудсеновского газа - это струя кнудсеновского, то есть в сущности не газа.
Ты предлагаешь некую вариацию, достаточно плохую, на тему криосорбционного насоса.

Не говоря о том, что упрощение стендов по откачке конечно некоторое преимущество, но далеко не ключевое - движки всё же служат для лётного использования, а не испытаний, поэтому упрощение стендовых испытаний нельзя ставить во главу угла.
Тем более что давно есть камеры с хорошей производительностью по откачке.
   56.056.0
RU Alexandrc #19.08.2023 14:08
+
-
edit
 

Alexandrc

аксакал

В РФ создают макеты частей двигателя для полета к границе Солнечной системы
ПАРК "Патриот" /Московская область/, 19 августа. / ТАСС/. ОКБ "Факел" (входит в интегрированную структуру ракетного двигателестроения "Энергомаш" Роскосмоса) работает над обликом и создает макеты частей двигателя, который сможет вывести аппарат к границе Солнечной системы. Об этом сообщил ТАСС директор предприятия Геннадий Абраменков на международном военно-техническом форуме "Армия-2023".

"Безэлектродный плазменный ракетный двигатель (БПРД) разрабатывается под научным руководством НИЦ "Курчатовский институт", является перспективным типом электроракетных двигателей большой мощности. В настоящее время выполняется ряд НИОКР, направленных на определение облика двигателя и создания макетов отдельных составных частей", - сказал Абраменков.

По словам директора ОКБ "Факел", работы выполняются с привлечением широкой кооперации, в том числе не вовлеченной ранее в космическую тематику. "Сроки изготовления опытного образца БПРД будут определены после проведения успешных испытаний макетов", - пояснил он.

В декабре прошлого года Абраменков сообщал ТАСС о разработке безэлектродного плазменного двигателя, который будет способен доставить космический аппарат на границу Солнечной системы.
 
   115.0.0.0115.0.0.0
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)
RU Alexandrc #27.03.2024 15:11
+
-
edit
 

Alexandrc

аксакал

Предприятие Роскосмоса провело огневые испытания плазменного двигателя для малых спутников проекта «Сфера»
В Центре Келдыша (входит в Госкорпорацию «Роскосмос») были успешно проведены огневые испытания плазменного двигателя КМ-55 в широком диапазоне мощности с рабочими телами ксенон и криптон.

В ходе испытаний двигатель показал стабильную работу в диапазоне мощности от 600 до 1200 Вт. Удельный импульс при работе на ксеноне составил до 2 050 сек, при работе на криптоне — до 1900 сек, диапазон тяги для ксенона составил от 28 до 87 мН, а для криптона — от 34 до 66 мН.

Двигатель КМ-55 разрабатывается для использования в составе малых космических аппаратов перспективной низкоорбитальной группировки, в том числе в рамках федерального проекта «Сфера».
 
Прикреплённые файлы:
4698271125.jpg (скачать) [980x500, 34 кБ]
 
 
   123.0.0.0123.0.0.0
Последние действия над темой

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru